Новокузнецкое городское телерадиообъединение

МАКАРАК: ВРЕМЯ ТАЛАНТОВ

Газета «Новокузнецк», выпуск №35 (825)  //  Рубрика: Творчество

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Фото автора

Областной пленэр-конкурс самодеятельных художников «Краски земли Кузнецкой» прошёл в Тисульском районе

На этот раз в живописном посёлке Макарак собрались 30 художников-любителей и профессионалов со всего Кузбасса – из Кемерова, Новокузнецка, Юрги, Прокопьевска, Гурьевска, Тисульского, Яшкинского и Топкинского районов. И даже из Омска, придав тем самым пленэру статус регионального.

По словам руководителя пленэра Виктора Ардашкина, члена Союза художников России, такие ежегодные сборы в Кемеровской области действуют на протяжении 30 лет. Цель творческих выездов неизменна из года в год: пропаганда и популяризация самодеятельного изобразительного творчества в жанре пейзажа, оказание методической помощи художникам-любителям народных изостудий и любительских объединений, выявление талантливых молодых художников-любителей, поддержка их творческой активности, а также «повышение профессионального уровня участников и стимулирование процесса создания новых произведений о сибирской природе». И надо отдать должное областному департаменту культуры и национальной политики, Кемеровскому областному центру народного творчества и досуга, что упорно поддерживают подобную практику мастер-классов для художников-любителей: встречи приносят результаты. Такие пленэры, в отличие от прочих регионов страны, проводятся только в Кузбассе. Было время, когда они на год-два прерывались, и тем не менее традиция, несмотря ни на что, сохранилась.

Стимул и объект для творчества был избран, по словам художников, совершенно необычный и даже несколько диковато-суровый по своей красоте: живописные скалы Макарака; горы, одетые в ершистую шубу сосен и елей; несущая свои быстрые воды горная гордая Кия. Казалось, лучшего места для написания этюдов невозможно выбрать! Программа этой девятидневной творческой встречи предусматривала не только практические занятия и мастер-классы, но и подъём на моторных лодках по Кие до Белокаменного Плёса, экскурсии на озёра Берчикуль и Песчаное, пеший переход к 15-метровому водопаду «Макарачик», встречи с самодеятельными народными коллективами. При этом каждый участник пленэра, рассмотрев и изобразив всю эту красоту, должен был представить на конкурс не менее одной работы в любой номинации: архитектурно-этнографические зарисовки, работы о красе и гордости Кузбасса – реке Кие, произведения на таёжные мотивы. Конкурсные работы, которых после этого плодотворного содружества оказалось немалое количество, вошли в фонд областной передвижной выставки «Краски земли Кузнецкой».

Несколько картин были подарены поселковому Дому культуры, в котором на это время обосновались участники пленэра. Женщины спали на сцене в кроватях, с пружинами, достающими почти до пола («Наши колыбели», – шутили иные). Мужчины, отгороженные от прекрасного пола огромным и пыльным занавесом, – в зрительном зале. Не обошлось и без добродушных шуток по этому поводу, типа «Всю жизнь мечтали прожить на сцене! Мечты, наконец-то, сбываются». А появление коллеги художника из-за тяжёлого занавеса из зрительного зала отмечалось ироничным смешком: «Ну вот, очередной визит «дирижёра» из оркестровой ямы!»

Но и такое полупоходное житьё-бытьё воспринималось с энтузиазмом. Днём шла работа над этюдами, вечером проходило их обсуждение. Порой не без эмоций. «Чего это ты в наив ударился?» – спрашивал у Владимира Самусева, художника из Тисуля, прокопьевский мэтр Виктор Самошкин. В ответ на эти претензии Владимир Иванович тотчас отвечал натюрмортом, написанном в вангоговской манере. А значит, доказывая при этом, что он может работать в разных стилях. По одному определённому почерку его живописные произведения узнать нельзя. Многие из «старой гвардии», как и Владимир Иванович Самусев с десятилетним стажем творческих сборов, выезжают на пленэры не один год. У некоторых количество таких выездов тоже зашкаливает за шесть, семь, а то и больше лет. Например, как у Петра Фадеевича Бордокина из Гурьевска. Про него и его двух коллег-товарищей по кисти художники так и говорят: «Ни один наш пленэр не обходится без трёх богатырей – Ардашкина, Самошкина и Бордошкина». Как, впрочем, и без многолетнего руководителя областных пленэров, ведущего методиста Кемеровского областного центра народного творчества и досуга Людмилы Пушкаренко. Постоянный участник встреч и сопровождающий эти сборы в качестве организатора по Тисульскому району – Владимир Волков, которого за заботливую опеку творческого люда прозвали «Батяня-комбат».

Не только акварелями, но и рукоделием из бересты занимается кемеровский мастер и художник Виталий Кузьменко. На протяжении многих лет он посещает клуб народного творчества. В Макараке его внимание, как и многих других художников, привлёк дом старого мастера-берестянщика. Старожил посёлка умер, но дело его рук – плетёные берестяные изделия – жители Макарака сохранили, позволив художникам писать этюды с этими лубочными деревенскими раритетами, висящими у крыльца покосившегося от времени домика. И вообще, в Макараке, в котором из основных занятий остались только работы по заготовкам древесины в тайге и по выгонке пихтового масла, очень рады были появлению художественной братии. Дети, затаив дыхание, рассматривали, как рождается очередной этюд, позировали портретистам, приходили посмотреть на готовые масляные работы, что сушились в сенях поселкового клуба. Сами вслед за художниками пытались что-то изображать на листах бумаги. «Вот так и рождается любовь к искусству», – полушутя, возможно, вспоминая и своё детство, резюмировали художники.

Постоянно можно было увидеть за работой и супружескую пару – новокузнецких художников Ольгу Пестереву и Андрея Ковригина. Недавно супруги открывали в Гоголевке свою совместную выставку картин, на которой были изображены исключительно цветы. Полевые букеты, помимо пейзажей, привлекли Ольгу и Андрея и на этот раз. Их не страшил даже дождь, который шёл в Макараке почти неделю и спутал планы многих пленэристов, однако не остановил пожелавших прокатиться по Кие и полюбоваться окружающими её скалами. Были и такие, которым даже раскапризничавшаяся погода не стала помехой. Пётр Фадеевич Бордокин, сидя под дождём, упорно продолжал писать экзотические и вычурные скалистые берега.

Как признались многие, пленэр – это исключительная возможность пообщаться с мастерами и коллегами, обменяться опытом, побывать на мастер-классах. Многие ради этих дней даже отпуск за свой счёт берут. И, признаются, с каждым разом интересно наблюдать за творческим ростом своих коллег.

– Для меня эти пленэры – единственная возможность практики, уроков от мастеров, возможность писать на природе, в кругу единомышленников, – призналась Аня Тайлакова, преподаватель КузГТУ, чья работа всеобщим тайным голосованием была признана лучшей на пленэре. На него 27-летняя девушка выезжает в девятый раз, и каждый творческий сбор работает много и плодотворно.

Для кого-то главное в таких поездках – творческое общение, которое, как говорят японцы, даёт возможность воровать глазами, то есть перенимать опыт художников-профессионалов. Омская художница Татьяна Давыдова прямо с корабля на бал отправлялась из Макарака на Международный слёт художников в Томске.

– Мне интересно само это место – диковатый и причудливый Макарак. Он меня вдохновляет. Для художника важны новые темы, новые впечатления, новые эмоции. Без этого в творчестве нет движения. Смена деятельности прямо-таки потрясающая. А увидев некоторые пейзажи и картинки, так и хочется воскликнуть: «Ух, ты!» После этого и работы получаются классные, – признаётся Татьяна. А супруги-новокузнечане Ольга Пестерева и Андрей Ковригин заявили, что отныне поездки на пленэр станут их семейной традицией. И не только в плане творчества, но и в плане общения. Ведь многие здесь обрели новых друзей. И как показывает опыт пленэров – надолго.

Фото автора


Просмотров статьи: 1886