Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«СМЕЮТСЯ ВСЕГДА НА ВЫДОХЕ!»

Газета «Новокузнецк», выпуск №35 (825)  //  Рубрика: Город и горожане

// Автор: Татьяна Шипилова

1 сентября знаменитый клоун Василий Трофимов дал мастер-класс маленьким новокузнечанам

– утверждает клоун Василий Трофимов. Обладатель звания заслуженного артиста России, лауреат всевозможных российских и международных премий, ныне житель нашего города.

Первого сентября Василий Егорович провёл со школьниками, пришедшими к нему на встречу в отдел искусств Центральной библиотеки имени Гоголя, мастер-класс по умению правильно и профессионально смеяться («На свете есть две заразительных вещи – смех и зевота»). Сам по себе клоунский смех, действительно, был настолько заразителен, что оказался отдельной самостоятельной цирковой репризой и вызвал дружный хохот детворы.

Когда-то много лет назад в Кузбасс переехали родители Василия Егоровича. Два года, с пятого по седьмой класс, в селе Сидорово проучился и Василий, уроженец Ижевска, в котором ходил в спортивные секции. К тому времени мальчишка уже имел разряд по гимнастике, и спортивные навыки пригодились ему потом в будущей профессии. О том, что станет артистом цирка, не задумывался. Но задатки были: мальчишка был настолько пластичен – особенно его руки, что приходилось постоянно держать их в карманах брюк. Забавные фигуры, которые он выделывал ими, выходя к доске, вызывали у его одноклассников хохот. Так что учителя, чтобы не нарушать спокойствия на уроке, нередко опасались вызывать Трофимова к доске. Юмор и тяга к смешным репризам жили в нём с детства. Талант смешить, можно сказать, передался по наследству от отца-сталевара, который любил почудить в кругу семьи и детей. «Хочу стать комиком!» – говорил Василий, и по жизни получилось так, что судьба привела его на арену цирка.

Цирковое искусство, по словам Василия Трофимова, вобрало в себя все известные жанры. В Киевском эстрадно-цирковом училище, которое он заканчивал, Василий по четыре часа, занимаясь танцами, стоял у станка. Позднее по шесть часов в день работал на манеже, прежде чем выйти к зрителям. Единственный ученик Олега Попова, Василий Трофимов, объездивший более 40 стран, признаётся:

– Цирк как болото. Он засасывает. Приятна слава, которая наступает в результате упорной работы. Интересно посмотреть другие страны, пообщаться с их жителями.

Особенно любит бывать в Японии – стране со своим особым чувством юмора. Как-то он пытался отработать там репризу на тему испанской корриды, в ходе которой, защищая любовь, клоун символически повергает быка. Но этот номер в Японии не прошёл: «Что вы! Разве можно так издеваться над животным, у нас же в зале будут присутствовать дети!» – возмущенно возразили ему. Надо сказать, не только дети, но и представители «зелёных»… А это с его номером было чревато. Пришлось срочно придумывать новый. Зал милую инсценировку с девочкой, вызванной на ковёр, оценил смехом и улыбками. В конце концов, Василию до того понравилось в этой стране, с её безыскусным, непритязательным, но добрым юмором, что он побывал здесь на 13 гастролях, в общей сложности проведя в японских городах четыре с половиной года. И если среди прочих стран гастроли предлагались по Японии, всегда выбирал Страну восходящего солнца. Там и ещё во Франции он даже стал обладателем зрительских симпатий. Более того, на французском телевидении организовал и вёл передачу «Русская пантомима». (К слову, год назад Василий Егорович предложил организовать необычный театр пантомимы и музыкальной буффонады и в нашем городе. Но до сих пор под эту творческую, довольно увлекательную для города затею не нашлось помещения). Для каждой нации ему приходилось готовить отдельный, с национальными особенностями, репертуар. Так постепенно и вошёл в пятерку лучших клоунов мира. Однако не зазнавался от обрушившейся на него славы и в шутку говорил о себе, что он второй клоун. А когда спрашивали: «Кто же первый?», отвечал: «Все остальные!»

Рассказал Василий Егорович и о тяжёлом хлебе артиста цирка, о том, как однажды отрабатывали на французской стороне в шапито гастроли, дав 40 представлений буквально «без продыха». Отдыхали в придорожных гостиницах – мотелях, в которые после выступлений приходили полуживыми и падали замертво, чтобы вновь проснуться утром, быстро съесть свой завтрак и выйти на арену.

– Рассмешить людей очень сложно. Особенно тех, что пришли на представление уставшими после рабочего дня. Но клоун должен уметь всё! Гениальное вообще заключается в простоте. Если тебе сопереживают зрители – значит это искусство. И ещё. Клоунов называют «дураками». И я говорю про себя: «Да я – дурак! Но не простой, а профессиональный», – безо всякой бравады, немного с грустинкой улыбается он.

«…Сезон закончен. Старый цирковой дворник неторопливо сгребает в кучи пожухлые листья. Листья дымятся горьковато и грустно, как чьи-то отзвучавшие, жаркие аплодисменты. Дворник останавливается, закуривает и смотрит на фасад цирка. Там, поругиваясь, рабочие снимают рекламный щит известного клоуна. Клоун уже уехал. А его лицо, поблёкшее от дождей, ещё здесь. Щит с грохотом падает и ломается. Лицо клоуна сморщилось и стало невесёлым.

– Ох, мать их, работнички!.. – дворник сплевывает, ещё раз смотрит на лежащий изуродованный щит и берётся за грабли. Цирк, с обвисшими от усталости плечами, затих в осени. Вокруг него дымящиеся рыжие купола из листьев и чьих-то остывающих аплодисментов…»

Это небольшое эссе написано другом и коллегой клоуна – Владимиром Кулаковым. Книгу под названием «Представление продолжается…» он подарил семье Трофимовых, в которой Василий, его жена Ирина и дочка Наталья – артисты цирка.

Ирину Василий Егорович увидел в своё первое представление в Новокузнецке. Это было в 1980 году, когда на его выступление учителя сидоровской школы, где он учился, привели 50 своих учеников с букетами астр, сорванными на родительских клумбах. После номера они забросали его цветами. И тогда же он заметил симпатичную девушку, сидящую в первом ряду. Пытался познакомиться, но неудачно. Затем встретил её через неделю и тут уж не упустил возможности проводить до дома. «Это была судьба!» – решили оба. С тех пор Ирина Степановна на протяжении 34 лет их совместной жизни повсюду с ним: на гастролях она и ассистент, и костюмер, и первый критик его новых реприз. Однажды на цирковое представление пришла его мама, и когда она увидела, как в ходе репризы сына, якобы впавшего в беспамятство, пытаются накачать огромным шприцем, воскликнула на весь зал: «Ему же больно!» На что администратор цирка после представления философски произнёс: «Если бы все мамы были такими, то у нас не было бы клоунады».

Тут же, в отделе искусств, словно сопровождая сказанное Василием Трофимовым, расположилась забавная выставка «Короли смеха». Из 50 клоунов-масок, наряженных в нелепые и яркие одежды. Организатор экспозиции – сотрудник отдела искусств Галина Иванова – обратилась к семье Трофимовых с просьбой предоставить экспонаты, приобретённые в странах, где проходили гастроли. Ирина и Василий охотно поделились своей коллекцией. Авторы, выполнившие эти сувениры, соединили в клоунских масках черты многих великих мастеров манежа и сцены. В экспозиции представлены и книги, посвящённые цирковому искусству. И в частности – друга семьи Владимира Кулакова. Есть в ней и такие строки:

«…Когда ты в центре манежа, когда стальные лучи прожекторов впиваются в твое незащищённое тело, – от немоты зрительного зала, от неудачи, пусть хранит тебя высшее начало – АРТИСТ. Когда твою измученную плоть уносит в ночь старенький цирковой фургон, и ты мечтаешь о лучшей доле, – пусть тебя, артист, поддержит твоя – ВЕРА. А когда твоей душе не на что опереться и она готова разбиться, как фарфоровая тарелка жонглёра, – пусть тебя спасёт – НАДЕЖДА… И чья-то ЛЮБОВЬ».


Просмотров статьи: 1877