С ТВЁРДОСТЬЮ ЧУГУНА И ПЛАСТИЧНОСТЬЮ СТАЛИ: Становление и развитие Новокузнецка неразрывно связано с Кузнецким металлургическим комбинатом
Говоря о прошлом города, его настоящем и будущем, нельзя не говорить о КМК, о людях, которые здесь трудились и трудятся. О вкладе, который специалисты и рабочие завода внесли и в историю Новокузнецка, и в историю страны.
К 70-летию Победы на страницах газеты был опубликован ряд материалов, рассказывающих о роли Кузметкомбината в годы Великой Отечественной войны: в частности, писали о специалистах КМК, которые стали создателями кузнецкой брони, в которую на полях сражений был одет каждый второй советский танк. Мне бы хотелось продолжить эту тему уже в разрезе послевоенных лет. Ведь победа, одержанная СССР, ещё долго не давала покоя нашим бывшим западным «союзникам». Вскоре после окончания Второй мировой они развязали против Советского Союза новую, холодную войну. И вновь кузнецким металлургам пришлось мобилизовать знания и умения не только для укрепления броневого щита страны, но и для создания нового – ракетно-ядерного.
Вот что рассказывала в своих воспоминаниях Г.Г. Метелева, работавшая в то время ведущим инженером броневой лаборатории: «В разгар Суэцкого кризиса (конец 1950-х годов) директор Кузметкомбината Р.В. Белан получил указание от председателя Совнаркома СССР А.Н. Косыгина о необходимости срочного изготовления металлопродукции для строящегося космодрома «Байконур». Требования к составу стали по содержанию вредных примесей серы и фосфора, а также неметаллических включений и газов были чрезвычайно жёсткими. Поэтому в процессе отработки технологии инженеры лаборатории, ведущие специалисты и рабочие сталеплавильных и прокатных цехов А.С. Климасенко, А.А. Глазов, Г.В. Шаров, Г.И. Ермолаев, М.М. Привалов и другие буквально дневали и ночевали у производственных агрегатов.
_____________________________________________________________________
И когда с космодрома «Байконур» стартовала межконтинентальная баллистическая ракета с первым искусственным спутником, в коллективах цехов и лабораторий КМК царило ликование, поскольку их специалисты и рабочие чувствовали свою причастность к этому событию
_____________________________________________________________________
Не остались в стороне и ферросплавщики. В 1976 году к ним обратились литейщики Московского автозавода им. Лихачёва с просьбой разработать и поставлять им специальную лигатуру со строго регламентированным содержанием кремния, марганца, хрома и углерода, а также обладающей необходимыми плотностью и магнитными свойствами. Задача была сложной, но её выполнение имело важнейшее значение. С помощью этой лигатуры стало возможным получать дефицитный «ковкий чугун», обладающий твердостью чугуна и пластичностью стали, а значит – изготавливать ответственные узлы мобильных ракетно-пусковых комплексов. Благодаря творческому сотрудничеству ферросплавщиков Новокузнецка Б.А. Антонова, Ю.П. Канаева, В.П. Головача, учёных Сибирского металлургического института Н.В. Толстогузова, В.Д. Муковкина и литейщиков Московского автозавода им. Лихачёва Б.Г. Красавина, Н.В. Садреева были разработаны технологии получения лигатуры и «ковкого чугуна», признанные изобретениями. Оборонно-промышленный комплекс страны был обеспечен этим стратегически важным материалом.
Особо остановлюсь на вкладе кузнечан не только в производство тонкой брони, но и в создание современных танков, танков нового поколения. Помню, в 1982 году мне пришлось присутствовать при встрече старых друзей, фронтовиков и однокурсников директора ферросплавного завода Г.И. Сальникова и директора Нижнетагильского вагоностроительного (а фактически танкового) завода, бывшего кузнечанина В.К. Сотникова. Когда беседа перешла на военную тему, выяснилось, что наши танки в первые годы афганской войны оказались уязвимы из-за недостаточной ударной вязкости стального литья, используемого в конструкции башен, ходовой части и трансмиссии. И два руководителя пришли к такому выводу: необходимо объединить усилия для решения этой проблемы путем создания нового сплава – ферросиликованадия для внутриформенного модифицирования сложного стального литья. В.К. Сотников, опытный производственник, учёный и организатор, прошедший путь от мастера, начальника цеха машиностроительного завода, ассистента литейной кафедры Сибирского металлургического института до главного инженера «Сантехлита» (ныне – «Универсал») обосновал и подготовил технические требования к новому сплаву применительно к условиям танкостроительного завода. В свою очередь Г.И. Сальников, опытный электрометаллург, организовал группу заводских учёных и производственников в составе Н.Е. Молчанова, В.М. Минаева, Г.И. Чащина, Н.И. Кожемского, Ф.С. Раковского и других, которые разработали технологию плавки ферросиликованадия. Всего за период с 1983 по 1992 годы было выплавлено 30500 тонн такого сплава, что достаточно для изготовления 7000 современных тяжёлых танков. Как мне позже рассказал бывший афганец, полковник Ю.П. Алябьев, эти танки показали высокие боевые качества в Афганистане и в других «горячих точках» и до сих пор находятся на вооружении российской армии.
К сожалению, после развала Советского Союза и череды экономических кризисов уже в нынешней России вышеупомянутые работы были свернуты. А зря. Геополитическая обстановка, возникшая в результате событий на Украине и продвижения военных баз НАТО к границам нашей страны, сегодня непростая. В этой связи следует вспомнить опубликованное полтора года назад выступление президента В.В. Путина перед трудящимися Нижнетагильского танкового завода. В своей речи Путин говорил о необходимости тесного сотрудничества промышленных предприятий с предприятиями оборонного комплекса, что должно обеспечить первые устойчивыми заказами, а также поднять их научно-технический уровень, рентабельность и конкурентоспособность. Кстати, это выступление состоялось на заводе, которому когда-то кузнецкие металлурги поставляли стратегически важную металлопродукцию.
Ю.П. Канаев, инженер-электрометаллург, советник Российской инженерной Академии, почётный ветеран ОАО «Кузнецкие ферросплавы»
Фото Марии Коряга.
Просмотров статьи: 1508