Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ОРДЕН ОТ КИМ ИР СЕНА: «День дарителя» в Новокузнецком краеведческом музее продолжается

Газета «Новокузнецк», выпуск №24 (814)  //  Рубрика: История одного экспоната

Как мы уже сообщали, последний вторник каждого месяца в краеведческом музее с недавних пор носит название «День дарителя». В этот день (и не только) горожане могут сделать музею подарок: поделиться какими-либо значащими для истории города семейными реликвиями. Принести старинные вещи, отмеченные временем документы, предметы домашнего обихода, утварь. Да мало ли что можно раздобыть на чердаках и в кладовых родительских и бабушкиных домов! Для уюта и семейной биографии найденные вещи, брошюры и бумаги порой уже не играют никакой роли. Но для историков они становятся очередной «меткой времени», которая потом с успехом может вписаться в ту или иную композицию, посвящённую определённой тематике в жизни города.

Так, редкий орден правительства Северной Кореи принесла в дар музею Валентина Георгиевна Ишкова. Получен он был её супругом Иваном Ивановичем Ишковым, который в составе группы советских специалистов работал на строительстве металлургического завода имени Ким Чака с июня 1973-го по июнь 1976 года в Корейской Народно-Демократической Республике. Все шесть лет зарубежной командировки Иван Иванович, инженер производственного отдела первого Новокузнецкого управления треста «Сибметаллургмонтаж», трудился геодезистом на строительстве завода в северокорейском городе Чендин. Костяк специалистов для возведения гиганта металлургии в Северной Корее решено было послать именно из Новокузнецка, где был накоплен богатый опыт на строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината и где вскоре на металлургическом оборудовании проходили практику и наши северно-корейские товарищи. Корейцам надо было срочно осваивать собственное производство!

Некоторые из корейских собратьев уже неоднократно бывали с деловыми связями в Советском Союзе, и потому сносно изъяснялись по-русски: языковой барьер в общении новокузнецкие командировочные преодолевали без особого труда.

По словам Валентины Георгиевны, в то время сотрудника архива треста «Кузнецкпромстрой», которой пришлось разделить судьбу мужа за границей, жили они поначалу в довольно «закрытых от мира условиях». Специалистов, собранных со всего Союза в количестве 500 человек, поселили в небольшой городок, обнесённый высокой бетонной стеной. Покидать границы городка «вторым половинкам» было строго-настрого запрещено. «Почему – непонятно. «Нельзя» – и всё!» – вспоминает Валентина Георгиевна. Лишь через некоторое время жёнам командировочных удалось упросить корейское начальство выпускать их хотя бы группами за пределы городка на отдых в горы, на море, на природу. А иные природные уголки там были просто замечательные! Выйти же за бетонное ограждение поодиночке не было никакого шанса.

Многие приезжали в Северную Корею семьями, с детьми. Но учиться детворе было негде: этот факт в КНДР поначалу не учли. Потом всё-таки возвели в «советском городке» школу для ребятишек, где могли найти работу хотя бы в качестве учителей и супруги командировочных. Чтобы не скучать, пока мужья возводят металлургический гигант на работе, женщины ударились в творчество – развивали всевозможную самодеятельность, обменивались концертными визитами с местными жителями («Столько оказалось талантливых людей!»). Женщинам даже было разрешено посетить морской клуб – гордость корейского портового города Чендина.

После первой же трёхгодичной командировки в Северную Корею Иван Иванович купил легковой автомобиль, о котором давно мечтал. Ничего, что это был «Москвичонок», а не крутой «Джип». («Не до жиру», – решили супруги). Новокузнечанин всё равно был счастлив: машина верой и правдой служила семье на протяжении многих лет. К слову, им, считают, ещё повезло. У тех командировочных, что приезжали в Северную Корею уже после супругов Ишковых, все заработанные деньги пропали в неожиданно грянувший дефолт. Страна становилась другой… Ишковы, как и все жители бывшего Советского Союза, вдруг оказались вне рамок развалившегося СССР. И в новой России шесть командировочных лет в Северную Корею при оформлении ухода на «заслуженный отдых» им не были засчитаны. «Чиновники без какого-либо внятного объяснения взяли и вычеркнули эти шесть лет из нашей жизни», – посетовала Валентина Георгиевна. В это же время и Северная Корея отгородилась от всего мира. Зато советский инженер-геодезист Иван Иванович Ишков был награждён северокорейским Орденом Государственного флага второй степени, высшей государственной наградой Корейской Народно-Демократической Республики. Награда по статусу следовала после Ордена Ким Ир Сена и Ордена Ким Чен Ира. При этом Орден флага считался первой в истории страны северокорейской наградой. Учреждён он был указом Президиума Верховного народного собрания КНДР 12 октября 1948 года. И по сию пору вручается официальным лицам, трудящимся, воинским частям, правительственным учреждениям и различным организациям, особо отличившимся в военной, политической, экономической и культурной деятельности на благо страны. Причём вручён орден новокузнечанину Ишкову был в двух экземплярах: один на планке для постоянной носки, другой – для бережного хранения в домашних условиях. Надевать второй экземпляр следовало только в особых, торжественных случаях. Так что награда от Ким Ир Сена отличалась от прочих какой-то своей, собственной пафосностью.

При содействии советских специалистов тогда, в 70-е годы прошлого столетия, в Северной Корее вошли в строй два крупных металлургических производства. И помимо Ивана Ивановича Ишкова северокорейскими орденами были награждены ещё несколько новокузнечан, побывавших на монтаже металлургического оборудования.

– Посланцы нашей страны проявили себя настоящими интернационалистами, – вспоминал впоследствии заместитель руководителя группы советских специалистов по монтажу оборудования, бывший начальник первого Новокузнецкого управления треста «Сибметаллургмонтаж» Владимир Тимофеевич Звёздкин. – Трудились новокузнечане самоотверженно, щедро делились знаниями, передавая дружескому народу своё мастерство. И потому братская страна не осталась в долгу: награда нашла наших героев.

На пенсию Иван Ишков ушёл из одной городской фирмы под названием «Монолит» в должности геодезиста. По словам Валентины Георгиевны, возвратиться на своё былое место в трест после командировки уже не было возможности: либо оно было занято, либо сокращено. Но Иван Иванович не сетовал. Супруги ещё долго жили воспоминаниями о далекой стране, многолетнее путешествие в которую им однажды так неожиданно преподнесла судьба.

Татьяна Шипилова

Фото Марии Коряга.


Просмотров статьи: 2374