В ВЕК НЫНЕШНИЙ - МИНУВШИЕ: обращение к первоистокам жизни и их актуализация в современной действительности. В Новокузнецком художественном музее открылась международная выставка «Сибирская неоархаика».
В экспозиции – более полутора сотен работ мастеров современного искусства из сибирских городов, а также Бельгии и Голландии.
Художников, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства в рамках этого направления объединяет интерес к корням – история, мифология, природные особенности Сибири. И, безусловно, место человека – прошлого и настоящего – в этом большом, мало изученном энергетическом пространстве. Создаваемые ими образы прямо или косвенно связаны с древнейшими памятниками – этнографическими, фольклорными, изобразительными. Авторы видят в прошлом искомую гармонию, утраченную сегодня миром.
Сибирская неоархаика как направление современного искусства России сформировалось в конце 19 – начале 20 века в Сибири (Алтай, Томск, Иркутск) под названием «сибирский стиль», в 1920-е в Ленинграде в Институте народов Севера получило своё развитие как «северный изобразительный стиль». Возобновление интереса к теме наблюдалось в творчестве шестидесятников, в последнюю четверть века он приобрёл всесибирский характер, пространство расширилось: Байкальский регион, Саяно-Енисейская и Хакасо-Минусинская котловина, Алтай, Тыва. В этом направлении работают такие художники, как Сергей Ануфриев, Евгений Дорохов, Сергей Дыков, Александр Капралов, Николай Рыбаков, Даниил Меньшиков, Лариса Пастушкова и другие. Работы этих мастеров и представлены на выставке. Среди них – произведения новокузнецких авторов.
К примеру, цикл картин Александра Суслова «Селение Кутулук». Как рассказал автор, это реальное географическое пространство, посёлок в Казахстане, неподалёку от места, где провёл детство художник. Воспоминания о прошлом явились источником образов для картин: болото, поле, озеро, деревенский дом, калитка, чердак, сарай во дворе. По мнению Суслова, они могут стать чем-то большим, чем воспоминанием конкретного человека – это некие архетипы, образы, заложенные в каждом на подсознательном уровне. Автор подчёркивает, что «делал упор» не на формальной стороне процесса (в его задачу не входило «виртуозно нарисовать калитку»), а на содержательной, чтобы пробудить и в себе, и в зрителе полузабытые чувства и мысли, идентифицировать самого себя.
Особый интерес представляет коллекция ювелирных украшений Александра Выпова. В экспозиции – фотографии колье, браслетов, подвесок, ременных пряжек и сувениров от мастера, выполненных в стиле неоархаики. Декоративные принадлежности украшают общечеловеческие мифологемы: путеводная звезда, архетип воина-победителя, растущий цветок, солнце, образы наскальной живописи и другие. По мнению автора, созданные им украшения несут в себе ту же функцию, что и те, которые создавались праотцами: выступают в роли некоего ресурса, жизненной силы.
Энергию транслируют не только образы, но и материал изделий. К примеру, крымская фисташка – дерево-долгожитель. Растёт у моря, живёт до 700 лет. Многие века впитывает в себя воздух с моря, гор, является «очевидцем» истории цивилизаций. И наверняка не случайно из неё делали культовые принадлежности все народы, которые жили на этой территории.
Выставка «Сибирская неоархаика» продлится в музее до 5 апреля. Затем в планах организаторов сосредоточить внимание на теоретической стороне вопроса: собрать исследования, публикации, подготовить каталоги и альбомы. Экспозиционная деятельность будет приостановлена. Так что познакомиться с уникальной выставкой сейчас – самое время.
Мария Миронова
Фото Марии Коряга
Просмотров статьи: 1573