Новокузнецкое городское телерадиообъединение

История в разрезе живописи

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Часто ли молодые художники, создавая свои произведения, обращаются к исторической тематике? Самые разные художественные выставки, проходящие в стране, дают однозначный ответ: очень редко, да и то по случаю каких-либо юбилеев и торжественных дат. Молодых больше интересует современность. И потому очередной выставочный проект, представленный на днях в стенах Новокузнецкого художественного музея – большая по тематике редкость в сфере городского искусства.

Проект под названием «История моей страны. Взгляд из ХХI века» стал ещё одним звеном многолетней программы взаимодействия Новокузнецкого художественного музея и Кузбасского колледжа искусств. За долгие годы музей в рамках самых разных проектов организовывал персональные выставки педагогов-художников (Игоря Бессонова, Сергея Якунина, Андрея Ковригина, Татьяны Суховой), показывал совместные проекты педагогов и студентов, демонстрировал лучшие дипломные работы учащихся колледжа.

К сведению: отделение станковой живописи открылось в Новокузнецком музыкальном училище в начале 2000-х. За четверть века своей работы оно, войдя затем в состав Кузбасского колледжа искусств, подготовило более двухсот выпускников, которые, становясь участниками, дипломантами и лауреатами молодёжных выставок России, достойно представляют своё творчество в других регионах страны. Полсотни из них продолжили своё обучение в ведущих российских вузах.

В новом историко-художественном проекте представлено два десятка живописных произведений. Это дипломные проекты выпускников и композиции учащихся третьего курса отделения «Станковая живопись», выполненные за последние три года под руководством опытных преподавателей: Татьяны Зеленцовой, Эллы Кабурнеевой, Татьяны Суховой, Андрея Ковригина и Сергея Якунина.

«Исторический жанр сложен, обращение к нему требует дополнительной подготовки. Для создания достоверных образов художнику необходимо изучить исторические факты, быт и нравы времени, о котором повествует картина. Студенты представили уникальный взгляд молодых авторов на историю родной страны, на ключевые исторические страницы нашей Родины сквозь призму современного сознания. Работы молодых авторов отражают тематику исторических переломных моментов российского государства. Обращаются они и к судьбе выдающихся личностей отечественной культуры и истории», – отмечает Евгения Попова, куратор выставки, старший научный сотрудник музея.

История России богата событиями, и потому широк хронологический охват тем, отражённых на полотнах. В рамках проекта, произведения которого размещены в музейном зале, отражены такие исторические вехи, как крещение Руси, набеги половцев, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, Олимпиада – 80, строительство БАМа, шахтёрские забастовки 1990-х и другие.

Так, в своих работах Елизавета Усанова и Анастасия Спицына рассказали о становлении христианства на Руси Х века. Драматические события периода раздробленности на Русской земле изобразили Анастасия Шпак и Ульяна Топкаева. Пугачёвский бунт XVIII века отображён на картине Валерии Верещагиной.

Ульяна Топкаева, назвав свою работу «Любечский съезд 1097 года», обратилась к одному из давних, случившегося много столетий назад эпизодов, имеющему большие последствия в истории Руси.

Любечским съездом, состоявшемся в городе Любече на реке Днепр, назвали съезд русских князей. Цель сбора «высоких» русичей заключалась в том, чтобы договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разоряющих Русь своими набегами половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира именно с Олегом Святославовичем, против которого с 1094 года боролись два князя – Святополк Изяславович и Владимир Мономах.

Согласно «Повести временных лет» половецкие орды могли лишить русской земли, и потому «русские княже были созваны на заключение мира в тереме Любечского детинца».

В присутствии шести князей на съезде было принято решение «кождо держить очьчину свою». А это означало, что съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов, то есть «права на наследование каждого из нескольких сложившихся на тот момент княжеств были ограничены рамками определённой ветви династии Рюриковичей». И это констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого стало сложившееся крупное феодальное землевладение. Из наследников Киева, согласно решению съезда русских князей в Любече, были исключены только Святославовичи, получившие также по решению съехавшихся на съезд князей обширное Черниговское княжество, сообщает Большая российская энциклопедия.

Именно этот исторический эпизод и изобразила Ульяна Топкаева.

Внимание юных художников колледжа привлёк и противоречивый по своим историческим событиям ХIХ век: разгром наполеоновской армии в Отечественной войне 1812 года (Ксения Попова «Бегство французов из Москвы»); пожар в Большом театре (Юлия Нуртинова «Пожар в Большом театре в 1853 году»); бал с участием Александра Сергеевича Пушкина (Арина Шахова «Пушкинский бал»).

Юлия Нуртинова обратилась к одному из громких событий, случившихся в истории Российской империи ХIХ века, – пожару в Большом театре: 1853 год, год развязывания русско-турецкой войны, начался в России с катастрофического пожара. Согласно «Московским ведомостям» от 14 марта 1853 года, пасмурным морозным утром 11 марта «по неосторожности ламповщиков» в Москве загорелся Большой театр. Естественно, поглазеть собралась толпа зевак.

Театр загорелся внутри, и пламя быстро распространялось по всем направлениям: добралось до декораций – деревянных реек, обтянутых крашеной холстиной, и они тотчас вспыхнули как солома. В партере загорелись обитые бархатом кресла, покрытые позолотой барьеры лож и балконов, а следом и всё остальное, ведь здание было деревянным.

Приехавшие потушить огонь пожарные оказались бессильны: струя воды с ручных гидрантов оказалась толщиной с палец. Они успели только выбросить из окон музыкальные инструменты, костюмы и мебель.

И тут случилось самое страшное: на крыше горящего здания заметили мечущуюся человеческую фигуру. Пожарная лестница не доставала до крыши, а пламя подходило всё ближе и становилось понятно, что человек либо сгорит заживо, либо задохнётся в дыму. И вдруг свои услуги предложил кровельщик Василий Марин, который оказался проездом в Москве. Поезд задерживался, и он со скуки, чтобы занять время, решил прогуляться по столице. А тут пожар! С помощью верёвки и шеста деревенский парень, хорошо знакомый с кровельными работами, с лестницы забрался на карниз и спас погибающего.

Бесстрашие и находчивость кровельщика Василия Марина не остались без внимания. Позже была поставлена пьеса «Подвиг Марина», а через год его вызвали в царский дворец к Николаю I, который вручил ему медаль «За спасение погибавших», новые сапоги (старые сгорели на пожаре) и 150 рублей серебром.

Ущерб от пожара оценивался в огромную по тем временам сумму – 10 миллионов рублей серебром. Проект восстановления театра был утверждён в мае 1855 года, а восстановленный Большой театр открылся уже 1 сентября 1856 года. После пожара здание в значительной мере было перестроено, в частности, именно тогда фронтон Большого театра украсила знаменитая квадрига – скульптурная композиция «Аполлон на колеснице», созданная скульптором Петром Клодтом. Композиция представляет собой Аполлона, управляющего колесницей, запряжённой четырьмя конями, она и поныне является символом театра.

В многоликом ХХ веке молодых участников художественно-исторического проекта заинтересовала история Великой Отечественной войны (Алёна Родионова «В тяжёлые годы войны», Лев Погорянский «После битвы»), а также строительство БАМа и первых московских многоэтажек, Олимпиада в Москве 1980 года (Валерия Рубан) и забастовки шахтёров 1990-х годов (Светлана Карташева и Валерия Соломеина).

Заинтересовал студентов колледжа и глобальный проект прошлого столетия – строительство Байкало-Амурской магистрали, которой в прошлом году отметили 50 лет, большая часть которой, между прочим, а это 65%, проходит по вечной мерзлоте, что не может не поражать.

Всего на БАМе насчитывается 2230 мостов, самый известный из них – «Чёртов мост» (полукруглый виадук проходит над рекой Итыкит и описывает крутой поворот между сопок). Мост пользуется недоброй славой у машинистов, говорят, они даже крестятся, прежде чем его пересечь.

В 1969 году БАМ обзавёлся даже собственным астероидом, который открыла и назвала в честь героического труда строителей Байкало-Амурской магистрали астроном Людмила Черных из Крымской обсерватории.

На полотнах студентов-художников представлена и многообразная и многонациональная культура России: в рамках совместного с музеем проекта соседствуют сюжеты, посвящённые традиционному быту и ритуалам коренных сибирских народов, а также шумным обрядам колядования в период святок на Руси (Алина Топокова «Крещение малых народов», Марина Шабельник «Строительство юрты», Гавриил Малютин «Танец шамана»).

В этом историческом и одновременно художественном проекте, который продлится до 11 января 2026 года, можно познакомиться не только с одной из граней и ступеней новокузнецкой художественной школы, но и проследить процесс становления юных художников.


Просмотров статьи: 21