Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Эти рисунки – вещь штучная!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Действительно, так оно и есть. Новокузнецкий художественный музей москвичи побаловали эксклюзивным подарком. В стенах музея звучит «Блюз над Парижем» – представленный новокузнечанам выставочный проект одной из московских компаний.

В его рамках на экспозиции представлена печатная графика трёх великих французских мастеров ХIХ-ХХ веков – Пьера Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Массона, которых в своё время называли художниками-бунтарями. Более 60 работ, выполненных в технике литографии, офорта и гелиогравюры, из частных коллекций Франции и США, о которых организаторы проекта выразились так: «Эти уникальные рисунки – вещь штучная, не настолько доступная большинству зрителей». А потому жителям Новокузнецка и его гостям представлена по сути уникальная возможность познакомиться с художниками мировой величины, чьё творчество родилось в городе, где «на узких улочках Монмартра и Монпарнаса много лет звучит особая музыка, которую слышат лишь те, кто способен повторить её на холстах и бумаге».

Эти три художника работали в разных направлениях и стилях. Они увлечённо экспериментировали в рамках художественных течений начала ХХ века (импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). И всё их видение, которое они противопоставляли существующим традициям и канонам (отчего и были названы бунтарями), связал и объединил Париж – город творческой свободы со своей особой притягательной силой парижской эстетики. Все трое, такие великие и такие разные, в нём жили, творили, решались на самые отчаянные эксперименты, и потому столица Франции в названии проекта звучит неслучайно.

«Они решились рискнуть. Выбрали в творчестве и продолжили свой, не похожий на другие, собственный путь. И потому смелые, рискованные и в чём-то даже раскованные вписали свои имена в историю мирового искусства. И сегодня их рисунки представлены в довольно необычном проекте «Блюз над Парижем» – интересном художественно-историческом срезе того, что происходило во Франции, в частности, в Париже на протяжении шести десятков лет», – отметила куратор выставки, научный сотрудник музея Екатерина Тертых.

Экспозицию открывают литографии представителя импрессионизма Пьера Огюста Ренуара, чьё творчество называют радостным, солнечным, щедро наполненным светом.

В Школе изящных искусств при Академии живописи Ренуар знакомится с молодыми художниками, с которыми в 1872 году создаёт общество «Анонимное кооперативное товарищество». Первая выставка анонимов-художников закончилась провалом. А их самих стали называть «импрессионистами» – настолько эмоционально красочны и выразительны были их произведения. Это слово – импрессионизм – звучало поначалу как оскорбление, но спустя годы им стали обозначать признанное во всём мире направление в искусстве.

Работы Ренуара, несмотря на первоначальное неприятие у поклонников французского искусства этого течения, первыми снискали успех у состоятельных парижан. Он благодаря своим портретам, на написание которых возник большой спрос, как-то быстро стал в Париже художником популярным и продаваемым.

На его литографиях, представленных в Новокузнецком художественном музее, изображены не только портреты, но и цветы, улыбающиеся и играющие дети, цирковые акробаты, красивые молодые дамы и даже пикантные женские аксессуары, в частности, шляпки с булавкой и из соломы. Словом, всё, что составляет и наполняет радостью жизнь, становясь источником позитивных мыслей и чувств («Букет перед зеркалом», «Акробаты в цирке Фернандо», «Габриэль и Жан», «Девочка с лейкой», «Ребёнок с бисквитом», «Дети, играющие в мяч», «Девушки на лугу», «Девушка в соломенной шляпе» и другие). Немало в ренуаровской графике обнажённой натуры (серия «Купальщицы»). Но всё подано деликатно, сдержанно, в подчёркнуто холодных тонах.

Сам Ренуар своё творческое кредо обозначил так: «В мире столько всего неприятного и докучного, что ещё и писать это – лишняя трата времени. Моя задача – изобразить лучшие стороны мира».

Графика Пабло Пикассо, которого называют художником «собственно Парижской школы» (интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в столицу Франции в первые десятилетия ХХ века), представлена двумя сериями: «Пикассо и человеческая комедия» и «Калифорнийский альбом».

У Парижской школы, к которой относят Пикассо, не было общих программ, каждый придерживался собственного авторского стиля, каждого связывало лишь стремление к свободному эксперименту и профессиональному общению. Эти творческие «парижане» с амбициями стремились, да буквально жаждали научиться новому. А значит – создать нечто небывалое в искусстве. У многих это получилось. Так в современном искусстве появились такие направления, которые попросту обозначили как «измы» – фовизм, дадаизм, орфизм, экспрессионизм и сюрреализм.

Серия «Пикассо и человеческая комедия» проявилась у художника в момент глубокого кризиса: поначалу личная жизнь не задалась! Одиночество плохо действует на Пикассо: его одолевают трагические размышления по поводу приближающегося старения и смерти. В это время, как замечают рецензенты, он создаёт иронично-смешные картинки окружающего мира, пытаясь «передать настроение и запечатлеть неповторимый миг из пьесы судьбы». Художник даже из трагедии сделает нечто смешное и вкусное!

В альбоме с человеческими комедиями немало гелиогравюр, литографий, работ в смешанной технике. Предпочтение Пикассо в этом альбоме отдаёт цирковой тематике. Особенно забавно смотрится скачущая на лошади обезьяна. Но есть и «Дама в голубом с обезьяной», а также «Художник и его модель», на которой женщина напоминает ту самую грустно-печальную судьбу из мистической пьесы.

«Калифорнийский альбом» наметился в жизни художника почти одновременно с появлением в ней новой музы – Жаклин Рок. Как раз после женитьбы на ней Пикассо и переехал на виллу под названием «Калифорния» на востоке Канн. В альбоме, который «напоминает интимный дневник, наполненный ежедневными набросками чувств и мыслей», изображается в основном мастерская художника во всех её видах, а также женщины в восточных одеждах (скорее всего, любимая «роковая» модель Пикассо, ставшая его женой).

Изюминкой выставки считаются впервые экспонируемые рисунки Андре Массона из серии «Эпизоды». Художник, который называл себя «просто иллюстратором», в известности уступает Ренуару и Пикассо. Массон (искусствоведы называют его предтечей абстракционизма) иллюстрировал книги поэтов и писателей, с которыми дружил и которые жили в Париже в первой половине прошлого века.

«Андре Массон работал в разных жанрах. На его рисунках короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, тонкие линии классического рисунка, что, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих собой человеческие тела. Будь то печально согбенные на грани старения фигур, будь то окутанные флером молодости целующиеся влюблённые… «Эпизоды» Массона стали ярким проявлением представления художника о слитности физического мира и сознания», – отмечают специалисты.

Работы трёх гениев, которых прославила их живопись, на этой экспозиции, ведущей со зрителем чувственно-драматический диалог, объединяет графика. Каждый из трёх предстаёт в ней со своим темпераментом и своей жизненной философией. Камерная, тихая, поэтическая, с натуральностью и плавными оттенками цвета у Ренуара. Сложностями линий, фактурностью, страстью и темпераментом у Пикассо, который в своём рисунке решает быстро и чётко «всё включая в композицию, сразу же без эскизов». Загадочной воздушностью, изящным переплетением линий у Массона, рисунки которого можно назвать лабиринтами его души и неукротимой фантазии.

Техники, которые применяют эти великие парижане, по-своему удивительны. В офорте (гравюра на металле) большая роль отводится кислотам. В гелиогравюре форма изготавливается с применением фотографических и химических процессов. Литографию (рисунок на камне) называют техникой уходящей. В изготовлении форм в ней действуют камни известнякового происхождения, которые добывают в горах Саксонии. Причём каждый цвет наносится и печатается отдельно.

Но все эти работы, трудоёмкие, требующие множества технологических нюансов, – результат высочайшего мастерства художника и печатника. И, конечно же, вызывающие несомненный зрительский интерес уже своей редкостью.

И всё-таки графический блюз стал доступным и для тех, кто умеет слышать и понимать чувства и мелодию линий мастеров, которую те представили на бумаге.


Просмотров статьи: 22