Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ПЕРЕКРЕСТОК ПЕРСПЕКТИВ:Современный вместительный МАЗ на газовом топливе выйдет на линию в новом году: о пилотном для Новокузнецка проекте рассказал начальник УТиС Николай Гаврилов

Газета «Новокузнецк», выпуск №50 (790)  //  Рубрика: Транспорт

Уходящий год для транспортной сферы города был непростым. Впервые за последние 10 лет власть решила всерьёз заняться вопросом коммерческих перевозок и навести на этом рынке порядок. Посредством законной процедуры – отрытого конкурса. Однако объявленный ещё в середине сентября текущего года, он до сих пор не состоялся. Свою точку зрения по поводу возникшей ситуации высказал начальник управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка Николай Гаврилов. Он поделился своим мнением относительно дальнейшей реализации идеи проведения конкурса, а также подвёл итоги работы управления в 2014 году.

– Николай Васильевич, открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок на коммерческих маршрутах стал сегодня притчей во языцех. В чём причины его приостановки? Состоится ли он вообще?

– Идея проведения открытого конкурса возникла давно. Ежегодно нам поступает большое количество жалоб на частных перевозчиков. Претензий к коммерческим маршруткам и их хозяевам со стороны горожан много: это и неудовлетворительное техническое состояние автобусов (когда пассажиры вынуждены лавировать средь прогнивших «половиц» в салоне), и обшарпанные сиденья, и неисправные двери, и антисанитария. Возмущает пассажиров и отсутствие элементарной культуры поведения водителей и кондукторов. Оставляет желать лучшего внешний вид извозчиков. Не говоря уже о грубых нарушениях правил дорожного движения, когда в бесконечных «гонках» за дополнительного пассажира, за прибылью опасности подвергается жизнь новокузнечан. Словом, до недавних пор многие частники жили по принципу: «Мой маршрут, я хозяин. Что хочу, то и делаю». Как справиться с этим клубком проблем, когда в городе 130 коммерческих перевозчиков? Только посредством обоснованного законного соперничества, которое оставит лучших, способных предоставить самые оптимальные условия по перевозке горожан. То есть проведение конкурса стало неизбежным.

– Расскажите, как проходила подготовка к конкурсу и почему у частных перевозчиков до сих пор возникает так много вопросов по поводу его проведения?

– Прежде всего, специалисты нашего управления тщательно изучили соответствующий опыт сибирских городов и разработали пакет конкурсной документации. Главным критерием в оценке стало наличие у частников новых автобусов. За это они сразу получали 100 баллов. Техника, которая в эксплуатации более шести лет, оценивалась в ноль баллов. И это при том, что результаты нашего мониторинга частного парка были просто плачевными: 50% автотранспорта имеет срок службы, превышающий 10 лет. Это недопустимо. Мы определились, что для нашего города достаточно 12 перевозчиков, которые, соблюдая все нормы и правила, смогут оказывать качественные пассажирские услуги. Поэтому мы сформировали 12 конкурсных лотов. Но это не означало, что все остальные должны уйти с рынка: их право – объединиться, создать лигу, гильдию или общество. Главное, чтобы уровень обслуживания вырос и поднялся престиж общественного транспорта. Предвидя противостояние частных извозчиков (ведь для участия в конкурсе необходимо было отремонтировать автобусы, закупить новые, навести порядок в салонах, среди обслуживающего персонала, словом, хорошенько вложиться и потрудиться), мы направили конкурсную документацию в антимонопольную службу. Пришёл ответ: никаких нарушений не выявлено. Да и коммерсанты – а мы проводили с ними встречи – поначалу особого негатива не проявляли. Но как только мы вскрыли первый лот, полетела жалоба в ФАС на то, что неверно сформированы лоты и маршруты. Но дело было несколько в ином. Тогда на горизонте появились перевозчики из Санкт-Петербурга, которые зарегистрировали в Новокузнецке ООО «Барс» и заверили нас, что зайдут на рынок с новыми автобусами. Конечно, местные частники серьёзно испугались конкуренции. Ведь за новичками никаких грехов в виде нарушений правил дорожного движения или отсутствия лицензии, что ведёт к понижению баллов при оценке работы, не числится. И это подстегнуло перевозчиков-новокузнечан в сопротивлении проведению конкурса. При этом кроме слов и обещаний питерцы больше ничего по сей день так и не предоставили, но дело было сделано – конкурс приостановили. Хотя, на мой взгляд, наши понижающие коэффициенты неверно истолковали. Мы имели в виду такие нарушения, как работа без лицензии, когда, лишившись её, частник продолжает осуществлять перевозки под новым именем или возит людей, не заключив с УТиС договор, который упорядочивает процесс и заставляет извозчиков отвечать за все свои нарушения и проступки. Ведь сейчас в отсутствие федерального и регионального законодательства их практически невозможно привлечь к ответственности. А имея договор, мы сможем их штрафовать или вовсе расторгать отношения и привлекать на рынок более ответственных перевозчиков. Поэтому, несмотря на нежелание коммерсантов работать в новых условиях, мы доведём начатое дело до конца. За оставшееся до нового года время подработаем документацию, устраним претензии ФАС, обсудим ещё раз всё с частниками. И в январе объявим конкурс вновь.

– Удачи Вам в этом. Давайте поговорим о реорганизации, которая затронула в этом году муниципальный транспорт. Вам удалось снизить издержки, сэкономить? Как это отразилось на людях?

– В начале года у нас в управлении было 10 предприятий. После реорганизации осталось четыре: два автотранспортных – ПАП-2 и ПАП-4, «Муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие» (весь горэлектротранспорт был объединён в одну структуру) и МКП «Организация пассажирских перевозок». Каждое из них прежде существовало само по себе, имея собственную экономику, техническую базу, снабжение, по сути, одних и тех же специалистов, занимающихся ремонтами и обслуживанием. Сейчас всё завязано воедино. Это проще, экономичнее, рациональнее. К примеру, если раньше сломанный трамвай мог простоять не один день из-за отсутствия в мастерской той или иной запчасти, в то время как в соседнем депо она имелась в наличии, то сейчас такое исключено. Также появилась возможность взаимозаменяемости техники: если в одном предприятии машина вышла из строя, другое тут же предоставляет резервный транспорт. И мы будем эту систему совершенствовать. Также мы разработали новый подход к работе ремонтной службы. Традиционно на каждом предприятии она была своя, и в течение ряда лет специалисты наработали хороший опыт по восстановлению механизмов и агрегатов. Мы не будем трогать то бесценное, что создано, но отныне ремонты всего парка будут вестись на той или иной специализированной базе. Каждый специалист займётся привычным делом, но в рамках единого муниципального предприятия. Также мы планируем оптимизировать состав рембригад. Они станут специализированными, сменится график: работать придётся в основном между сменами или в ночное время, чтобы с утра вышедший из строя трамвай или троллейбус уже был на линии.

И ещё одно новшество ожидает горэлектротранспорт. Мы планируем полностью автоматизировать единую диспетчерскую службу. Чтобы дежурный диспетчер был в курсе всего, что творится на предприятии, смог в любую минуту по необходимости включить-отключить подстанцию, направить рембригаду на ликвидацию поломки или восстановление движения. Что касается сокращаемых людей, к каждому мы подошли индивидуально. Кто-то ушёл на заслуженный отдых, кто-то оставил службу по состоянию здоровья. Мы предлагали альтернативные рабочие места, например, водителями, кондукторами. При этом хорошие ИТР у нас всегда в цене.

– Как обстоят дела с обновлением подвижного состава?

– Увы, этот момент пока оставляет желать лучшего. В этом году мы получили лишь 13 новых автобусов. В прошлом их было 38. Но всё равно есть чем гордиться. Скоро на линию выйдет современный вместительный МАЗ на газовом топливе. Это пилотный проект для Новокузнецка. Мы его поставим на маршрут №61, продлив до Абашева. И будем чётко следить за техническим состоянием, расходом топлива, словом, всей эксплуатационной экономикой. Хотелось бы иметь таких машин в парке как можно больше. Такая техника, конечно, стоит дороже, но она экономичная и экологичная, что очень важно для нашего промышленного города.

– На каком уровне сейчас внедрение современных технологий на муниципальном транспорте?

– Наша «фишка» – ГЛОНАСС. Уже сейчас очевидны выгоды её использования. Диспетчер управления видит всё, что происходит с транспортом: где задержка, авария, кому нужна помощь. Мы будем совершенствовать эту навигационную систему. Сейчас ждём от градостроителей транспортную схему города в электронном виде. Впишемся туда, и каждый горожанин, имея гаджет или телефон, сможет узнать всё об интересующем маршруте: где проходит, когда автобус или трамвай прибудет на ту или иную остановку, сколько времени займёт поездка и так далее. Кроме того, мы планируем оснастить самые оживлённые городские магистрали электронными остановочными табло. Это поможет пассажирам понять, какой транспорт курсирует по маршруту, узнать время его прибытия, направление движения. Для нас эта система – ноу-хау.

– И в заключение давайте коснёмся не менее животрепещущей темы – электронных проездных. Когда же, наконец, они появятся в нашем городе?

– Мы сами ждём этого с нетерпением. При помощи электронного проездного мы сможем систематизировать перевозку льготных категорий граждан. А их более 30. Сейчас вся беда в том, что мы не можем учесть всех перевезённых льготников. Ведь при наличии удостоверения или проездного билета они не берутся в расчёт. Ежемесячно пассажиры соцкатегорий совершают разное число поездок, а компенсацию мы получаем только за 10. Чтобы ввести электронный проездной и вписать этих людей в систему, необходима, в первую очередь, единая структура, которая охватит всю Кемеровскую область. Льготы, согласитесь, должны учитываться и предоставляться во всех городах Кузбасса. Также надо решить, сколько поездок будет заложено в карту льготника. Или эту услугу для соцкатегорий проще монетизировать? Тогда какое количество средств получат такие пассажиры на руки? Короче говоря, тщательно проработать вопрос должна и социальная служба. И кроме того, необходимо найти серьёзного инвестора, который закупит оборудование, создаст единый информационный центр, позаботится о наличии считывающих устройств – валидаторов. Конечно, таким сложным процессом управляет область, но Новокузнецк станет пилотным городом в осуществлении этого проекта.

– Спасибо.

Елена Князева

Фото Марии Коряга


Просмотров статьи: 1800