Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"ДИЗАЙН-КОД" ПО-НОВОКУЗНЕЦКИ

Газета «Новокузнецк», выпуск №50 (790)  //  Рубрика: Актуально

Избавить город от визуального «шума», очистить улицы и фасады домов от всего вычурного и безвкусного. Внести некую эстетику в оформление рекламных конструкций, входных узлов, вывесок торговых предприятий, соблюсти их сочетание с общими архитектурными особенностями зданий, в которых они расположены. Постепенно прийти к визуально комфортному городскому пространству.

Такие цели должны определить вектор архитектурно-художественного развития Новокузнецка на ближайшие годы. И сформировать некое постоянное представление, общий замысел, на котором будут основаны все преобразования в этой области. Идейным вдохновителем создания новой городской дизайн-концепции выступил главный художник Новокузнецка Илья Храбрый.

Отправной точкой в разработке вопроса стал областной День шахтёра, прошедший в этом году в Новокузнецке.

– В ходе подготовки паспортов домов, которые реставрировали к празднику, мы пришли к выводу, что рекламные баннеры, которые располагаются сегодня на фасадах – это пережитки прошлого, – рассказывает Илья Храбрый. – Они существенно портят городское «лицо»: закрывают архитектурные элементы зданий, создают стойкое визуальное ощущение некоего базара. В этих домах мы постарались уйти от этой навязанной «красоты». Но стало совершенно ясно, что это проблема всего Новокузнецка. Поэтому было принято решение не ставить точку. Далее мной была проанализирована ситуация с информационными конструкциями в городах-побратимах Новокузнецка, подобраны удачные, неудачные примеры, проведён некоторый анализ. И результаты презентованы общественности, в том числе главе города. Реакцией был шок. Новокузнецк заполнен некачественной, дешёвой рекламой, неоправданно большими вывесками, невниманием к архитектурным элементам, неграмотным оформлением торговых витрин и окон. Со всех сторон на нас наваливается ощущение визуального шума – рыночного, базарного. Осознав проблему, решили, что необходимо разработать некую общую концепцию оформления информационных конструкций в городской черте, в частности, в историческом центре и в зонах культурного наследия.

 

___________________________________________________

Источником вдохновения и своеобразным учебным пособием для главного художника выступила «Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы», выполненная Студией Артемия Лебедева

___________________________________________________

по заказу комитета архитектуры и градостроительства Москвы. Москвичи осознали важность сохранения своей городской индивидуальности ещё в прошлом году, заказав известному дизайнеру разработку дизайн-кода. Идеи Лебедева – отказ от безвкусицы и агрессии, неконфликтность рекламы с архитектурным обликом здания, гармоничное сочетание цвета, шрифта, размера рекламной информации – вполне уместны и для Новокузнецка.

– Какого-то регламентирующего документа, как у москвичей, у нас пока нет, а в «Правилах благоустройства» не прописаны такие детали, – поясняет Илья Храбрый. – Но мы работаем в этом направлении. Сегодня это точечная работа с каждым конкретным предпринимателем. Так или иначе, паспорта будущих зданий и помещений предприятий (в том числе – внешней отделки) проходят через главного архитектора и главного художника. Мы вместе сидим и думаем: как лучше оформить информационную конструкцию (вывеску магазина или оформление торговой витрины). Есть уже и результаты такой работы. Ярким, удачным примером мне видится вывеска одного из магазинов на недавно отремонтированном фасаде одного из домов на проспекте Металлургов. Их фирменный цвет – жёлтые буквы на синей подложке. Но если бы руководство магазина оформило вывеску в таком сочетании, это внесло бы определённую дисгармонию с фасадом. Совместными усилиями нам удалось найти компромисс – убрать подложку и вместо неё использовать синюю неоновую подсветку букв, которая особенно заметна в вечернее время. Получилось очень красиво, на мой взгляд. Другой разговор, что сейчас они заклеили оконные витрины и значительно испортили этим весь вид здания…

Основной интерес автора пока направлен на исторический центр города – его, по мнению главного художника, нужно «чистить» в первую очередь – убирать баннеры с фасадов, оконных витрин, оформлять вывески с учётом рекомендаций специалистов (объёмные световые буквы без подложки, варианты светового оформления вывесок, современные, качественные рекламные материалы). Уже сейчас в градостроительном комитете разрабатывается техническое задание на колористическую организацию исторической зоны Новокузнецка, в котором будет указан перечень цветов, в которые могут быть окрашены дома старого центра. В нём же будут прописаны нормы расположения и оформления вывесок и рекламных конструкций.

 

_____________________________________________________

При этом весь остальной город не должен «подчиняться» центру – каждый район может иметь свои особенности (например, строящаяся Ильинка вполне может использовать современную рекламу, медиафасады, световую рекламу – площадь позволяет), но сохранять общий дух – обязательно.

_____________________________________________________

 

Немалое внимание в формирующейся концепции уделяется расположению и оформлению другого важного элемента городских улиц – киосков и торговых павильонов. По словам Ильи Храброго, они зачастую имеют даже более значительное влияние на городской образ, чем вывески магазинов – потому как располагаются на самом виду, закрывая от глаз и эти самые магазины, и вообще – особенности архитектуры улиц, проспектов. И то «богатое разнообразие», которое мы сегодня наблюдаем, тоже никуда не годится. Для облика Новокузнецка было бы полезным вообще их отсутствие, но раз уж они есть, то должны быть достойными: с красивыми прозрачными витринами, подсветкой, стремлением к единообразию оформления.

Главная задача планируемых преобразований – сформировать некий обобщённый образ Новокузнецка – как у самих горожан, так и у жителей других городов. Слова «бренд» главный городской художник в своей речи избегает – это понятие несколько другого характера, больше экономического, чем художественного.

________________________________________________

 

"Нельзя сесть и придумать образ города, он уже есть – в сознании каждого жителя, это то, что он представляет, думая о городе"

________________________________________________

– подчёркивает Илья Храбрый. – Нам нужно только постепенно соотносить реалии с нашими представлениями. Чтобы и у нас самих было чёткое ощущение «Я – новокузнечанин», некая идентификация себя с городом, и у других людей, которые приезжают в Новокузнецк в гости или по делам – представление о городе и о нас.

Сколько времени потребуется на общегородской «марафет», Илья Храбрый ответить затрудняется. Это дело не одного дня – работать с предпринимателями, создавать, возможно, какие-либо законодательные документы местного значения, обсуждать и приходить к единому мнению. Однако есть надежды, что к приближающемуся 400-летию Новокузнецка удастся значительно продвинуться в реализации поставленной задачи.

Мария Изенкина

Фото Марии Коряга

 


Просмотров статьи: 2608