С музыкой, танцами, фантазией
Несомненно, гастроли Белорусского государственного академического театра юного зрителя (Минск) на прошлой и на этой неделе (с 17 по 20 мая) стал настоящим подарком для театралов Новокузнецка и гостей города. Заслуженный коллектив Республики Беларусь, отмечающий 70-летний юбилей, в этом году впервые подключился к Всероссийскому гастрольно-концертному плану. Проходит показ спектаклей на сцене Новокузнецкого драмтеатра в рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли».
Напомним: программа гастролей театральных коллективов как российских, так и зарубежных была инициирована Министерством культуры России в 2014 году. Она, несомненно, предоставляет театрам уникальную возможность реализовать свой творческий потенциал, имея серьёзную финансовую поддержку в гастрольной деятельности. Благодаря программе «Большие гастроли» зрители знакомятся с лучшими постановками российских и русских зарубежных театров, что обеспечивает в равной степени доступ к достижениям современного театрального искусства всем жителям нашей страны. И потому Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры Российской Федерации призван воссоздать единую гастрольную систему страны, которая охватывает всю территорию России.
Как отметила министр культуры РФ Ольга Любимова, развитие творческих связей является ключевой составляющей нашего взаимодействия с другими странами, а искусство театра наглядно демонстрирует, как много у нас общего: стремление к созиданию, сохранению традиций, бережное отношение к родной культуре. Зарубежное направление «Больших гастролей» – это наш культурный диалог в рамках международного сотрудничества.
Только в прошлом году в рамках программы прошёл 1921 спектакль почти 300 театров в 88 регионах России. Одним из первых театральные коллективы в рамках «Больших гастролей» 11 лет назад принял Новокузнецкий драмтеатр.
Белорусский ТЮЗ познакомил новокузнецких зрителей со спектаклями, предназначенными как для детей, так и взрослых. Дети могли посмотреть «Винни-Пух и все-все-все» по мотивам сказки Алана Милна, рассказанной Борисом Заходером, и «Однажды в Сладкограде» по пьесе Анны Джамилашвили. Под бурные аплодисменты и крики браво прошли и спектакли для взрослого зрителя – «Женитьба» по мотивам пьесы Николая Гоголя и «Женя + Таня = Любовь» по мотивам романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Каждый спектакль поставлен с фантазией. Во всех постановках, особенно детских, звучит музыка, иные эпизоды пьесы сопровождаются танцевальными па (хореограф Кирилл Балтруков), а также вполне юмористическими репликами из современной жизни.
Впервые довелось увидеть, как на детском спектакле «Винни-Пух и все-все-все» (постановка Татьяны Самбук) от души веселились не только дети, но и взрослые. Герои спектакля во главе с симпатягой Винни-Пухом гостили у кролика с кавказским акцентом Арона (прочитанное наоборот название «Нора»), который и впрямь отлично танцевал лезгинку, а затем в подарок ослику Иа преподнёс (что бы вы думали!) хинкали. Поднимали на воздушных шарах жаждущего отведать мёда у диких пчёл героя сказки – медвежонка («У мёда есть одна особенность: вот мёд есть, а вот вдруг мёда и нет!»). Передружились в поисках хвостика, который потерял грустный ослик Иа, а также в трогательной совместной организации для него Дня рождения. Когда в качестве подарка можно преподнести пустой из-под мёда горшочек, обрывок лопнувшего воздушного шарика («зато какой он был большой и красивый!»), но главное – найденный хвост. И вся эта заботливая, разношёрстная компания, конечно же, не даёт почувствовать ослику своё одиночество («А это ведь, дети, очень важно в жизни!»).
В спектакле «Однажды в Сладкограде» автор пьесы и режиссёр Анна Джамилашвили представила историю пропажи волшебной Книги рецептов, которую выкрал коварный Лимон, Книгу необходимо было вернуть в город, где изготавливают на радость детворе конфеты.
Гоголевскую «Женитьбу» поставил лауреат «Золотой маски» Тимур Кулов. Известная, читанная-перечитанная и просмотренная не раз на экране (чего только стоит эпизод пересказа этой пьесы в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»!) история об «урождённом холостяке» предстала в новом свете – ярко, смешно и как-то непривычно. С включением рок-музыки, игре на электрогитаре и юморными репликами из современной жизни (казалось, что воодушевлённые поддержкой зрителей актёры буквально на ходу метко и к месту импровизировали). Смешной была и сценка, которую актёры придумали во время антракта. Расстелив на сцене коврик, один из персонажей пьесы пригласил даму, которую попросил изобразить с ним под общий смех зрителей любовное свидание.
Игра актёров в «Женитьбе» была по-настоящему виртуозной, проходила в быстром темпе. Чего только стоили забеги вокруг места событий – огромного дивана, который также был и декорацией, и одним из действующих лиц, а в целом – символом бытия главного героя, боящегося узов брака, «в котором ведь возможно всё». И это «всё» его с одной стороны и радует, и пугает. Страха в главном гоголевском персонаже оказалось гораздо больше, отчего он и устраивает неожиданно для остальных персонажей пьесы (в первую очередь для невесты Агафьи Тихоновны) побег из-под венца. Продолжать свою одинокую, но такую привычную, без каких-либо радостей и коллизий, холостяцкую жизнь.
Постановка «Женя + Таня = Любовь» представлена совсем не в общепринятой интерпретации, не по классической букве романа, к прочтению которого мы привыкли со школьной скамьи. Сценическая версия принадлежит Татьяне Самбук, выступившей и в роли автора инсценировки. Но спектакль, как бы то ни было, по-прежнему переносит зрителя в мир знаменитого пушкинского романа «Евгений Онегин».
Предваряя свои гастрольные выступления, к новокузнецким зрителям обратилась директор Белорусского ТЮЗа, заслуженная артистка Республики Беларусь Вера Полякова-Макей.
«В современных реалиях, когда мир вокруг подвержен различным катаклизмам, театральное искусство в первую очередь является связующей нитью между странами и континентами и людьми разных национальностей. Российская Федерация является для нас основным партнёром и близким другом. Поэтому огромное счастье иметь возможность показать наше творчество, нашу культуру братьям из соседнего государства. Программа «Большие гастроли» важна для укрепления нашего сотрудничества с Новокузнецким драматическим театром», – отметила она. (Кроме Новокузнецка белорусские актёры побывают и в Новосибирске, чтобы выступить на сцене Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус».)
Общение с белорусским театральным коллективом-юбиляром продолжилось и во время пресс-конференции с представителями СМИ Новокузнецка.
За последние три года, в течение которых Вера Полякова-Макей руководит театром, он стал единственным театральным коллективом, в репертуаре которого 20 детских спектаклей (в год ставят по две ориентированных на детскую и юношескую аудиторию постановки). И если раньше в репертуаре ТЮЗа было всего два спектакля на русском языке, то в последнее время языковое соотношение пятьдесят на пятьдесят.
Немало постановок по классике из школьной программы. Поставлены они также с юмором, музыкой, танцами, с сопутствующими современности репликами («почему бы немного не покреативить и не похулиганить»), при этом без изменения текста классического произведения. Как сказал артист театра Геннадий Гаранский, исполнитель роли Евгения Онегина в спектакле «Женя + Таня = Любовь», подлинный текст произведения никто не обижает, текст – это святое.
Понравилась нашим гостям из Белоруссии новокузнецкая публика – тёплая, доброжелательная, эмоциональная, воспринимающая происходящее на сцене сразу же с первого действия. В отличие, к примеру, от финской, которая на протяжении всего спектакля может сидеть как замороженная, без малейшего признака какой-либо реакции на происходящее на сцене, что в немалой степени обескураживает и расстраивает играющих в спектакле артистов, но в конце спектакля вдруг неожиданно взорваться бурными аплодисментами.
По словам актёра Андрея Асимовича, наших гостей поразила сцена с её эффектом таинственности и зал с несколькими бельэтажами («Это же маленькая Ла Скала! А сцена! Да это же настоящее взлётное поле! Столько простора для игры…»).
Немало добрых слов было сказано в адрес молодого, кстати, российского режиссёра Татьяны Самбук, на чьи спектакли, зажигательные, с большой выдумкой, знающие их зрители сразу же расхватывают билеты. Иные зрители, увидев Татьяну при выходе на сцену на поклон, и поверить не могут, что такую интересную и яркую постановку сотворила эта молодая красивая женщина. Один из журналистов в шутку прокомментировал: «Да, женщина красивая… А где режиссёр?»
Главным и завершающим событием встречи на этом большом пресс-подходе стало подписание меморандума о сотрудничестве между двумя театральными коллективами – Новокузнецким драмтеатром и Белорусским ТЮЗом. Своими подписями соглашение закрепили директор новокузнецкой Драмы Валерия Пурпутиди и директор белорусского ТЮЗа Вера Полякова-Макей. Кстати, новокузнечане не теряют надежды тоже однажды попасть в международную программу «Большие гастроли», чтобы с ответными спектаклями посетить своих новых друзей-тюзовцев и белорусских зрителей. Пока же такая театральная форма общения не доступна театрам с городским статусом – только федеральным.
Просмотров статьи: 54