Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Живая изгородь памяти

Газета «Новокузнецк», выпуск №10 (1317)  //  Рубрика: К 80-летию Победы

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: домашний архив Н.Н. Львовой

Воспоминания о Великой Отечественной войне особенно накануне 80-летия Победы, большой для нашего народа даты, о переживших войну, о её последствиях вспоминают не только ветераны Великой Отечественной. О пригородах Берлина – города, в котором когда-то взметнулось над рейхстагом знамя нашей Победы, могут рассказать представители и более младшего, чем наши боевые победители, поколения.

Жить и работать по долгу службы в пригородах послевоенного Берлина довелось и новокузнечанке – педагогу по образованию Нине Львовой, учительский стаж которой составляет более 35 лет.

Ветеран труда Нина Николаевна работала учителем математики, заместителем директора и директором школы. Добросовестная, ответственная, она всегда добивалась успехов в обучении и воспитании учащихся. Не только обучала, но и прививала иным из своих выпускников любовь к учительской профессии, непростому педагогическому труду. Недаром многие из её учеников пошли по её стопам: стали педагогами и сегодня работают в образовательных учреждениях Кузбасса.

Прошло более 35 лет с тех пор, как Нина Николаевна Львова была направлена в загранкомандировку на четыре года в Германию преподавать в школах детям офицеров Западной группы ограниченного контингента советских войск.

Проходят годы, но воспоминания о том периоде жизни по-прежнему чётки и ярки, сохранились настолько, что рассказывать о них Нина Николаевна может с малейшими деталями.

Военная часть, в которой она работала, находилась недалеко от Берлина, в небольшом городке Бернау. Часть военнослужащих, детям которых она преподавала, была танковой – со своими порядками и традициями. Одной из заведённых традиций было ухаживать и содержать в образцовом порядке мемориальный комплекс как дань памяти советским танкистам, погибшим в жестоком бою за освобождение города (памятник находился в черте Бернау). Ежегодно в День танкиста к мемориалу выдвигалось шествие многочисленной колонны советских военнослужащих, которые приходили к мемориалу, чтобы почтить память погибших. Проходил митинг, возлагались цветы.

На торжество с цветами и тёплыми словами благодарности приходили и немцы, местные жители. Среди них были и немцы-ветераны, участники Великой Отечественной, которые принимали участие в боях с той, вражеской стороны и которые восприняли нашу победу. Это придавало мероприятию особую значимость.

В 1993 году было принято решение о выводе наших войск из Германии.

«Проходило всё поспешно, с какой-то уж слишком непонятной срочностью. Наши военнослужащие с недоумением говорили о том, что складывается такое впечатление, что мы не выводим войска, а убегаем. Такая поспешность, напоминающая эвакуацию, сказалась и на отношении к нам немцев. Всё чаще стали слышны в наш адрес нелицеприятные выкрики и возгласы, особенно немецкой молодёжи. Порой раздавался нам вслед даже злой саркастический смех, стали возникать откровенно неприязненные столкновения с местными жителями», – вспоминает Нина Николаевна.

Однажды она вместе с подругами поехала на электричке в Берлин. В купе были три русских женщины. На подъезде к одной из станций они услышали громкий смех и выкрики: «Хайль Гитлер!» Из окон увидели стоявших на перроне молодых, довольно крупного телосложения, агрессивно настроенных парней, собиравшихся войти в электричку. Русские женщины поняли, что встреча с ними не сулила им, русскоговорящим, ничего хорошего, и настороженно замерли в ожидании. Вероятность малоприятного инцидента была высокой: как назло именно в их купе были свободные места, на которые эти воинственно настроенные молодчики могли претендовать.

Поняв настороженность русских попутчиц, увидев на их лицах испуг, сидевшие наискосок в другом купе две монашки тут же перешли к ним, заняв свободные места.

«Не передать словами, как мы были им благодарны! Одна из них, прижав палец к губам, дала понять, что нам следует молчать, не произносить ни одного слова на русском. К счастью, воинствующая молодёжь в вагон, где находились мы, не зашла. А когда поезд отъехал от станции, наши смелые попутчицы вернулись на свои места», – рассказывает Нина Николаевна.

Когда окончательно закончился вывод нашей военной части из Бернау, командование приказало в последний раз отдать дань памяти погибшим при взятии города советским танкистам. На этот раз колонна, шествующая к памятному комплексу, была значительно меньше. Выдвинувшись из гарнизона, наши военные уже издалека услышали громкий, не предвещавший ничего хорошего смех. В воздухе, как говорится в таких случаях, запахло грозой. Подойдя к комплексу, участники колонны увидели в немалом количестве крепких немецких парней, по виду которых сразу же можно было понять: пришли они сюда не с добрыми намерениями. В воздухе очень явно повисла тревога. Но тут к мемориальному комплексу почти строем, плечом к плечу подошла старая гвардия из воевавших когда-то с нашей страной немцев-ветеранов. Взявшись за руки и образовав живую изгородь, они окружили место проведения митинга, не позволив громко насмехающимся и улюлюкающим молодчикам-вандалам сорвать нашим военным памятное мероприятие.

Митинг, конечно же, прошёл в напряжённой обстановке, но хотя бы без каких-либо грубых выпадов и эксцессов в адрес участников памятного прощания.

«Вглядываясь в лица живой изгороди, вставшей на пути воинствующих молодчиков, я видела в глазах образовавших её немцев-стариков слёзы. У некоторых они текли по морщинистым щекам, и пожилые люди их не скрывали, – рассказывает Нина Николаевна и добавляет: – Конечно, физически эти пожилые немцы не смогли бы нас защитить, но своим поступком они дали понять всем и в первую очередь своей молодёжи, что наших военнослужащих есть за что уважать и благодарить, что они помнят и чтут советских воинов-танкистов, проявивших стойкость и героизм при освобождении их, немецкой нации, от фашизма».

С тех пор прошло более 30-ти лет, нацизм вновь поднимает голову. И вновь российским бойцам приходится в ходе специальной военной операции защищать суверенитет России. Но есть и уверенность в том, что живая изгородь не только из российских воинов, но и представителей других наций рано или поздно, встав на его пути, вновь преградит устремлениям нацистов дорогу в будущее.


Просмотров статьи: 73