"КНИГА ДОЛЖНА БЫТЬ СВЯТЫНЕЙ!": – говорит любимец ребятни, детский поэт, наш земляк Эдуард Данилович Гольцман, отметивший 5 декабря 80-й день рождения.
– Эдуард Данилович, нам хотелось бы задать Вам несколько вопросов о…
– Подождите, я вас питаю энергией для них. Вот сейчас ещё почитаем, а потом уже интервью.
(Спустя полчаса «подпитки» – чтения вслух авторских стихотворений).
– Вы отметили 80-летний юбилей. Это, так сказать, ваш личный календарный возраст. А что касается творчества – сколько лет отметит оно?
– А вот тут всё написано, почитайте (протягивает грамоту от администрации, в которой кратко указаны некоторые биографические данные поэта – прим. автора). А я вам лучше сейчас свой подарок покажу. Смотрите, что мне подарили ребятишки в детском саду (показывает игрушку – музыкального лягушонка – прим. автора). Он поёт! Здорово, правда?
Разговор с Эдуардом Даниловичем Гольцманом, автором более 15 книг для детей, соавтором многочисленных музыкально-поэтических сборников, оказался не совсем простым, но, что, наверное, важнее, – незаурядным.
________________________________________________________
Беседа напоминала этакий литературный приём «обнажение приёма»: словно заранее предчувствуя, что ему будут задавать обязательные в «юбилейных» случаях вопросы, скучные и равнодушные, Эдуард Данилович старался опередить их – рассказать смешную историю, прочитать стихотворение или задать встречный вопрос.
________________________________________________________
Разгадать, намеренно это делалось или как у ребятишек (просто потому что скучно), так и не удалось. Но похоже, что именно второе. Потому как за всё время нашей встречи поэт как минимум трижды назвал себя ребёнком – и совершенно искренне.
________________________________________________
Мы застали Гольцмана за интересным занятием – конструированием новой книги. «Это будут «Пальчики», – пояснил Эдуард Данилович.
________________________________________________
– Я готовлю книгу к 400-летию Новокузнецка». Небольшая книжечка со стихами поэта, специально подобранными к ним картинками из детских журналов, иллюстрациями новокузнецких и московских художников-друзей, вырезками из газет и прочим – уже почти готова. В процессе – несколько последних страничек. «А когда ребятишки смогут почитать её?» – спросили мы поэта. – «Когда получится напечатать. Вот мне в пятницу, на юбилейном вечере, дали сертификат на издание книги… Если не обманули, то тогда действительно получится. Скажите, но ведь нельзя обманывать маленького ребёнка?»
Прятать новую, 16-ю свою книжку, Гольцман не стал – наоборот, с удовольствием прочёл вошедшие в неё произведения. Как те, которые уже успели полюбиться маленьким читателям, так и совсем новые, которых, как было сказано нам по секрету, ещё не видел никто.
Среди них были и весёлые, и с лёгкой грустинкой:
Папа-пони,
Мама-пони
Проживают
В Лимпопони.
Кроме мамы с папой
Тут
Дети-пончики
Живут.
Дима в детский садик ходит…
Так и молодость проходит.
С дачи съехала семья,
И один остался я…
Что же делать мне, щенку?
Как унять же мне тоску?
И лиричные:
Деревья вокруг пожелтели,
Всё меньше у солнца тепла.
Сентябрь. Мальчишка с портфелем
Шагает вдоль улиц села…
И лирико-философские, связанные с воспоминаниями о нелёгком военном детстве (приводим новое, ещё не звучавшее):
Иду вдвоём с попутным резвым ветром
На встречу с детством.
И «Здравствуй!» мне кричат перепела.
На добрые десятки километров
Во ржи густой дорожка пролегла.
Отсюда жизнь моя берёт начало –
Большой дороги маленький клочок.
Здесь детство босоногое промчалось
Со школьной сумкою через плечо.
Года военные. В селе соседнем школа,
Потрёпанный учебник на троих…
Но и в обносках, пробежав по полю,
Я дальше шёл по строкам мудрых книг.
Я с ними рос, и каждою весною
Всё больше видел света и тепла.
И ты, дорожка, стлалась предо мною
В широкий мир уверенно вела…
И вот, любуясь спелыми хлебами,
Опять, как в детстве, я иду в село.
Но у меня не сумка за плечами,
А трудовая книжка и диплом.
Шумит весёлый ветер, призывая
Не поле перейти, а жизнь прожить.
Благодарю, дорожка полевая,
Что научила с книгою дружить.
С книгой Эдуард Данилович подружился, как и его лирический герой, в детстве, но, по иронии судьбы, не в самом раннем – это он рассказал нам, убедившись, что мы достаточно «напитались» доброй энергией его стихотворений.
– Родился я в Польше, в 1939-м году. Когда немцы напали на Польшу, нашу семью должны были расстрелять. Но Бог смилостивился… Какими-то мытарствами мы очутились в Белоруссии, в городе Полоцке. Когда и туда пришла война, я ещё ходил в детский сад. Помню, когда бомбили город, одна из бомб упала во двор нашего сада. Когда спустя какое-то время воспитатели стали выпускать нас по одному, чтобы мы бежали домой, я вышел и увидел на земле красивую железяку, ребристую такую. Схватил её из любопытства, а это оказался осколок бомбы. Обжёг руки… Таким же образом и детство моё было обожжено войной…
После этого были детдома по всему Союзу, долгожданное, уже после войны, воссоединение с отцом в городе Прокопьевске, учёба в сельской школе, слесарном училище…
__________________________________________________
– Я полюбил детскую поэзию, этот жанр, потому что у меня самого, как и моих современников, детства не было. Не было игрушек, учебников, школы нормальной, учителей, – добавляет поэт. – Поэтому очень хотелось не только вернуть это мироощущение, но и продлить его... Так и получилось – я всю жизнь ребёнок.
___________________________________________________
Но не только личное желание сделало Гольцмана поэтом. Даже больше – обстоятельства, так или иначе составляющие всю жизнь его окружение. В детстве – встреча с героем Великой Отечественной войны, писателем Вершигорой, уроки литературы в школе, прогулки мимо ДК им. Ворошилова на Берёзовой роще в Прокопьевске, откуда непременно доносились звуки оркестра и голоса артистов. В юности – служба в армии на Сахалине, поездка по «чеховским местам», участие во Всесоюзном съезде писателей в 1954-м году. Во взрослой жизни – учёба в Ленинграде в культурном училище, а потом и в институте, дружба с писателями и поэтами, личное знакомство с кумиром – детским поэтом Валентином Берестовым, его своеобразное благословение.
На этом Эдуард Данилович останавливается особо – для него дорого это воспоминание:
– Я всех люблю писателей и поэтов, но главный мой учитель – Валентин Дмитриевич Берестов. Когда я учился в Ленинграде, очень захотел с ним познакомиться. Позвонил к нему домой. Он сказал: «Пожалуйста, приходите, буду рад. Только я болею, поэтому наверняка попрошу вас мне услужить – сбегать за лекарством». Я был счастлив без ума, что смогу ещё и помочь ему чем-нибудь. Пришёл, взял рецепт, сбегал в аптеку. А он подписал мне книжку: «Моему майскому Деду Морозу Эдику». А ещё потом – позже – помог мне напечататься в «Мурзилке» и «Весёлых картинках».
Однако по-настоящему поэтом Гольцман почувствовал себя, по его словам, только тогда, когда это начали признавать окружающие. А его всегдашнее окружение – это дети.
– По улицам ходишь, только и слышишь вслед: «О, смешильник идёт!», – улыбается детский любимец.
Профессиональная деятельность Эдуарда Даниловича тоже была так или иначе связана с поэзией, искусством – он работал директором областного Дома культуры для учащихся профтехучилищ в Новокузнецке, режиссёром народного театра в Прокопьевске, Осинниках (и даже какое-то время в той же должности – на Севере, в городе Ухта), продвигал проект «Культуру – на село». Серьёзная, отчасти творческая, отчасти административная работа не смогла повлиять на ребячью душу Гольцмана, изменить его отношение к жизни, творчеству, и главное – к детям.
Чему первым делом научится кошка?
– Хватать.
Птица?
– Летать.
А школьник?
– Читать.
Котёнок вырастет кошкой, такой же, как все на свете.
Птенец вырастет птицей, такой же, как все на свете.
А школьник читает, а школьник мечтает…
И даже и папа, и мама не знают,
Кем вырастет он
И кем станет.
Внимание к ребёнку, к его интересам и душевным переживаниям, беспрерывная «подпитка» детской души добрыми, мудрыми книгами – вот, по мнению поэта, главная задача взрослых. В особенности – родителей и учителей.
_________________________________________________
– Каждый ребёнок – гений, он может абсолютно всё познать и всему научиться, но в течение жизни забывает об этом… Нужно постоянно напоминать ему.
_________________________________________________
В доме должно звучать громкое чтение книг, разговоры об искусстве, вокруг ребёнка – находиться интересные, умные люди. Ведь у нас наверняка не было бы Пушкина, если бы он не впитал в детстве впечатления от общения с друзьями своего дяди – Жуковским, Батюшковым, Озеровым и другими. Не было бы Алексея Толстого, Алёши, для которого родным дядей была написана «Чёрная курица, или Подземные жители». Можно привести массу таких примеров. Все мы родом из детства – нужно помнить об этом. От того, какое отношение родители сформируют у ребёнка к книге, писателю, учителю, во многом будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.
Мария Изенкина
Фото Марии Коряга
Просмотров статьи: 2900