Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Под шелест кипариса

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Говорят, что творческие идеи, рождающиеся в кругу семьи, самые плодотворные. А этот ген, ген творческого мышления и восприятия окружающего мира, может передаваться из поколения в поколение. И это высказывание кого-то из великих, как подтверждает жизненная практика, верно. По крайней мере, семья новокузнецких художников Ключниковых постоянно доказывает это утверждение.

Недавно в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя под эгидой абонементного отдела открылась выставка под названием «Шелест кипариса» (живопись, графика) младшего поколения семьи – братьев Никиты и Ильи, а также жены старшего Никиты – Елены Зерфус. В мае здесь же прошла выставка картин, овеянных майскими солнечными днями, старшего поколения – их родителей Леонида Ивановича и Елены Леонидовны Ключниковых.

О плодотворной работе и большом творческом потенциале семьи свидетельствует и такой факт: два месяца назад в честь завершения Года семьи в рамках проекта «Семья – источник вдохновенья» в Новокузнецком художественном музее прошла выставка иконописных работ, созданная двумя поколениями семьи новокузнецких авторов – Леонидом Ивановичем и Еленой Леонидовной Ключниковыми, сыновьями Никитой и Ильёй, а также их жёнами Еленой Зерфус и Ириной Луцишиной. Это 64 произведения, выполненные в интервале с 2008 по 2024 год и представленные не только в экспозиции, но и в музейном собрании.

В основе столь интересной творческой династии, этого содружества талантов лежат как семейные связи, так и полученное и старшим, и младшим поколениями Ключниковых художественное образование в Красноярске. Леонид Иванович и Елена Леонидовна окончили Художественное училище им. В.И. Сурикова; Никита, Илья, Елена и Ирина после окончания Новокузнецкого колледжа искусств – Красноярский государственный художественный институт. В прошлом и настоящем все они – участники многих художественных форумов, от городских до престижных международных. Все они получили немалое количество наград.

«Авторы выставки «Шелест кипариса», представившие 21 произведение, тщательно продумали экспозиционный ряд. Они словно поделили произведения на три небольшие ретроспективные экспозиции. Илья, самый младший из сыновей Ключниковых, выбрал офорт, довольно редкое явление в выставочном пространстве. Графикой он увлекается с детства и вполне осознанно решил изучать эту технику при поступлении в художественный институт. Совмещая различные офортные приёмы, из сложных переплетений линий, штрихов, тоновых пятен молодой мастер при печати получает эффектные оттиски», – отметила куратор выставки искусствовед Галина Иванова.

«Мне нравится работать над созданием офортов. Хотя это и трудоёмко, и сложно, и небезопасно: травление металла происходит разными кислотами. Но зато какой результат!» – признаётся Илья.

Офорт Ильи под названием «Первый графический лист. Новокузнецк», на котором изображены где-то там внизу снующие по улицам автомобили и монументально плывущий над всей этой суетой то ли заводской дым, то ли облака… Точно такие проплывают и на офорте под названием «Над Кузнецком», где также отражён городской пейзаж с признаками индустриализации. Напряжённый ритм работы сталеваров изображён в произведении под называнием «В цехе КМК». На первом плане проглядывают контуры четырёх мифических богатырей, словно восседающих на крупе мощного коня. Затем идут офорты «Бой со змием», «Старец и лев» и, наконец, «Шелест кипариса», отправляющий зрителя к временам античности. Кипарис словно свидетель истории, хранитель времени, символ сосуда ценностей всего человечества и его непростого опыта, который по непрерываемой связи времён передаётся от старшего поколения – младшим.

Елена Башарина, новокузнецкая художница, высказалась об этой работе, название которой озаглавило выставку, так: «Илья Ключников – мастер цветного офорта. В его работах дух мифологизма, дух древних элегий и романтизма. Времена античности он изображает с особым настроением и утончённостью. В техниках и манерах офорта ему не чуждо новаторство».

Старшего брата Никиту Ключникова новокузнецкие художники характеризуют как мечтателя, созерцателя, работающего в разных жанрах и техниках в живописи, своеобразного в выборе тем и композиционных решений. По словам куратора выставки Галины Ивановой, в этюдах Никиты, представившего пейзажные композиции, заключены «смелые фактурные эксперименты из области пастозных живописных высказываний» («Перед рассветом», «В поле»). Зритель в авторском блоке Никиты Ключникова видит большие по размерам полотна, на которых мощно и свободно со всей силой художественной экспрессии легли мазки кисти задумавшего сюжет автора.

«В каком бы жанре ни работал этот художник, он ярко и фактурно выражает свой эмоциональный мир, своё творческое состояние. Портрет и автопортрет – это жанры, которые позволяют особенно глубоко погрузиться во внутренний мир модели. В портретах Никиты большую выразительность приобретает линия. Она обладает особым пластическим языком и смыслом, позволяет отразить всю тонкость и хрупкость состояния образа», – подчёркивает куратор выставки («Портрет Майи», «Портрет молодого человека», «Автопортрет»).

Отмечен и такой нюанс в творческих замыслах Никиты: свойственная ему так называемая мифологическая эстетика, она постоянно будоражит его воображение. Мифологический древнегреческий материал автор также воплощает в портретах. И эта тема, как и у его младшего брата Ильи в работе «Шелест кипариса», проходит через века из прошлого в день сегодняшний, наполняется особым смыслом и содержанием.

«Лично я больше работаю над формой, стремлюсь к большей гармонии в работе с пятном, чистым, максимально открытым цветом», – признаётся ещё одна участница семейной выставки Елена Зерфус, чьё творчество также отличается жанровым и стилистическим многообразием.

И всё-таки один из любимых её жанров, как и у Никиты, – портреты, в том числе и детские. В частности, портреты сына Серафима («Серафим в красном», «Мальчики», «Автопортрет», «Полина и бабушка»). В живописи Елены отмечается колорит и выразительность, в созданных ею портретах – духовность и драматизм, глубина и полнокровность.

Как многие женщины-художники, Елена Зерфус любит изображать цветы, те самые «остатки рая на земле»: её авторский блок украшают цветочные композиции – астры, лилии, хризантемы, изображённые яркими мазками кисти.

«Букеты она пишет плотно, корпусно, локальными пятнами. Весь творческий путь Елены как мастера кисти убеждает, что она умеет сочетать манеру письма и содержание, умеет накопленные внутренние мотивы переливать в форму и цвет», – отзывается о её работах Галина Иванова.

Когда-то новокузнецкий искусствовед, преподаватель истории изобразительного искусства Виктор Кайгородов отмечал, что в настоящее время в Новокузнецке сформирована молодёжная среда, которая, несмотря на возраст, очень мобильна, уже изрядно накопившая опыт участия в выставках и конкурсах регионального и даже российского уровня. Это молодёжное художественное сообщество разнородно и представлено выпускниками разных сибирских художественных школ, разными видами искусства, тематическими и стилистическими предпочтениями.

И в этой среде, подчёркивает Виктор Александрович, пристальное внимание обращают на себя молодые авторы, которые заметно отличаются от своих сверстников особенностями мировоззрения, типами художественного сознания и некоторым сходством позиций по отношению к реальности как предмету осмысления в творчестве. К примеру, братья Ключниковы, которые росли в семье иконописца Леонида Ивановича Ключникова, исповедующего духовные ценности, со студенчества принимали участие на правах подмастерий в росписи храмов, напитываясь темами духовного, возвышенного порядка, усваивая приёмы декоративного письма, стилизаций в рисунке и форме.

Второй их школой стало обучение в Новокузнецком колледже искусств, где авторитетом пользовался Игорь Борисович Бессонов, творческому методу которого также свойственны приёмы стилизаций. Высшее образование братья Ключниковы завершили в Красноярском художественном институте. И все эти факторы явно и зримо оказали влияние на формирование их мировоззрения, выбор тем и методов их реализации.

К слову, все портреты, созданные Никитой Ключниковым и его женой Еленой, напомнили мне некие современные и всё-таки в чём-то иконописные лики – со строгим, смотрящим прямо в душу зрителей взглядом изображаемых ими персонажей, строг и серьёзен даже взгляд маленькой девочки на одном из портретов. Илья Ключников пояснил: «Но это же не фотоснимки, где можно улыбаться, смеяться и даже в шутку корчить рожицы! Взгляд моделей, когда пишут их портреты, всегда сосредоточен, сфокусирован в одну точку, и потому серьёзен. Вспомните работы старых мастеров! Так и на нашей выставке».

И без сомнения, сфокусированность на выборе жизненной цели, на искусстве этим молодым художникам в первую очередь придало семейное увлечение творчеством.


Просмотров статьи: 26