Свобода с именем Делакруа
Великие умы заявляют: «Без искусства немыслимо развитие человечества». И, как известно, художественные шедевры, которые способствуют пробуждению и развитию человеческих душ, не могут принадлежать лишь одной стране, они становятся достоянием всего мирового сообщества.
К таким художникам относится и величайший французский живописец ХIХ века Фернан Виктор Эжен Делакруа, масштабная ретроспектива работ которого впервые в России представлена в залах Новокузнецкого художественного музея. Столь масштабный художественный проект-выставка под названием «Очарование Делакруа» включает 100 литографий и гравюр, выполненных в Париже и Лейпциге в 1864, 1913 и 1928 годах с его зарисовок, эскизов, рисунков и картин, охватывающих самый плодотворный период творчества художника с 1823 по 1857 год.
При имени Делакруа, сына бывшего министра иностранных дел Франции (впрочем, жизнеописания художника содержат стойкие слухи о том, что он незаконнорожденный сын Наполеона), в памяти многих всплывает его всемирно известная картина «Свобода на баррикадах». Создано знаменитое полотно по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму реставрации монархии Бурбонов. С изображением женщины с именем Марианна, воплощающей символ Французской республики и как олицетворение национального девиза «Свобода. Равенство. Братство». В образе зовущей к борьбе Марианны художнику удалось совместить величие античной богини и отвагу простой женщины из народа. Босая, полуобнажённая, с флагом республиканской Франции в одной руке и ружьём в другой, она одновременно символизирует самоотверженность французов, способных с «голой грудью» идти на врага.
Сам Эжен Делакруа назвал картину «28 июля, 1830». Этих цифр было достаточно, чтобы французские зрители поняли и вспомнили конкретный день, кровавый и страшный, но вдохновивший и подаривший надежду. День вспыхнувшего мятежа, который привёл к смене политического режима. И это было первое живописное произведение Делакруа, которое изображает не мифологических персонажей, как это было обычно, а его современников и близкие, конкретные события.
Портрет Делакруа с фрагментом картины изображался на банкнотах страны, под влиянием «Свободы на баррикадах» была написана большая симфония.
Наконец и жителям Новокузнецка, а также гостям города представилась возможность познакомиться с творчеством этого величайшего, с мировым именем мастера: экспозиция «Очарование Делакруа» прибыла в наш город.
«В истории искусств Эжен Делакруа по праву считается главой французской романтической живописи. Однако искусство этого художника слишком сложно, богато и многогранно для того, чтобы всё оно, без остатка, могло уложиться в рамки одного направления. И эта новая музейная выставка литографий и гравюр с его эскизов, рисунков и картин, послуживших её основой, делится на несколько тематических разделов», – отметила куратор выставки, научный сотрудник музея Екатерина Тертых.
В экспозиции присутствуют работы, в которых художник обращается к темам вымышленным, поэтическим, мифологическим, религиозным, а порой и легендарным, где прослеживается торжество слепой и жестокой судьбы над участью человека. Делакруа идеализирует в своих работах патриархальную старину, восхваляет рыцарское средневековье.
Особое направление в его творчестве занимает анималистика. В рамках этого жанра Делакруа предпочитает изображать мощных и могущественных царей природы – львов и тигров.
Невозможно представить творчество Делакруа без обращения к шедеврам литературных гениев прошлого. Прежде всего, к произведениям Гёте и Шекспира. Он знает их творения досконально и с полной творческой свободой воспроизводит их в своём искусстве. Представленные в экспозиции иллюстрации к драме Гёте «Гец фон Берлихинген» и трагедии «Фауст», а также трагедии «Гамлет» Шекспира стали поистине вершинами графического творчества художника, вошедшего в сокровищницу мирового изобразительного искусства («Фауст и Мефистофель в трактире», «Фауст, Маргарита и Мефистофель на улице», «Гамлет пытается следовать за призраком своего отца», «Призрак на террасе», «Гамлет советует Офелии удалиться в монастырь», «Гамлет пытается убить короля», «Гамлет и королева», «Песнь Офелии, «Смерть Гамлета» и другие).
И это не удивительно: Делакруа был человеком начитанным и высокообразованным, интеллектуалом и эрудитом своего времени. Он никогда не сторонился общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приёмы и знаменитые салоны Парижа. В них он был не просто долгожданным гостем – в салонах художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. И эта сторона жизни якобы незаконнорожденного сына Наполеона отразилась и в его литературных изысканиях: в «Дневнике», где он подробно описывает свои встречи, знакомства, светские беседы, даёт оценки творчеству многих художников. Критики того времени высоко отметили литературное достоинство глубину мыслей об искусстве «Дневника», который тотчас стал знаменитым и желанным в высших кругах произведением.
В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной в Марокко. И это путешествие позволило набраться самых ярких и необычных впечатлений, вдохновило его на создание в своих работах африканского мира, который до этого Делакруа представлял цветистым, шумным и праздничным. Но в реальности художник увидел его тихим, патриархальным, погружённым в свои бытовые и домашние заботы. Затерянный и чем-то напоминающий ему цивилизацию древней Греции мир знойной страны. Делакруа даже удалось попасть в гарем местного правителя, где он смог сделать несколько зарисовок.
Всего же в Марокко он набросал десятки эскизов. В дальнейшем они, а также полученные в этом путешествии впечатления послужили художнику источником вдохновения для создания «Марокканского альбома». В нём Делакруа всего на 20 листах представил более 170 персонажей, отразил черты, характер, поведение и одеяния встреченных им представителей разных народов.
И открывшаяся в Новокузнецком художественном музее выставка подчёркивает ещё раз, что для Делакруа (как, впрочем, и для каждого большого мастера) зарисовки, эскизы и рисунки, представленные на ней, имели важное значение. В каждом таком эскизе и рисунке художник видел очертания будущего задуманного произведения. В каждом наброске он видел законченное полотно. И потому эти лёгкие, летящие на бумаге линии и были истинными, приносящими вдохновение очарованиями Делакруа.
Просмотров статьи: 41