Друг детства – Андерсен
Написать сказку, которую будут читать многие поколения, может человек, полностью осознавший тайну детства. Таким был знаменитый датчанин Ганс Христиан Андерсен – его волшебные истории про Русалочку, диких лебедей, Снежную королеву, Дюймовочку существуют, как считают многие литературные критики, вне временного пространства. Они понятны, образны, а потому близки каждому живущему на планете. Так считаем мы, когда-то дети, ставшие взрослыми. Так считают наши дети и внуки. Так решили и в Новокузнецком драматическом театре, на сцене которого идёт спектакль «Сказки Андерсена».
Премьера этого новогоднего сказочного действа состоялась ровно пять лет назад, 20 декабря 2019 года. Так что повтор постановки накануне Нового года ознаменовал маленький юбилей «Сказок» (режиссёр Елена Ненашева). Для театральной постановки были взяты «Русалочка», «Дикие лебеди» и «Снежная королева». На их основе и родилась сочинённая сразу из нескольких сюжетов история с великолепными, красочными костюмами, яркими декорациями, проникновенной и в то же время эмоциональной игрой актёров. И получилась настоящая новогодняя сказка!
Сказочное настроение актёры Драмы создали ещё перед спектаклем, устроив в большом фойе на втором этаже возле огромной, разукрашенной ёлки небольшое костюмированное представление с символом нового года Гадюкой Гидровной, персонажами русских сказок и, конечно же, Дедом Морозом и Снегуркой. А также песнями, танцами, загадками и традиционным общим кликом «Ёлочка, зажгись!» После чего настроенных на большую новогоднюю сказку зрителей звонком пригласили в зрительный зал.
И здесь началось то самое волшебство, которым и отличаются истории этого удивительного сказочника – Ганса Христиана Андерсена, которого в спектакле сыграл артист Андрей Ковзель. Он, рассказчик и сочинитель историй, наполненных важными темами любви, сочувствия и прощения, вручает девочке, вполне современной сверстнице наших новокузнецких подростков, волшебные башмачки (белые, популярные среди нашей молодой поросли кроссовки). И они переносят её из сказки в сказку, сюжеты которых (немного переиначенные на современный лад) создают актёры Илона Литвиненко, Ксения Барнаева, Людмила Адаменко, Денис Цвирка, Полина Зуева, Вера Кораблина, Юлия Нагайцева, Ирина Шантарь, Андрей Грачёв, Евгений Лапшин и многие другие.
Три сказочных истории, воплощённые с применением современных визуальных технологий, буквально заполнены персонажами, сыгранными множеством артистов. Каждый из них, создавая нежный, хрупкий, красивый мир сказки, чётко и ясно выводит яркий рисунок своей роли, вызывая и смех, и трогательные переживания зрителей – как детей, так и их родителей, что также, окунувшись в сказочное житьё-бытьё, почувствовали себя детьми.
Первым было представлено грустное повествование о Русалочке, романтичной юной жительнице морских глубин, наивной и восторженной девушке, ставшей жертвой своей искренней любви к спасённому ею принцу. Печальная история о безответной любви, попытке подстроиться под идеалы возлюбленного и самопожертвования. «Как печально, она погибает… Умереть из-за какого-то принца! И у других сказок такой же трагичный конец!», – возмущённо восклицает девочка, обращаясь к Сказочнику.
Сказки Андерсена и впрямь не всегда заканчиваются благополучно для персонажей, не всегда имеют счастливый финал: герои страдают, проходя через множество трудностей, а порой и погибают. И потому в них нет фальши и пустых обещаний безоблачной жизни. Сказочник умело сплетает реальный и фантастический мир, где зачастую главные роли отдаются детям и персонажам преданий и народных сказок в единое целое. Оттого они и любимы. Недаром Русалочка главного сказочника Дании, романтичная морская жительница, стала неизменным символом этой страны. Русалочка в виде скульптуры восседает на гранитном постаменте в порту Копенгагена, мечтательно, с надеждой вглядываясь в линию горизонта, что пролегла между морской гладью и небом.
Несомненно, сказочные истории Андерсена учат справедливости, добру, сочувствию, преданности и терпению, учат тому, что любовь способна победить зло и волшебные чары. Важно только не сдаваться. И об этом артисты нашей Драмы рассказывают во второй, знакомой многим с детства сказочной истории «Дикие лебеди», где детей короля – принцев и их единственную сестру Элизу – невзлюбила злая и коварная мачеха. «Ой, я знаю эту сказку!» – радостно воскликнул сидящий рядом со мной мальчик. Мачеха превращает братьев в лебедей, а их сестру – в страшную замарашку, а чтобы вернуть любимым братьям прежний облик, Элизе приходится плести из растущей на кладбище крапивы всем им по рубашке.
«Твои нежные руки покроются от крапивы волдырями от ожогов! Потом ты разомни её ногами и свей из неё длинные нити. Из этих нитей сплети рубашки, которые и набрось на лебедей. Чуть только рубашки коснутся их перьев, колдовство исчезнет», – поучает девушку пожалевшая бедняжку волшебница Фата-Моргана (сидящий рядом знающий на зубок сказку юный зритель чуть ли не слово в слово шёпотом комментировал действие на сцене). И Элиза с волдырями на руках (только бы спасти милых братьев!) перенесла эту страшную боль.
Самая длинная и захватывающая сказка Андерсена о Владычице зимы, известном персонаже северного фольклора, связанного с холодом и смертью – о Снежной королеве. Ей, не знающей сочувствия, с сердцем, полным осколков льда, противостоит отважная Герда, полная любви и тепла, готовая обойти полсвета, чтобы спасти своего унесенного Снежной королевой друга Кая.
Считается, что эта сказка отчасти автобиографична. В детстве у Андерсена, эмоционального и восприимчивого ребёнка, которого из-за вспыльчивости, некоей нелюдимости и замкнутости, вынуждены были учить дома, была подружка – добрая по нраву девочка-соседка, сопровождавшая его во всех играх и затеях. Не исключено, что она-то и стала прототипом Герды.
Реальна и Снежная королева: в юности Андерсен был беззаветно влюблён в одну известную оперную певицу, которая холодно ответила ему на признания в любви.
Незадолго до своей смерти этот бесконечно талантливый Ганс Христиан Андерсен, не узнавший счастья семейной жизни и не имевший собственных детей, однако познавший тайны детства и сумевший передать их в своих реально-фантастических историях, проконсультировался с композитором по поводу музыки для своих похорон, сказав: «Большинство людей, которые будут идти после меня, будут детьми, поэтому заставляйте ритм двигаться в такт маленькими шагами».
Хотелось бы сказать и о поведении зрителей на таких спектаклях. На основе впечатлений артистов московских театров были составлены «Шесть правил поведения в театре с детьми». Составлены не зря. Поразила беспечность и неуважение иных родителей, пришедших с детьми, к окружающим их зрителям. И, конечно же, артистам, поскольку на сцене несомненно слышны мешающие игре посторонние звуки в зале. Иные мамочки привели детей с громко хрустящими в руках пакетами с едой и фантиками постоянно разворачиваемых конфет. Они ими шуршали и шелестели на протяжении всего спектакля, мешая окружающим воспринимать сценическое действие. Одна девочка начала бить ногами, словно играя, в кресло впереди сидящего зрителя. На замечание укротить своих чад и не мешать смотреть спектакль мама девочки возмущённо встрепенулась: «Что вы хотите! Это же маленькие дети!» Причём сами родительницы этой шумной детворы уселись вместе, позволяя себе со смешком и вполголоса обсуждать какие-то свои горячие новости, а между ними игру актёров.
И потому главное правило из кодекса зрительского поведения, составленного актёрами, гласит: «Соблюдайте полную тишину. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, даже вибрирующие они мешают не только зрителям, но и артистам. Старайтесь воздержаться от разговоров во время спектакля. Даже шёпотом. Даже очень тихим. Не обсуждайте во время действия игру актёров. Посторонние звуки разрушают атмосферу спектакля».
Несомненно: даже любящий детство и детвору главный сказочник мира Ганс Христиан Андерсен эти правила бы одобрил.
Просмотров статьи: 48