Транспорт на КМК: Начало
Более десяти первых лет существования КМК основным транспортным средством на заводе оставалась рабочая лошадка, хотя автомобили с тракторами здесь тоже имелись. Уже в первые месяцы Кузнецкстроя стало ясно, что весь транспорт большой стройки нуждается в объединении и едином управлении.
95 лет назад, 19 декабря 1929 года, вышел приказ №250 по заводской площадке, согласно которому на Кузнецкстрое был образован отдел автогужевых перевозок – первое в Кузбассе автопредприятие. Руководить отделом был назначен В.М. Двойников, в распоряжении которого на тот момент оказалось 400 человек, 20 единиц автотехники (два легковых автомобиля, 14 грузовых и четыре трактора) и около 300 лошадей.
В конце 1932 года автогужевой отдел был переименован в автогужтранспортный цех. К этому моменту в нём числилось уже четыре легковых автомобиля и 74 грузовых, в основном иностранных марок, а также отечественные АМО-Ф-15, Я-3, Я-4.
Справедливости ради нужно отметить, что основную транспортную нагрузку на заводе в 1930-1940-е годы нёс всё же гужевой транспорт. Было время, когда в распоряжении цеха находилось свыше тысячи лошадей. Окончательно «железный конь» сменил на КМК пусть и не крестьянскую, но всё же лошадку лишь в 1950-е годы. А ещё в 1940-е стоящие рядом у заводоуправления автомобиль директора КМК и чья-то пролётка или двуколка считались обыденной картиной. Известен факт, что знаменитый кузнецкстроевец Григорий Казарновский, занимавший, кстати, не последнюю должность на комбинате, добирался на работу на двуколке, не на машине.
Профессия водителя в начале 1930-х была редкой, специалистов было очень мало, и потому они пользовались особыми привилегиями: например, им выдавалась специальная одежда – кожаные куртка, брюки, сапоги, шлем и перчатки. В середине 1930-х ситуация начала меняться в лучшую сторону: в городе открылись курсы шоферов. В 1936 году в штате АГТЦ КМК появилась первая женщина-водитель – Ю.М. Пронина.
Поначалу в автопарке преобладали иностранные авто, однако после модернизации Московского и Ярославского заводов и пуска нового, Горьковского, перевес стал на стороне отечественных машин. Во второй половине 1930-х годов в парке автогужтранспортного цеха КМК находилось уже 150 автомобилей, в основном это были легковые ГАЗ-А и грузовые ГАЗ-АА, ЯГ-3, АМО-3, ЗИС-5. Один из легендарных ЗИС-5, говорят, ещё в начале XXI века можно было увидеть на территории АТП, причём в рабочем состоянии.
В это время в городе начали строить автомобильные дороги (на стройплощадке КМК, кстати, строительство дорог было возложено именно на автогужевой отдел), открывать первые ремонтные мастерские. В 1934 году в Сталинске появился и первый капитальный гараж. Поскольку автозаводы практически не поставляли запчастей, приходилось многое делать на месте своими силами. В итоге век машины в то время был недолог, автопарк нуждался в регулярном обновлении, поэтому даже к концу 1940-х количество машин практически не превышало 150-ти. Лишь после того, как проблему с запчастями удалось решить, автопарк КМК стал стремительно расти.
Первые лимузины, советские семиместные представительские автомобили ЗИС-101, появились в Сталинске тоже на КМК, на них возили высшее заводское начальство, включая директора.
А ещё на балансе автотранспортного цеха КМК находилась водная переправа в районе ДОЗа, где работали два катера – буксир и пассажирский (на 200 человек).
В мае 1937 года Автобаза была выделена из системы Земжелдорстроя и переведена на полный хозрасчёт. С 1 января 1940 года транспортный цех, находящийся тогда в составе коммунального управления, был выведен из его подчинения и стал существовать уже как самостоятельное подразделение.
Такими были первые 10 лет истории транспортного хозяйства КМК. За ними последовали суровые годы Великой Отечественной войны, послевоенное развитие, непростой постсоветский период. Транспортный цех прошёл бок о бок с заводом все этапы его непростой жизни, завершив свою историю после объединения КМК с ЗСМК.
Как отмечает календарь отдела краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя, на предстоящей неделе Новокузнецк ждёт ещё несколько интересных юбилеев.
95 лет назад, 20 декабря 1929 года, образована Новокузнецкая дистанция пути Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
85 лет назад, 21 декабря 1939 года, родился Яркин Виктор Петрович (1939–2011), заслуженный работник культуры РСФСР (1976), ведущий солист вокального коллектива Дома культуры и техники (с 1960 года), исполнитель главных партий Народного театра оперетты (1968–1980). Работал на КМК. На сцене выступал с 1956 года. В его репертуаре были как самостоятельные концертные программы, так и в сопровождении симфонического оркестра – песни современных композиторов, романсы, партии из оперетт. Неоднократно представлял самодеятельное искусство Кузбасса в Москве и за рубежом: на сцене Кремлёвского дворца съездов, зарубежных гастролях: в Финляндии, ГДР, Венгрии.
30 лет назад, 21 декабря 1994 года, состоялось учредительное собрание общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий». Первый председатель – Александр Яковлевич Назарчук.
30 лет назад, 22 декабря 1994 года, организована Федерация спортивных журналистов Новокузнецка. Ею были впервые определены десять лучших спортсменов города 1994 года. Лидером был назван В. Молчанов.
35 лет назад, 23 декабря 1989 года, при Центральной городской библиотеке имени Н.В. Гоголя образовалось Рериховское общество. Первую встречу организовали художники Константин Петрищев и Алексей Яковлевич Гурьянов. Рериховское общество действует при Народном музее семьи Рерихов в Библиотеке имени Д.С. Лихачёва МБУ «МИБС».
105 лет назад, 24 декабря 1919 года, в Кузнецк вошёл 312-й полк Пятой Красной Армии, окончательно установив в городе Советскую власть.
90 лет назад, 25 декабря 1934 года, родился Шубарин Владимир Александрович (1934–2002), известный эстрадный танцовщик, заслуженный артист РСФСР. Родился в Сталинабаде (Душанбе, Таджикистан), детство и юность прошли в Новокузнецке. Танцевал в хореографической группе Клуба строителей и учился на втором курсе Кузнецкого металлургического техникума. В декабре 1950 года, сдав в техникуме экзамены на отлично, 16-летний Владимир Шубарин уехал в Москву. Был солистом танцевальной группы Хора им. М. Пятницкого, работал в Хореографической мастерской Москонцерта. В 1977 году организует свой первый коллектив, в 1984 – второй. Исполнял номера на музыку Д. Ласта, Р. Паулса, А. Хиркми, С. Савари, Д. Гершвина. Записал несколько альбомов своих песен. Снимался в фильмах «Опасные гастроли» (1969), «Женщина, которая поёт» (1978), «Крик дельфина» (1986). О нём самом снят документальный фильм «Артист забытого жанра Владимир Шубарин» (2009).
Просмотров статьи: 162