Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Без фанатизма здесь не обойтись!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Застывшая музыка… Так нередко называют интересные архитектурные сооружения. А лучшие образцы архитектуры, этого древнего искусства проектирования и строительства разнообразных зданий, часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Вместе с картинами и скульптурами они составляют основу мирового художественного наследия человечества. И эта мысль подтверждается классическим афоризмом Микеланджело: «Архитектура – мать всех искусств».

В Доме творческих союзов проходит выставка «Ретроспектива», посвящённая 90-летию Новокузнецкого отделения Союза архитекторов России. На ней представлены уникальные фотоматериалы и проекты, которые рассказывают об истории становления Новокузнецка, о роли новокузнецких архитекторов в том, что наш город состоялся, о том, как создавалась городская среда ради комфортного проживания.

На экспозиции можно увидеть графические материалы; схемы генерального плана, составленного в разные годы; проекты зданий, возведённых в советские времена и наши дни. Есть проекты, важность которых неоспорима, но по разным причинам и в силу разных обстоятельств так и оставшиеся втуне, лишь на бумаге.

В рамках «Ретроспективы» представлены и архитектурные работы Валерия Цоя, недавно представленного Союзом архитекторов России к присвоению почётного звания «Заслуженный архитектор России».

Валерий приехал поступать в Новосибирский инженерно-строительный институт из Казахстана по совету родителей, заметивших, как увлечённо их сын с детства рисует разные домики. Собственно, это и предопределило выбор его будущей профессии.

Окончив в 1984 году вуз, награждённый за отличную учёбу золотой медалью, Валерий Цой был приглашён на работу в новокузнецкий «Кузбассгражданпроект» его главным архитектором Юрием Михайловичем Журавковым. Валерий охотно согласился: до этого в Новокузнецк по распределению приехали его друзья по институту, и потому дружеский и рабочий круг складывался удачно и перспективно.

Одной из первых работ Валерия Цоя в Кузбассе стало проектирование жилых домов, расположенных на сложном рельефе в районе Тыргана в Прокопьевске. Архитектурная работа с тырганским жилым комплексом была, по признанию Валерия, очень интересной. Ландшафт диктовал застройку по верхней части микрорайонов на наиболее ровных участках, склоны же оставались не застроенными. Валерием были разработаны так называемые объёмные модули, позволяющие компоновать малоэтажные дома и строить их на перепаде рельефа.

«И вообще архитектура в сравнении с традиционными видами искусств находится на другом уровне, думаю, более высоком. Строя здания, важно правильно организовать пустое пространство между ними. Создавать пространственную среду для обитания людей, делать её комфортной, безопасной и привлекательной. Кроме творческого поиска и самовыражения автора здесь нужно соблюдать не только нормативные требования, владеть строительными технологиями, но также учитывать контекст – окружение, тот же сложный рельеф, в котором проектируешь», – отмечает архитектор Цой.

После тырганского жилого комплекса Валерий Викторович в тех же 1990-х решил продолжить разработку идеи модульных квартир на ул. Ноградской в Прокопьевске. С шумозащитными секциями, с коридорами через один, двумя этажами и набором помещений общего пользования внутри дома (для отдыха и клубных занятий, для сушки белья). Все квартиры в этом доме имели бы холл-столовую, кладовые при кухнях, сауны. Во дворе намечалась подземная парковка для личных автомобилей. Такой вот нестандартный жилой дом с необычной планировкой квартир.

В Москве не сразу удалось получить разрешение на строительство, далеко не с первого раза, но всё-таки оно было получено! Стройку начали. Однако наступили смутные перестроечные времена, и возведение необычного, комфортного для жилья дома завершить не удалось.

Ещё один памятный в архитектурной биографии Валерия Цоя проект, теперь уже новокузнецкого здания, датирован 1990 годом. Это был первый объект, выполненный вне рамок института. Проектируемое административное здание горпромторга завершало бы важный градостроительный узел на пересечении ул. Кутузова и ул. Циолковского.

Отталкиваясь от окружающей застройки, Валерий Цой решил провести свою основную идею-метафору: превратить пилоны, второстепенную часть на фасаде уже существующего здания строительного треста, в колоннаду – самый пафосный элемент в архитектуре всех времён. Она бы и формировала весь создаваемый комплекс.

«В этом, помимо архитектурной идеи, была заложена и ирония как отзыв на общую ситуацию 90-х годов прошлого столетия. Заказчикам я так и пояснил мой, как мне показалось, весьма остроумный архитектурный замысел: новая экономическая формация, продавливаясь, пробивается в мир сквозь устои существующей системы! И как оказалось, озвучив её, я поступил весьма неосторожно. В итоге, к моему удивлению, меня отправили согласовывать проект в… партком института. После этого мной было принято решение открывать персональную творческую мастерскую», – с ироничной улыбкой отмечает Валерий.

Мастерская была создана через год, в 1991-м. Это была первая персональная мастерская и частная проектная организация в области. Устав и учредительный договор Валерий сочинял сам.

«Юристов ещё по этой части не было, и я корпел ночами! За основу взял статью в «Комсомольской правде» о предпринимательской деятельности и положения о персональных мастерских архитекторов тогда ещё в Советском Союзе», – рассказывает.

Одна из значимых работ мастерской Валерия Цоя – комплекс школы менеджмента и маркетинга в Орджоникидзевском районе, создание которого в начале 1990-х было одобрено Борисом Ельциным.

Новый формат школы с экономическим уклоном, с образовательной, специально разработанной для неё программой требовал новых архитектурных решений. Учитывая специфику учебного процесса и окружающую малоэтажную застройку, был запроектирован комплекс с учебным корпусом из отдельных двухэтажных блоков, которые соединялись двухсветными галереями-улицами и внутренней площадью на их пересечении – прообраз университетского кампуса с поправкой на наш суровый сибирский климат.

«Это знаковый для меня проект. Решения, заложенные в него, шли вразрез с требованиями того времени, многое считалось излишним. Всё приходилось упорно пробивать. Без фанатизма в нашем деле не обойтись! И только поддержка аппарата Правительства РФ помогло получить положительное заключение экспертизы. Хотя сейчас многое из того, что я тогда задумал, стало нормой и прописано в стандартах для проектирования», – уточняет Цой.

Потом было многое: планетарий с образным изображением крыла как символа полёта в космос с новыми материалами и технологиями; торгово-развлекательный центр «Юность» на пр-те Металлургов, который важно было деликатно вписать в контекст старого центра, с эксплуатируемой кровлей с деревьями, открытыми площадками для фитнеса и катком зимой; начальная школа на ул. Кирова, 34-36 (неоклассика и конструктивизм); реконструкция называемого в народе «Кошкиного дома» – гостиницы и дома директора КМК Белана, при которой с современными решениями важно было сохранить прежний исторический облик, и многие другие здания.

В сентябре прошлого года была введена в эксплуатацию школа на пр-те Металлургов, отличавшаяся сложной формой земельного участка. За объёмно-планировочное решение проекта этого школьного комплекса мастерская Валерия Цоя получила Золотой диплом на смотре-конкурсе лучших архитектурных произведений, прошедшем в Красноярске.

«Чем больше ограничений и сложнее задача, тем интересней и неординарней получается решение!» – утверждает Валерий Викторович.

Всего мастерской Валерия Цоя разработано более 150 проектов, во многих из которых впервые в регионе и стране применены новые материалы и технологии. Во многих проектах разработаны нестандартные архитектурные и инженерные решения.

Есть ещё одно увлечение в творческой биографии Валерия Цоя: он руководит лыжным клубом архитекторов России, под эгидой которого ежегодно проходит фестиваль «АРХИГЕШ». Так со 2 по 7 марта будущего года фестивально-лыжные встречи этого клуба, на которые приедут архитекторы со всей страны, пройдут в 20-й раз.

«Главная идея нашего клуба и фестиваля – поддержка и развитие связей в профессиональном сообществе между разными регионами, разными поколениями, между архитекторами и партнёрами», – поясняет Валерий.

Мартовский фестиваль 2025 года пройдёт на горнолыжном курорте Шерегеш. С традиционными соревнованиями, конкурсами, круглыми столами, мастер-классами, презентациями с участием производителей и поставщиков строительных материалов и технологий, а также тематическими вечеринками, капустниками и квартирниками. Здесь в неформальной обстановке происходит обмен опытом, создаются дружеские партнёрские отношения. И всё это весёлое и задорное фестивальное общение, по словам Валерия Цоя, вполне логично становится важной частью и в профессиональной деятельности архитекторов как Новокузнецка, Кузбасса, так и страны.


Просмотров статьи: 57