Незаслуженно забытый Хренов
Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!
Эти строки Владимира Маяковского в своё время в Новокузнецке знал, наверное, каждый. Они встречали всех приезжающих в город и проезжающих вокзал транзитом с крыш домов, окружающих привокзальную площадь.
Само стихотворение входило в школьную программу и многие десятилетия было классикой советской литературы. Однако далеко не каждый, знакомый со стихотворением, знает, кто вдохновил на него Маяковского.
Этот человек совсем недолго пробыл на Кузнецкстрое и ни в каких производственных рекордах замечен не был. Но именно его личность стала отправной точкой в художественном возвеличивании стройки, превращении её в своеобразную «литературную Мекку» первой пятилетки.
95 лет назад, 1 ноября 1929 года, в 46-м номере журнала «Чудак» за 1929 год опубликовано знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
И если во время выхода стихотворения и спустя ещё примерно 10 лет после этого пояснять, кто такой Хренов сильно было не нужно, то начиная с 1940-х годов о нём постепенно забыли, и читателям второй половины ХХ века это имя уже мало о чём говорило.
А между тем Иулиян (Ян) Петрович Хренов личностью был незаурядной, а судьба его достойна отдельного, возможно, даже художественного повествования.
Родился в 1901 году в фабричном селе Лежнева Ивановской области в семье местного фельдшера. В 1917 году окончил Ковровское реальное училище, где, кстати, был участником тайной организации «Клуб якобинцев». После Октябрьской революции возглавил Союз молодёжи в Коврове, в 1918 году в 17-летнем возрасте вступил в партию большевиков и уже через год у себя на родине, в Лежневе, стал секретарём районной парторганизации.
Во время гражданской войны вступил в ряды Красной гвардии, участвует в освобождении Казани – одной из важнейших операций всей Гражданской войны и переломной – в ходе кампании 1918 года.
Окончив в начале 1919 года краткосрочные агитаторские курсы, 18-летний Иулиан Хренов направляется в качестве комиссара в 13-ю, а затем в 14-ю армии.
В 1921 году участвует в подавлении Крондштадского мятежа, получив в награду именные золотые часы с надписью «За боевые действия под Петроградом».
В первой половине 1920-х годов оканчивает Петроградское Военно-морское инженерное училище, а затем Московский инженерно-экономический институт имени Орджоникидзе.
Тогда же, в середине 1920-х годов, Иулиан Хренов знакомится и сближается с Владимиром Маяковским, часто вместе с семьёй (супругой Марией и дочерями Еленой и Натальей) бывает на квартире у поэта в Гендриковом переулке.
В 1929 году Хренов, как член центрального комитета профсоюзов рабочих-металлистов, побывал на Кузнецкстрое.
Фактически Кузнецкстрой в это время делал лишь свои первые шаги. Строители стали массово прибывать на Кузнецкстрой в начале лета. 20 июня 1929 года начались земляные работы по устройству заводской площадки. Спустя неделю от станции к заводской площадке потянули железнодорожную ветку. 1 сентября заложили фундамент заводоуправления – первого капитального здания Кузнецкстроя.
На строительной площадке практически не было электрического освещения – пущенная 3 августа первая электрическая станция мощностью 3500 Вт фактически освещала лишь постройку здания заводоуправления.
С жильём для рабочих тоже была беда. Бараков на всех не хватало, приходилось рыть землянки, а то и вовсе ночевать под телегами – в стихотворении Маяковского это была отнюдь не метафора.
Ещё не шла речь о всесоюзной стройке, вовлекшей в себя десятки тысяч людей, на площадке ещё не просматривались будущие цеха завода-гиганта. Здесь почти ещё ничего не было, но Иулиан Хренов смог заглянуть в будущее, поверить в то, что заводу в Кузнецке обязательно быть. И что самое важное – он смог своей уверенностью заразить и Владимира Маяковского.
Очень немного информации о том, чем конкретно он занимался на стройке. По одним данным, работал экономистом, заведующим отделом кадров. По другим – занимался организаторской работой, в частности – положил начало местной ячейке ОСОАВИАХИМа, на базе которого были открыты кружки стрелков, связистов, шоферов, а также местный аэроклуб, выпустивший впоследствии немалое число замечательных лётчиков, в том числе несколько будущих Героев Советского Союза.
На Кузнецкстрое Хренов пробыл недолго, через несколько месяцев вернулся в Москву, где и рассказал Владимиру Маяковскому, с которым дружил с 1926 года, о большой стройке и тяжёлых буднях кузнецкстроевцев.
Точно неизвестно, когда состоялась их встреча, но стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» было опубликовано 1 ноября 1929 года в №46 журнала «Чудак».
Присутствовавший на этой встрече литературовед B.A. Катанян написал позже: «Помню этот житейский рассказ… о трудностях, мокром хлебе, простейшей крыше над головой, о миллионе вагонов стройматериалов, которые будут превращены в город… И помню потом безграничное удивление, когда вдруг увидел в журнале, как горячо сплавились эти детали с чувством и воображением поэта, какую новую бессмертную жизнь обрели они в лирическом стихотворении».
Действительно, стихотворение получилось очень впечатляющим и вдохновляющим. Оно на десятилетия пережило всё то, что было написано в начале 1930-х о Кузнецкстрое, а написано было немало.
Пожалуй, самое большое воздействие «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое…» оказал на самих кузнецкстроевцев. И.П. Бардин позже вспоминал: «Поэт Маяковский в самые, быть может, тяжёлые времена жизни Кузнецкстроя, в момент, когда приехавшая на строительство комиссия «распушила» нас в пух и прах, написал свой «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Этим он поддержал наш дух, и мы продолжили начатое дело и считали его самым главным в осуществлении нашей мечты. Этой мечтой мы жили в течение многих, многих лет и лишь при Советской власти нам удалось осуществить её, построив собственными руками в далёкой Сибири металлургический завод-гигант».
Иулиян Хренов и сам тоже не забыл о своей поездке в Сибирь. В 1931 году выходит его брошюра «От Кузнецкстроя к Кузнецкому металлургическому гиганту», по понятным причинам впоследствии ставшая библиографической редкостью.
В своей брошюре автор доступным языком довольно подробно рассказал о том, каким виделся будущий металлургический гигант в то время. Планы, конечно, были потом скорректированы, но в целом любой человек мог создать себе представление о будущих цехах, особенностях металлургического производства и проникнуться тем трудовым героизмом, который царил на Кузнецкстрое.
Как и два года назад, в разговоре с Владимиром Маяковским, Иулиана Хренова всё также восхищают люди, герои Кузнецкстроя, которые, превозмогая все выпавшие на их долю лишения, делают общее дело.
В декабре 1933-го приказом по Наркомату тяжёлого машиностроения назначен заместителем директора строящегося Новокраматорского машиностроительного завода. А ведь ему было всего 32 года!
В 1935-м, в возрасте 34 лет, Иулиан Хренов назначается директором изоляторного завода в Славянске. Завод был принят довольно в упадочном состоянии, а через год он уже завоевал переходящее Красное знамя наркомата.
Это было очень необычное время в истории СССР, и, кажется, что равного ему больше никогда не было. Люди стремительно взлетали на «социальном лифте» и нередко также стремительно падали. Яркий пример тому – судьбы многих кузнецкстроевцев.
7 октября 1936 года Иулиан Петрович Хренов был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к пяти годам лагерей в Магадане.
После освобождения в декабре 1943 года остаётся на поселении. Организаторский талант пригодился и здесь: 26 декабря 1943 года Хренов возглавляет участок прииска «Туманный», 18 марта 1946 года становится начальником прииска «Штурмовой». В августе этого же года его увольняют по инвалидности. 9 сентября 1946 года, в возрасте 45 лет, Иулиан Петрович Хренов умер.
О самом Хренове сегодня уже практически никто ничего не помнит, но имя его, вернувшись в название стихотворения в конце 1960-х годов, благодаря Маяковскому, всё же продолжает оставаться в нашей памяти.
А те самые слова из стихотворения Владимира Маяковского 30 июня 2017 года вновь зажглись на крышах домов, окружающих привокзальную площадь. Теперь, благодаря подсветке, их хорошо видно даже ночью.
Согласно календарю отдела краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя, на предстоящей неделе Новокузнецк ждёт ещё несколько интересных юбилеев.
65 лет назад, 31 октября 1959 года, была принята в эксплуатацию новая железнодорожная магистраль Сталинск-Абакан, связавшая Кемеровскую область и юг Красноярского края (современная территория республики Хакасия).
55 лет назад, 1 ноября 1969 года, на ЗСМК в обжимном цехе прокатан первый запсибовский слиток.
25 лет назад, 1 ноября 1999 года, основан Центр шорской культуры «Аба–Тура». Первым руководителем Центра стала Татьяна Аркадьевна Ачелова. Центр проводит Дни шорской культуры, шорские дискотеки и много других мероприятий.
60 лет назад, 4 ноября 1964 года, в Москве, перед ВДНХ, состоялось торжественное открытие монумента «Покорителям космоса». Его конструкции изготовлены в Новокузнецке на заводе металлоконструкций. Каркас весит 186 тонн, высота без постамента ракеты, венчающей сооружение, составляет 90 метров. Когда в Москве монтировали памятник, то в Новокузнецке, на заводе металлоконструкций, состоялся митинг, на котором коллективу завода вручили переходящее Красное знамя горкома КПСС и горсовета.
Просмотров статьи: 42