Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сто лет… А как современно!

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Диана Токмакова

Классика на то и классика, что свет её просвещения и надежды не меркнет. Один ли, два века пройдёт, она будет оставаться современной. Пусть не с тем временным антуражем, но с вполне знакомыми душевными порывами и мотивами поступков людей, которые оказались в данный момент, в данной ситуации.

В том, что классические произведения нетленны, на днях вновь доказали актёры Новокузнецкого драмтеатра, поставив спектакль под названием «Профессор Сторицын» по пьесе Семёна Саксеева по мотивам произведения русского писателя-драматурга начала прошлого века Леонида Андреева.

«Спектакль в руках большой команды получился новаторским. Это жизненная история, развёрнутая в совсем нетипичных декорациях – не то наша с вами привычная реальность, не то захватывающий сериал. Но не только этим прекрасен спектакль», – интригуя, приглашает Драма к просмотру премьеры зрителей.

Интересна история драматургического произведения Леонида Андреева «Профессор Сторицын». Первоначальное название пьесы – «Нетленное» – было оставлено в качестве подзаголовка в афишах её первых постановок.

Премьера спектакля состоялась в ноябре 1912 года в киевском театре «Соловцов» и вызвала крайне резкие отзывы местных критиков. «Андреев в пьесе не уберёг себя от влияния безгранично царящего на Руси хамства»; «Пошлая, претенциозная и отвратительная андреевщина»; «Дутый в своей славе Андреев всегда страдал бредовыми идеями, правда временами у этого литературного маньяка местами прорываются здоровые моменты и связные речи»; «Андреев – человек с болезненно гипертрофированным воображением, он всегда и во всём доводит изображение до пределов явного неправдоподобия» – это далеко не все оценки критиков премьеры андреевского «Профессора…», написанные в издевательском и пренебрежительном тоне.

На юге России спектакль по пьесе Андреева также проходил в атмосфере скандала. Дело дошло до того, что в одесском городском театре сочли возможным выпустить на сцену актёра, исполнявшего роль профессора Сторицына, в гриме дававшем полное портретное сходство с автором пьесы.

Драматурга подобная реакция рецензентов на его пьесу возмутила настолько, что он вынужден был опубликовать открытое письмо своим недоброжелателям: «В моей пьесе вы нашли громадные преувеличения, фальшь, отрицание жизненной правды, вы допустили по отношению ко мне такой тон, такое заглядывание в мои намерения и мою совесть, до какого не может, пожалуй, подняться даже фантазия драматурга! Но самые слова ваши не служат ли доказательством того, что, я, к несчастью, прав совершенно в оценке неблагородства нашей жизни!»

Открытое письмо Леонида Андреева вызвало нешуточную полемику в театрально-литературных российских кругах, протест против вторжения в личную жизнь писателя Андреева рецензентов южных газет. Но через месяц после киевской премьеры «Профессор…» с успехом проходит в Санкт-Петербурге, в Александринском театре. С таким же успехом пьеса принимается на театральной сцене во многих провинциальных русских городах. Постановка вдруг признаётся актуальной: ведь главное внимание в ней было сосредоточено на «социальной значимости и актуальности образа профессора Сторицына, не сумевшего подняться над своим мещанским окружением, показавшего себя глупым и слабовольным обывателем, обиженным мелкими жуликами, развратной старой бабой и неудачными детьми его».

Хотя были и претензии по поводу того самого, указанного в подзаголовке пьесы «нетленного»! «Где, в конце концов, зрелище трагической борьбы светлого духа с тёмными силами жизни?» – вопрошали даже доброжелательно настроенные критики. «Пьеса – всего лишь плачевная история доброго, но слабовольного профессора-литературоведа, который, столкнувшись с суровыми реалиями жизни, не смог их понять, принять и преодолеть, находясь в своём возвышенном, оторванном от земли книжном мире», – недоумевала по поводу развернувшихся баталий и сама публика.

И в сегодняшней премьере новокузнецкой Драмы (режиссёр – Пётр Шерешевский) в пьесе «Профессор Сторицын» перед зрителем предстаёт история, перенесённая на сто с лишним лет вперёд, в современность. История интеллигентной семьи, заблудившейся в лабиринте личных проблем, где официально значащийся, но совсем не очевидный, а только кажущийся глава семьи профессор-культуролог Валентин Николаевич Сторицын (актёр Андрей Ковзель) мечтает о нетленном.

На сцене исследуется ситуация человека, который живёт в своём научно-литературоведческом мире, имеет в нём большой успех, награды, почитаем коллегами и влюблёнными в него студентками. Но совершенно не замечаем в быту, ни на грош не ценится в своей собственной семье, не уважаем своими сыновьями.

Отец-профессор и сыновья-студенты – два совершенно разных, оторванных друг от друга поколения, у которых нет даже общей точки соприкосновения, объединяющих их крепких семейных уз с семейными радостями, обсуждением интересных тем, книг, нашумевшего фильма, музыки («А какими музыкальными течениями ты увлекаешься сынок, что слушаешь?» – спохватывается однажды Сторицын).

Жена культуролога Елена Модестовна (актриса Илона Литвиненко) ему откровенно изменяет с наглым циником, но всё-таки обладающим хотя бы какой-то мужской харизмой Гавриилом Гаврииловичем Саввичем (актёр Андрей Грачёв). Вторгшийся в их семью Саввич даже осмеливается читать хозяину дома мораль, назидательные наставления («Страшна такая цивилизация!» – восклицает, спустившись со своих научных небес профессор).

Так однажды осознав, что в семье он лишний, значимость его как отца и его авторитет как мужа давно пошатнулись, и сегодня он как для жены, так и для сыновей – полный ноль, Валентин Николаевич идёт с желанием получить хоть какое-то сочувствие к своему тестю – Модесту Петровичу (актёр Анатолий Смирнов). И, между прочим, такому же неприкаянному, как и его зять-профессор, так же не уважаемому и не почитаемому его негостеприимной и грубоватой дочерью.

Затем, напившись от осознания того, что жизнь и главное в ней прошли мимо, Сторицын уходит из дома. Чтобы высказаться и облегчить душу, он ищет пристанище у своего давнего друга – профессора, врача-кардиолога Прокопия Евсеевича Телемахова (актёр Александр Шрейтер), который и сам несчастен и одинок. Много лет назад Телемахов разошёлся со своей второй половинкой. Возлюбленная медицинского светила интересовалась только отличным «содержанием» своей внешности и считала, что «Ботокс» – это раздел медицины, а потому и предпочла выйти замуж именно за него, врача.

Неустойчивость, некая ходульность семейной жизни профессора Сторицына, да и других, причастных к его жизни персонажей, подчёркивается декорациями: проходит спектакль на шатких железных конструкциях-подмостках, как и всё это оторванное от реалий профессорское бытие: он когда-то сам, ударившись в науку, не замечал родных ему людей, чему удивляться, что сегодня он также не замечаем, также игнорируется ими. Сторицын вдруг осознаёт страшный разрыв между своими напыщенно литературными словами о нетленной красоте и окружающей его «тленной, низменной жизнью», которую он уже не способен понять и изменить.

В спектакле все сцены дублируются на огромном экране, на который «обострённо, с подробным исследованием человека в подобных предлагаемых обстоятельствах» транслируют всё происходящее видеокамеры. И на фоне этого сериала – катамараны-автомобили, ярко-красные буйки, за которые нельзя заплывать…

По словам режиссёра Петра Шерешевского, спектакль «Профессор Сторицын» вступает в диалог с чеховским «Ивановым», вошедшим в репертуар Новокузнецкого драмтеатра в 2014 году, во многом повторяя его даже в распределении ролей.

«Возможно, это будет просто рифма, рассказанная в других обстоятельствах, другим языком, – отмечал Пётр Шерешевский накануне премьеры, – но в «Иванове» мы пытались говорить о том, что человек, кажется, со всех сторон виноват, хотя ничего дурного и не совершал. И он делает эту попытку вырваться из вины, которая сваливается сверху. В «Профессоре Сторицыне» обратная ситуация: вроде бы ни в чём не виноват, абсолютная жертва, а на самом деле вся вина – его».

И чтобы что-то понять ещё раз о себе, наших семьях, повзрослевших детях, стоит этот спектакль, продолжительностью в сто с лишним лет (но такой современный!), посмотреть.

 

 


Просмотров статьи: 64