Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Эмаль с кондачка не возьмёшь!»

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Всё-таки красиво и загадочно звучит само это слово – «эмаль»! И произведения, созданные и запечатлённые в ней, таят в себе нечто таинственное, некий отсвет прошедших эпох. Возле них хочется стоять подолгу, разгадывая задуманные автором сюжетные линии этих, напоминающих разводы и блеск цветного стекла работ. В Сибирском центре горячей эмали на ул. Кирова, 7 на днях прошло открытие выставки лучших произведений студентов и преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (подразделение технологии художественной обработки материалов) и Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (кафедра художественной обработки металлов).

Необычная экспозиция проходит в рамках проекта «Всероссийский симпозиум по горячей эмали «Место силы» в Новокузнецке». Следует отметить, что реализуется этот проект с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

«Мы, начинающие художники-эмальеры, давно хотели пообщаться с профессионалами в этой технике, вели в течение трёх лет переговоры с художественно-промышленной академией имени Штиглица. Нас интересовало всё! Как начинаются эмальеры, как проходит их обучение, в чём секрет подготовки студентов, которые выходят из стен учебного заведения нередко состоявшимися мастерами. Годы проходили. И наконец свершилось! Санкт-петербуржцы привезли в Новокузнецк интересные авторские произведения, созданные в самой сложной и трудоёмкой в искусстве технике. Эмаль ведь с кондачка не возьмёшь!» – отметил один из организаторов проекта, известный художник Александр Суслов.

На выставке представлено 18 работ преподавателей. Большая часть экспозиции состоит из работ, выполненных в технике горячей эмали. Это произведения преподающих на данном направлении – профессора Анвара Багаутдинова и доцента Анастасии Александровой, а также работы основателя экспериментальной лаборатории горячей эмали политеха, академика Российской академии художеств, профессора Алексея Талащука.

Участвуют в экспозиции также учебные, творческие и дипломные работы студентов кафедры художественной обработки металлов, в частности, в экспозиции есть четыре дипломных работы, которые выполнены в технике выемчатой эмали. Или работы из латуни в технике травления и лазерного гравирования, представляющие собой небольшие латунные пакетики с изобразительным рядом.

«А вот эти две работы, автором которых является преподаватель Анастасия Александрова, с печатями на обороте о пересечении границ разных стран прибыли к нам прямо из Парижа, где они выставлялись в культурном центре Жоржа Помпиду и где проходят выставки мировых шедевров. Когда я об этом говорю, никто не верит!» – восклицает Александр Васильевич Суслов.

Или такая необычная и загадочная работа Анастасии Алексеевны с такими же заграничными печатями на обороте под названием «Любимая утка Пауля Клее». Каким образом она сделана, в какой технике, для всех загадка (свои секреты есть у каждого!). Небольшой чёрный в рамке квадрат с поворотом во все стороны неожиданно выдаёт зрителю разноцветные линии силуэта этой самой утки. Но если на таинственную домашнюю птицу ещё и свет фонарика направить, то можно увидеть, как из темноты на фоне утки проявляется ещё и силуэт осеннего кленового листа или другие очертания – что фантазия подскажет. Почти также, переливаясь красками, выглядят другие две работы Александровой: «Добрый ананас, большой» и «Добрый ананас, малый».

Технология лазерной струи была разработана и введена в учебный процесс именно Анастасией Алексеевной. Это личное ноу-хау преподавателя Александровой! Лазерной кистью-струёй можно рисовать и обрабатывать без включения в художественно-производственный процесс печи.

«И для нас было интересно увидеть этот процесс! Лазерные технологии безграничны. Их можно варьировать. Здесь сама температура даёт божественное указание. Ты задумал одно, а высокие градусы сделали другое, при этом лучше, декоративней, красивее. Ты пытаешься подделаться под них, и вновь выходит совсем другая вариация задуманного и тобой, и божественным провидением», – комментирует новые технологии, привезённые художниками города на Неве Александр Суслов.

Примером применения лазерного гравирования в сочетании с техниками литья, травления и горячей эмали стала представленная на выставке ещё одна работа Анастасии Александровой «Реликварий. Мысли гения». Скульптура в виде изображения головы. Выполнена она на базе политехнического университета и посвящается великому наследию учёных, работавших в политехе. Она, сначала вылепленная в воске, потом отлитая в бронзе, затем с помощью компьютера прошедшая лазерное гравирование и травление кислотой, стала очень трудоёмким фактурным изображением искусства! И, конечно же, дорогим (на стоимость этой в лазерной обработке скульптуры можно однокомнатную квартиру купить!).

«Темой этих лазерных работ стал коллаж, остающийся со времён кубизма актуальным и любимым средством художественного выражения современного изобразительного искусства. Это многоуровневое учебное задание, для выполнения которого требуются навыки не только традиционной техники химического травления металлов, но и полноценное владение компьютерным проектированием и 3D моделированием. В перспективе навыки, полученные в результате освоения этого учебного задания, могут трактоваться и применяться значительно шире», – подчёркивает Екатерина Чепис, руководитель проекта, лауреат межрегиональных и международных выставок, председатель Новокузнецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». По её словам, юное лазерное искусство, которое только делает свои первые шаги, открывает новые возможности в области художественной обработки металла как в ювелирном, так и в монументальном искусстве.

На планшетах можно увидеть расположенные рядами автопортреты студентов, созданные в так называемой лиможской технике, название которой происходит от французского города Лимож, провозглашёного когда-то столицей огненных ремёсел. В нём вплоть до наших дней размещаются знаменитые фарфоровые дома и художественные мастерские, изготавливающие эмаль и витражи.

В мастерских этого города в ХII-ХIII веках и сконцентрировалось эмальерное мастерство. Лимож стоял на перекрёстке торговых путей: из Англии в него доставляли корнуэльское олово, необходимое для изготовления эмали (оно придаёт сплавляющимся во время обжига краскам непрозрачность). Из Испании привозили особый краситель – сафру, естественную смесь окиси кобальта и натрия. Сафра придавала чистоту и глубину тона знаменитой синей эмали лиможских мастеров.

Авторы работ, привезённых в Новокузнецк, применив лиможскую технику, берут какой-нибудь портрет ХV-ХVI веков и вписывают вместо него свой собственный, окружённый столетним антуражем. Смотрится эта лиможская «игра» в эмаль интересно, необычно и забавно одновременно.

Ещё один раздел экспозиции состоит из учебных работ, выполненных из стали в технике художественной ковки и сварки – станковые панно, спроектированные и исполненные из стали под руководством художника Павла Фёдорова, преподавателя подразделения технологии обработки материалов Санкт-Петербургского политеха (Полина Курявина «Экзистенциальный путь жука», Алиса Глеклер «Озеро», Софья Григорович «Изъян» и многие другие работы).

При формировании выставки авторы стремились показать станковую составляющую учебного процесса кафедры, поэтому в экспозицию не вошли многие предметы декоративно-прикладного искусства (ювелирные изделия, кабинетная пластика и другое).

«За всеми этими работами стоит большой коллективный труд студентов, преподавателей и мастеров пока ещё молодой кафедры. Совместная выставка педагогов и студентов является декларативной акцией и символом начала и продолжения творческого пути. А также подчёркивает следующий тезис: «Невозможно других людей научить искусству, самому не занимаясь им», – отметила Екатерина Чепис.

Выставка продлится до 16 ноября.

 


Просмотров статьи: 16