Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Осень поманит в дорогу

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Кто-то из мудрых сказал, что жизнь – это своего рода странствия, даже если ты все свои годы проводишь на одном месте. У кого-то встречи и впечатления, полученные на жизненном пути, остаются лишь в воспоминаниях, у кого-то – в книгах, а у художников они отражаются в их картинах.

Впечатлений и встреч за последние годы у известного новокузнецкого художника Анатолия Думлера набралось много. От того и его новая персональная выставка под названием «Пространство плоскости», недавно открывшаяся в Новокузнецком художественном музее, обширна: в экспозиции в трёх (!) музейных залах представлено 86 разных по стилистике, манере исполнения и эмоциональному наполнению живописных произведений. Настоящая масштабная ретроспектива творчества с 1991 по 2024 год. И в стенах Новокузнецкого художественного музея это вторая по счёту персональная выставка художника.

На открытии экспозиции биографию художника кратко «перелистала» директор музея Лариса Ларина, напомнив посетителям некоторые вехи его жизненного пути. Родом Анатолий Думлер из Казахстана. Рисованием увлекался с раннего детства. В эти же юные годы был убеждён, что непременно станет художником. Масляными красками также стал писать с детства, изучая по книгам не только приёмы живописи, но и то, как правильно подготовить холст, как сделать подрамник. Путь к профессиональной художественной деятельности для Анатолия оказался непростым и долгим: профтехучилище, армия, авиационное училище, работа на заводе. Однако страсть к живописи взяла верх.

Сорок лет назад после окончания Кемеровского художественного училища Анатолий Думлер приезжает в Новокузнецк, где работает художником декоративно-прикладного искусства. По эскизам и проектам Анатолия Ивановича оформляются детские площадки, интерьеры, создаются художественные произведения. Он становится наставником, который делится своими знаниями и умениями с юным поколением, обучает растущих художников также резьбе по дереву и умелому владению инструментами. (Недаром на открытии в знак признательности Анатолию Ивановичу был преподнесён подарок от юного музыканта Дмитрия Варнавского.)

Анатолий Думлер – постоянный участник городских, областных, региональных и зональных выставок. Произведения художника находятся в коллекции Кемеровского и Новокузнецкого художественных музеев, в выставочном центре «Вернисаж» (Прокопьевск), Государственном Омском музее «Либеров-Центр», Центральной городской библиотеке им. Гоголя, а также в частных коллекциях России и за рубежом.

Но и этой художественной деятельности и признания художнику было мало. Творческая энергетика, идеи и планы, свойственные талантливым людям, требовали своего выхода и воплощения. С 2008 по 2023 год Анатолий Думлер организовал в Новокузнецке и руководил творческим объединением самобытных художников и мастеров декоративно-прикладного творчества «Кузнецкая слобода». За эти годы участниками объединения стали не только новокузнечане, но и многие творческие люди городов юга Кузбасса. Многие из них впервые и довольно успешно представили свои произведения на выставках, организованных под руководством Анатолия Ивановича.

«Многие портреты, пейзажи, натюрморты, представленные в экспозиции, объединяет свойственное художнику декоративное начало, экспрессия, стремление к лаконизму и обобщению. И такой присущей его творчеству художественной выразительности, он достигает с использованием контрастных цветовых сочетаний, интенсивностью палитры, свободной, смелой композицией», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея Татьяна Таипова.

На открытии подчеркивалась не только художественная выразительность, но и многогранность, разноплановость творчества Думлера: интересные и живые по восприятию пленэрные этюды, изображённые с теплом и поэтичностью уголки родного Новокузнецка. Богатая гамма чувств – от проникновенной лирики до тревожного напряжения и драматизма, которой наполнены его цветочные натюрморты. Сотрудники музея отметили и работы, выполненные в стилистике детского рисунка «Игрушечные танки из детства…». Они стали совершенно неожиданными! В экспозиции представлены мотивы первых рисунков в преломлении дня сегодняшнего.

Тёплые воспоминания пронизывают портреты уже ушедших друзей – художников, близких, родных. Ряд работ на выставке созданы в память о них.

Анатолий Думлер – любитель путешествий, обожающий новые яркие впечатления, полученные во время своих поездок они не проходят даром, впустую. И потому немудрено, что и любимый жанр художника – пейзажи, в которых отображены его странствия по Горной Шории, Горному Алтаю, Хакассии.

«Художник словно смог внутренне сродниться, проникнуться тайнами бытия этих мест. В ярких самобытных работах Анатолия Думлера – любование красочным разнообразием природы, своеобразными по своему географическому расположению мест и живописными уголками, встреченными во время путешествия», – было отмечено на открытии. Это и триптих «Дорога в осень» (ярко-жёлтые пятна осеннего леса с пролегающим шоссе), «По Алтаю» (картина написана в необычном розовом цвете, который буквально накрывает алтайские равнины и древние горы на рассвете и закате); «Горный Алтай», а также диптих «Алтай. Полнолуние» (именно такое полное таинственности, лунное, усыпанное яркими звёздами ночное небо мы наблюдали во время своей недавней поездки в Горный Алтай). И всё это художнику хорошо знакомо и близко, словно впитано с детства уроженцем Северного Казахстана.

На экспозиции обращаешь внимание на осенние пейзажи именно с изображением дороги. Возможно потому, что именно осенью во многих из нас просыпается чувство, которое порой роднит человека с перелётными птицами… Недаром же именно осенью почему-то хочется отправиться в дорогу, в светлую манящую даль.

Немало пейзажей на выставке посвящено Новокузнецку и его окрестностям. При этом в работах Думлера город предстаёт перед нами в основном ночным, в свете луны и фонарей, и от того полным загадочности, где-то даже ребусов, которые таятся в ночных тенях и световых отблесках от фонарных столбов и светящихся окон многоэтажек и которые предстоит разгадывать как ночному путнику, так и посетителю экспозиции. («Ночной город. Памяти Александра Попова посвящается», «Ночной город. Старое Куйбышево», «Ночная жизнь двух автомобилей», «День прошёл, завтра – новый день», «Город спит и видит сны», и вновь «Ночь в городе», и многие другие.) И вообще каждый раз посещает навязчивая мысль, что Анатолий Иванович любит преподносить зрителю некую интригу, таинственность в своих работах. (Загадочный лунный свет играет даже в его натюрморте с цветами, стоящими на подоконнике.) Интрига чувствуется даже в названии его очередной персональной выставки – «Пространство плоскости», и кажется, что вся его экспозиция адресована людям с богатым воображением. Вот что можно подумать о паре, что возлегает на супружеской кровати, освещённая в ночи почти лунным светом телеэкрана («Телевизор на двоих»). При этом и у мужа, и у жены сумрачные лица, оба смотрят на одно экранное изображение, но каждый, судя по их лицам, буквально погряз в своих далеко нерадостных, где-то витающих мыслях.

Немало представленных Анатолием Думлером картин посвящено новокузнецкой окраине – Малоэтажке, которая изображена во все времена года, во всех видах и ипостасях. Причём, с такой пронзительной симпатией, что самого автора можно охарактеризовать кратко и ёмко – перед нами тот самый, истинный «Человек с Малоэтажки».

Картину творческих исканий, по выражению искусствоведов, дополняют его промышленные пейзажи и условно абстрактные работы на индустриальную тематику. («Старая шахта», «Работы на карьерах», «ЗСМК. Прокатный стан», «Сталеплавильный цех», «Кузнецкая ТЭЦ».) И каждый из этих казалось бы всего лишь промышленных объектов наполнен своей, «личной» жизнью, каждый со своей биографией. А потому наполненный смыслом и созданный выразительным жестом карандаша и кисти художника интересен.

Выставка продлится до 13 октября.

 


Просмотров статьи: 28