Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Двое в Солнечном круге

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

«Искусство на двоих»… Это выражение в Новокузнецке стало устойчивым, поскольку встречается оно всё чаще и чаще. Творческих супружеских пар в самых разных сферах искусства в нашем городе в последнее время немало, одна из них – известные художники Вадим и Наталья Спесивцевы, которых уже можно назвать старожилами города. Выставка их картин под названием «На одном дыхании», посвящённая Году семьи, открылась на днях в Новокузнецком художественном музее. Экспозиция представляет более 70-ти работ Вадима Юрьевича и Натальи Александровны, созданных за последние 20 лет.

Сотрудники музея по поводу того, что семья Спесивцевых имеет статус старожилов, шутят: «Это Наталья, наша землячка, уроженка Кузбасса, когда-то привезла в наш город с Украины, из города Харькова, Вадима как самый ценный экспонат».

Когда-то, ещё в советские времена, окончив Кемеровское областное художественное училище, Наташа поступила в Харьковский художественно-промышленный институт. Там-то и произошла судьбоносная встреча девушки с Вадимом Спесивцевым. Они вместе учились у любимых педагогов, вместе работали над дипломной работой «Архитектурно-художественное решение интерьеров музея гончарного мастерства села Опашня Полтавской области». Работа была признана Государственной комиссией лучшей дипломной работой института за 1987 год и отправлена на участие во Всесоюзной художественной выставке дипломных работ художественных вузов страны в город Минск.

После окончания Харьковского вуза, уже будучи семьёй, Наталья и Вадим Спесивцевы приехали по распределению в Новокузнецк. Здесь состоялось более 20-ти их персональных и совместных выставок, произведения художников десятки раз выставлялись на областных, региональных, всесоюзных, республиканских и международных выставках.

«На выставке представлены произведения зрелых художников со своим взглядом на мир и особым способом его выражения. Вадим Юрьевич, работая в технике масла и акварели, умело использует выразительные средства каждой из них. Акварель всегда ассоциировалась у художников с поэзией в литературе, причём поэзией лирической. Расплывчивость пятен, слияние различных цветов, колоритная насыщенность. В орнаментальных композициях Натальи Александровны весь мир сплетается в единый рисунок, в котором птицы, рыбы, животные и насекомые определяют пространство листа, они на нём главенствуют. Под авторским пером, упрощаясь до геометрических форм, превращаясь в феерические и фантастические существа. А предметы бытия тесно вплетены в узоры, являясь частью мироздания», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Евгения Попова.

И в самом деле, оба художника в своих листах и силой своего таланта словно собирают наш рассыпающийся на множество разрозненных кусочков мир в единую картину бытия. И работы каждого из супругов – результат импровизации пером и тушью. Наталья однажды признавалась: «Сначала возникают образы, потом я начинаю работать в листе и карандаше. И потихонечку где-то с уголочка, где-то с серединки у меня начинается некая медитация. И тогда я начинаю выполнять работу, словно проникая в суть будущего произведения. И этот процесс доставляет мне огромнейшее удовольствие. Для меня перестаёт существовать окружающий мир, он начинает жить на листе».

Такое вот медитативно-творческое погружение Натальи и смысловая игра с возникающими в сознании образами может длиться несколько месяцев, соединяя в одном полотне архаику, средневековье и восток.

Особая песня – название картины. Оно может звучать как отдельное литературное произведение, давая простор зрительской фантазии, а созданные художниками акварели – как приложение к этой литературной интриге яркой иллюстрации. Только прочувствуйте, как поэтически звучит этот синтез образов и звуков! «Ночной полёт крылатых рыб», «Голубые грёзы озёрной лошади», «Щебетанье кружевных вееров», «Белая лошадь ночь охраняет», «Осенний косяк», «Над городом праздник», «Утренние сады над озером», «Птица золотая – птица городская», «Горный дух» (с обликом знакомого всем образа шорского шамана), «Хозяин горы» (точь-в-точь закружившийся в мистическом круговороте танцор), «Кружево белой тайги», «Закружили птицы ночь над городом», «Натюрморт в таёжном домике», «Банный день» (висящее на верёвках бельё, которое обрамляет фон из уже блёклых, словно выпарившихся под горячим тяжёлым паром листьев банного веника), «Солнечный улов» и «Солнечный круг» – как символ творческого вдохновения, из которого не выйдет ни один родившийся с талантом творческого воображения человек. А его прирождённый талант – планетарный дар небес на всю жизнь.

Придумать названия Наталье помогает Вадим. Хотя есть среди акварельных листов и общие, и потому название для них – также совместное творчество.

«В акварелях Спесивцевых звучит один из основных инструментов – глюкофон. В сочетании с ударными инструментами он даёт потрясающее звучание! А ещё чувствуются специфические дополнительные инструменты, и в этом групповом звучании они могут создавать даже шум дождя. (К примеру, в такой работе, как «Предзимье над Междуреченском»). Такой симбиоз творчества – поэзии, живописи и музыки звучит в творчестве этих новокузнецких художников. И это просто великолепно!» – отзываются о работах Вадима и Натальи Спесивцевых кемеровские искусствоведы из Кузбасского центра искусства, где также проходили их персональные выставки.

Выставка продлится до 6 октября.


Просмотров статьи: 55