Жизнь в дуэте
Эту творческую супружескую пару познакомила любовь к искусству. А потом искусство как путеводная звезда вело их всю жизнь, долгие годы их творческого бытия.
В Новокузнецком художественном музее открылась мини-выставка произведений новокузнецких художников – четы Сергея Бачевского и Прасковьи Бачевской-Беляевой. Действует она в рамках музейного проекта «Семья – источник вдохновения», приуроченного к Году семьи в России. Во многом супруги были первыми, их имена неразрывно связаны с историей художественной жизни нашего города.
Однажды мне на какой-то очередной городской выставке посчастливилось приобрести, казалось бы, простенькую по сюжету работу Прасковьи Филипповны. На плотном картоне довольно колоритно были изображены два комнатных цветка – большой и солидный кактус, а рядом с ним с ярким цветущим румянцем глоксиния. Оба этих комнатных растения явно напоминали две человеческие личности, а вернее, супружескую пару. Важный, не терпящий никаких возражений колючий кактус («в семье всё должно быть только по-моему!») и нежная, трепетная, но также полная собственного достоинства глоксиния («поживём – увидим!»). И что характерно – каждый из приходящих ко мне гостей видел на этой картинке что-то своё, личное, обязательно связанное с его семейной жизнью. Таков преображающий каждый предмет символизм искусства, волшебная кисть настоящего мастера!
Сергей Антонович, который родом из Тамбовской губернии, и Прасковья Филипповна (чаще всего в Новокузнецке её называли Панной), родившаяся в Иваново-Вознесенске, встретились в Саратовском художественно-промышленном техникуме. И после его окончания прошли путь длиною в семь десятилетий.
Во время обучения их в 1931 году отправили в Калмыкию на масштабный пленэр, а вернее, своеобразный культштурм на пароходах, пассажирами которых были тысячи студентов. Позже Сергей Антонович вспоминал: «Мне очень нравилась Паня Беляева. После окончания учёбы и получения диплома она стала моей женой». На выставке представлен автопортрет Панны Филипповны, нарисованный в те годы, и портрет, на котором Паня Беляева изображает своего однокурсника Сергея.
«По путёвке Наркомпроса Сергей Бачевский вместе с женой приедет в Прокопьевск, где будет назначен главным художником Дома культуры имени Артёма, а спустя несколько лет его пригласят работать во Дворец культуры металлургов города Сталинска, ныне Новокузнецка. С этого времени, с конца 1930-х годов, жизнь этой творческой пары будет прочно связана с нашим городом», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея Екатерина Козлитина, которая дотошно изучила биографию этой необычной супружеской пары. Привела одно из писем, написанных когда-то музею Сергеем Антоновичем, и приурочила его к экспозиции, в которую вошло 12 произведений оригинальной графики (карандаш, тушь, акварель) разных жанров (портрет, натюрморт, пейзаж).
Приехав в южную столицу Кузнецкого края, художники стали свидетелями того, как Новокузнецк строился, менялся, рос буквально на глазах. Супруги-художники были участниками первых городских художественных выставок и стояли у истоков создания Новокузнецкого художественного фонда. Долгое время Панна Филипповна была единственной в городе женщиной-художником. И с тех пор, как они переехали, город, природа, поездки и семья стали для них настоящим источником вдохновения.
Сергей Антонович был большим патриотом Новокузнецка и не без удивления порой говорил, обращаясь к некоторым новокузнецким художникам: «Не понимаю, как так можно: жить в Новокузнецке и не писать родной город!» Бачевские же посвятят Новокузнецку, его людям, улицам и окрестностям множество рисунков. Панна Филипповна будет создавать портреты своих коллег, родных и друзей, Сергей Антонович – пейзажи, где изобразит Театральную площадь, Кузнецкую крепость, Кузнецкий металлургический комбинат, Запсиб… В его изображении они – великолепные, сверкающие огнями и металлом заводские монстры.
Индустриальных работ художником будет создано немало. При этом Сергей Антонович признавался, что найти подходящий мотив на заводе бывало довольно трудно. Но он упорно стремился вжиться в неподдающийся индустриальный пейзаж, ведь «эта тема в Кузбассе всегда была желательна». По словам куратора выставки Екатерины Козлитиной, в поисках интересных заводских мотивов Сергей Бачевский «исходил весь Запсиб». И его усилия не пропадали даром: многие из индустриальных пейзажей Сергея Антоновича, посвящённых комбинату, побывали на зональных выставках. С индустриальной темой связана и акварель, на которой художник изображает рабочую смену на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС (эта работа в 1977 году попала на V Всесоюзную акварельную выставку, которая проходила в московском Манеже).
В Красноярском крае на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС новокузнецкий художник бывал много раз. В этих местах написано много индустриальных рисунков и акварелей, множество натюрмортов. А на мраморном месторождении ему довелось, как он признаётся, с удовольствием писать один из своих натюрмортов (это об акварельной работе «Багульник и мрамор», представленной в музейной экспозиции).
Лёгкий на подъём Сергей Антонович много путешествовал по стране: бывал в Саянах и на Байкале, ездил на Алтай и в Крым, посещал города Средней Азии. В экспозиции представлен один из рисунков, созданных во время поездки в Самарканд в 1978 году. В одном из своих воспоминаний художник так говорит об этом: «Где-то в 1950-х годах в нашем городе жил и работал художник Гриша Улько. Потом он уехал в Самарканд. И затем, каждый раз приезжая в Новокузнецк, приглашал меня приехать в этот город-музей Азии. Вот я и решил побывать в Самарканде, а заодно и в Хиве. В Самарканде Григорий поселил меня в свою небольшую, но приятную мастерскую – так началось моё знакомство с городом-музеем».
В экспозиции на эту, самаркандскую, тему представлен карандашный рисунок Сергея Бачевского, изображающий группу деревьев и узбека на ослике, созданный в самом центре города недалеко от мавзолея Гур-Эмир.
Вместе с женой они почти каждый год ездили в Феодосию, на Чёрное море. Каждый раз останавливались у своей знакомой хозяйки дома. У семьи тогда была возможность жить на берегу самого синего Чёрного моря по два месяца, почти всё лето. Сергей Антонович описывал место, где они проводили те незабываемые, наполненные жарким сочным солнцем юга дни. «Во дворе дома нашей хозяйки был маленький, но очень красивый фруктовый садик. В нём за годы пребывания я написал десятки натюрмортов и пейзажей. Множество натюрмортов и часть пейзажей из написанного в Крыму ушли в Москву на Всесоюзную художественную лотерею» (тот самый садик и уютную улочку южного города можно увидеть на рисунках Панны Филипповны, представленных в экспозиции).
Сергей Антонович признаётся, что там в этом крымском городе он рисовал с упоением, рисовал много, словно про запас. Поскольку потом, после распада Советского Союза возможности бывать в полюбившейся Феодосии у новокузнецких художников практически не стало. «Украина и Крым оказались вдруг для нас ближним зарубежьем! И остались только в наших воспоминаниях. А наши поездки – примером того, как можно было творчески умно и целесообразно проводить каждое лето», – писал Сергей Антонович.
До самого почтенного возраста эта удивительная пара сохранила юношескую живость ума и неисчерпаемый интерес к жизни. До сих пор помнятся яркие интервью, которые когда-то я брала у Сергея Антоновича, и его незабываемые выступления на открытии городских выставок.
По словам сотрудников музея, в его фондах хранится около полутора сотен работ, созданных четой художников, что на протяжении 70-ти лет была примером надёжной поддержки и опоры друг для друга в быту и в творчестве. Почти 90 его работ и около 60 – её! Настоящее наследие городу и горожанам.
Просмотров статьи: 134