Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Соломка цвета позолоты

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Лето – время отпусков, а значит, путешествий. Летние месяцы зачастую предназначены для отдыха на море, озере, в лесу, в крайнем случае – на даче-огороде. Но только не для художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Летом они чаще всего устраивают выставки своих новых произведений, и одна из таких под названием «Золотая соломка» экспонируется в отделе искусств Центральной библиотеки им. Н.В. Гоголя. Она приехала к нам в гости из Междуреченска. Представила её мастерица народного декоративно-прикладного творчества Екатерина Кирсанова. На протяжении 30-ти лет создаёт Екатерина Ивановна изделия из этого живого, тёплого, солнечного материала.

От индейцев до славян

Плетение из соломки появилось ещё на заре цивилизации, когда люди, стремясь выразить своё понимание окружающего мира, жизни, свой восторг перед красотой и могуществом природы, создавали легенды, сказы, песни и мифы. Плетёные изделия можно встретить у всех древних народов – от американских индейцев до славянских племён. Первобытным людям были необходимы предметы домашнего быта. В зависимости от того, каким был этот быт, человеком изобретались самые разнообразные изделия для того, чтобы ведение домашнего хозяйства стало проще и удобнее, а повседневная жизнь комфортной и эстетичной.

«Так, осваивая окружающую природу, человек научился сплетать гибкие корни и стебли растений, украшая своё жилище сосудами, одеждой, обувью – первыми плетёными вещами, которые были созданы его руками. Солому использовали для плетения различных ёмкостей для хранения и переноски продуктов, овощей и фруктов, предметов для приготовления и хранения пищи, другой бытовой утвари. Люди старались окружить себя предметами быта не только практичными, но и красивыми. И постепенно ремесло соприкасалось с искусством, а плетёные изделия стали предметами народного творчества, декоративно-прикладного искусства», – отмечает в аннотации к выставке, рассказывая об истоках своего вдохновения, мастерица Екатерина Кирсанова.

Действительно, представленные ею миниатюрные фигурки из соломки цвета позолоты (жеманные барышни и крестьянки, идущие с коромыслами, вёдрами, корзинами с базара; кокетливые дамочки в модных шляпках, а также женщины в кокошниках и национальных костюмах; крепкие добры молодцы и непременно животные, зачастую лошадки – «коники», как их называют мастера) удивляют не только изящной техникой их изготовления. От всех этих фигурок, украшений, игрушек, головных уборов исходит мягкое, излучаемое ими золотистое сияние. И этот свет, сочетающий в себе энергию солнечных лучей и теплоту человеческих рук, неповторим.

«Пугало, я тебя знаю!»

С выставкой из соломки, правда, другой, у меня связаны довольно забавные воспоминания. Однажды, будучи в Москве по семейным обстоятельствам, мне удалось побывать на Всероссийской выставке декоративно-прикладных изделий из соломки, созданных детскими руками. На экспозиции были представлены и флористика, и панно, и игрушки, и куклы. Но особое внимание было уделено любимым персонажам сказочной повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», которой многие зачитывались в детстве (написана она им была перед началом Великой Отечественной войны в 1939 году на основе сказки американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны ОЗ»).

Детскими руками из соломки были сотворены почти все живущие в сказочной повести персонажи: Элли, Тотошка, Железный Дровосек, Трусливый Лев, Гингема, Гудвин. Но особенно много было фигурок Страшилы – огородного, сделанного из соломы пугала, одного из главных героев сказочного цикла о Волшебной стране. Это живое соломенное пугало, мечтавшее получить мозги, стало впоследствии правителем Изумрудного города. Страшила был наиболее симпатичен маленьким посетителям этой сказочной соломенной выставки. Запомнился восторженный крик одного маленького мальчика при виде этого сказочного соломенного героя, верного друга храброй Элли, чей домик унесла злая ведьма Гингема. «Пугало, я тебя знаю!» – радостно завопил юный поклонник «Волшебника Изумрудного города».

С энергетикой солнца

Обычная солома стала наиболее удобным прикладным материалом для народных мастеров. Разнообразная техника и традиции плетения из соломы испытаны многовековой историей и сохранены до наших дней. К примеру, спиральное плетение широко использовалось на территории современной Европы, России, Беларуси и Украины. Сегодня изготовлением изделий из соломки занимаются не только отдельные художники-мастера, но и целые фабрики. Они разрабатывают оригинальные предметы интерьера, декоративные украшения, сувениры. Это не только плетёные изделия, но и уникальные игрушки, среди которых главенствуют куклы.

Именно сотворение самых разных кукольных созданий заставило заняться соломенным мастерством Екатерину Ивановну, которая в то время, 30 лет назад, работала в детском саду, выполняя со своими воспитанниками поделки в разных видах творчества. Тогда и проявилась любовь мастерицы к аппликации из соломки. Затем был десятилетний опыт работы руководителем объединения «Золотистая соломка» в Междуреченском центре детского творчества. Декором из соломки вместе со своими учениками украшали шкатулки, пасхальные яйца, декоративные тарелки. Изготавливали кукол-стригушек, прекрасных барышень и сказочных принцесс, волшебных коней и птиц, а также панно с изображением пышных цветов и стремительных птиц, великолепных храмов и плывущих кораблей. Особенно впечатляла многих зрителей своей красотой авторская флористика из соломки и сухих цветов, цепляющая взгляд своей необычностью.

В качестве основы для некоторых своих произведений Екатерина Кирсанова использует старые граммофонные пластинки, предварительно обтянув их тканью. Такие работы очень удобно крепить на стены, легко вписать в интерьер, поставив на видное место.

Даже выйдя на заслуженный отдых, с плетением золотисто-соломенных изделий, называя своё увлечение самым главным хобби в жизни, которое до сих пор «расширяет её кругозор, развивает мышление, доставляет минуты радости», Екатерина Ивановна не рассталась. Обладая яркой художественной фантазией, она выполняет работы на темы народных обычаев, русской старины. Сохраняет и развивает славянские традиции соломоплетения, всегда привнося в своё творчество современные технологии и различные фантазийные нюансы.

Сегодня известная не только в городе, но и в области мастерица – член клуба художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Колорит» МБУК «Выставочный зал» г. Междуреченска. Активно участвует и побеждает в муниципальных, областных, всероссийских и международных выставках-конкурсах. Участница региональной выставки-конкурса «Куклы. Традиции и современность», посвящённой Году культурного наследия народов России (Кемерово), выставки-конкурса мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства юга Кузбасса «Кузнецкая слобода» (Новокузнецк), постоянная участница городских выставок-конкурсов декоративно-прикладного искусства «Мастер – золотые руки», «Мастер и подмастерье», «Фестиваль новогодних традиций и сувениров» (Междуреченск).

Главное – в деталях

Работы Екатерины Кирсановой отличаются тем, что даже самые мелкие детали и украшения рукодельница выполняет, не прибегая к другим материалам. Чтобы получилась такая красота, требуется большой запас усидчивости, умения и трудолюбия, утверждают специалисты по народному творчеству.

«Что и говорить: соломенные произведения привлекают внимание и вызывают интерес ещё и потому, что их не часто можно увидеть на выставках. Каждая моя работа начинается с подготовки материала. Соломку для картин выбираю разную: пшеница, овёс, гречиха, другие злаковые культуры. Вдохновение стараюсь брать у самой природы. Красивые образы для моих панно также нахожу вне стен моего дома, выходя на городские улицы. С многолетним опытом по моему соломенному творчеству на изготовление одной картины у меня уходит два-три дня», – признаётся Екатерина Ивановна.

Для изготовления соломенных кукол используют в основном тонкую и средней толщины соломку. Изготовление соломенных каркасов для женских и мужских фигурок почти одинаково. Хотя соломенные каркасы лишь условно и схематично передают очертания человеческих фигур. Чтобы сделать куклу более выразительной, характерной, её необходимо художественно оформить. Для этого соломенный каркас дополняют необходимыми деталями и элементами, выполненными из разных переплетений. Детали могут изображать одежду, причёску, головные уборы. «Для оформления костюма и образа куклы можно использовать лоскутки ткани, цветные нитки, льняное волокно», – даёт советы мастерица.

А за советами, особенно по созданию панно из соломки к ней обращаются нередко. Многих в последнее время начинает притягивать этот наполненный сиянием и энергетикой золотистых солнечных лучей материал.


Просмотров статьи: 109