Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Когда небо для птиц и «Стрекоз»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Художники, если порой и бывают наполненными неземной романтикой небожителей, они, как и все люди, смертны. Но в отличие от многих других, уходя, они оставляют после себя яркий, не на что не похожий мир в наследство своим близким, друзьям, горожанам и вообще жителям планеты Земля. Как оставил после себя свой мир, полный радости и печали, бытовых реалий и сказочной романтики, новокузнецкий художник Анатолий Брызгунов.

Палитра творчества

Пять лет как не стало Анатолия Михайловича, но его картины сегодня, как и прежде, удивляют, радуют, заставляют задуматься над жизнью и даже философски поразмышлять в рамках персональной выставки под названием «Компоновка мысли», что открылась и действует в стенах Новокузнецкого художественного музея.

В экспозицию произведений Анатолия Брызгунова вошли почти восемь десятков предметов: живописные и графические работы, пленэрные этюды, эскизы к живописным произведениям и фотографии из семейного архива.

«В станковой живописи и графике Анатолий Брызгунов проявил себя как художник разноплановый. В его произведениях находили отражение история и современность. Одинаково увлечённо он работал в жанрах пейзажа и портрета, тематической картины и натюрморта. Необыкновенно разнообразна и стилистическая палитра творчества Брызгунова: каждый графический лист, каждый холст разговаривает со зрителем на своём, присущем этому произведению языке», – отмечает куратор выставки Екатерина Козлитина, старший научный сотрудник музея.

Кроме того, по словам Екатерины, художник Брызгунов близок к классической традиции, использует технику многослойной живописи. Его пейзажные композиции, как правило, спокойны, поэтичны по содержанию и колориту («Ильинский храм», «Над холмами», «На берегу», «У Чёрного моря»). Тематические работы, живописные и графические, как противоположность пейзажному творчеству ярко эмоциональны. В других произведениях он обращается к народному искусству, использует орнамент.

От фонтана до театра

И такому разнообразию творческих приёмов Анатолия Михайловича не стоит удивляться. Анатолий Брызгунов, выпускник декоративно-оформительского отделения Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова, в течение многих лет работал как оформитель-проектировщик. С его творчеством знаком едва ли не каждый житель и гость нашего города: художником в соавторстве с коллегой Александром Архиповским был разработан проект фонтана у городской администрации. Макет городской больницы №1, над созданием которого работали Анатолий Брызгунов и Сергей Стригин, – один из центральных экспонатов музея истории этого медицинского учреждения. Вместе с группой новокузнецких художников – Вадимом Спесивцевым, Сергеем Стригиным, Сергеем Шаталовым и Александром Поповым – он в 2005 году участвовал в реставрации росписей плафона Новокузнецкого драматического театра.

Тесную дружбу Анатолий Брызгунов водил с Сергеем Шаталовым, говоря, что в своём творческом становлении обязан его отцу – Леониду Дмитриевичу Шаталову.

Рос Анатолий без отца, воспитывала его одна мама, портретные изображения которой не однажды встречаются среди его произведений.

В Новокузнецк из Тамбовской области семья Брызгуновых приехала, когда Толя был совсем в раннем возрасте – в 1962 году. Мальчик стал посещать художественную студию при школе-интернате №74, в которой и преподавал Леонид Дмитриевич Шаталов. Став профессиональным художником, Анатолий Михайлович говорил, что именно в школе-интернате «встретил самого хорошего на все времена человека, моего учителя и наставника – Леонида Дмитриевича Шаталова». Это уже потом, после окончания суриковского училища в Красноярске Анатолий Брызгунов стал участником самых разных выставок, автором огромного количества живописных, графических, прикладных работ, большинство которых находятся в частных коллекциях России (в том числе и Бориса Ельцина), а также в Японии, Америке, Германии, Франции, Турции.

Жизнь с «Натальиного дня»

Хотя, по словам куратора выставки Екатерины Козлитиной, выставляться со своими персональными экспозициями художник не любил. Его прижизненная выставка в Новокузнецком художественном музее прошла в 2015 году. Она была первой и последней. Сегодняшняя персональная выставка «Компоновка мысли» представлена из домашнего собрания коллекции вдовы художника – Натальи Вячеславовны. Экспозиция и открывается её большим портретом «Натальин день», написанном в романтическом стиле: с букетом бледно-розовых пионов в руках молодая женщина с лёгкой улыбкой смотрит куда-то отстранённо вдаль. Причём часть брызгуновских произведений вдове художника для его персональной выставки пришлось собирать по мастерским новокузнецких художников, где они хранились.

В фондах музея находится и единственная картина Анатолия Брызгунова «Амнистия», написанная в стиле соцреализма. Художник не прочь был в своих произведениях поднимать социальные вопросы. Написаны они иногда с мягким юмором, а то и с горькой сатирой.

Однажды Анатолий Брызгунов признался: «Ухожу от насаждения грусти и горечи. Но социальное не может не волновать». Как не могут не волновать социальные мотивы в работах Анатолия Брызгунова и зрителя, к примеру, его картина под названием «Рынок». На расстеленной тряпке торговец (по всему видно, пожилой человек) сидит на стульчике на фоне едва заметной вдали вывески «Социальный рынок». Дед разложил свой нехитрый товар – сантехнические принадлежности для ремонта прохудившихся кранов и труб. Но зрителей поражает соседство: рядом с атрибутами сантехники лежат откровенно выставленные в ряд медали и ордена этого деда (а возможно, и не его вовсе, а позаимствованные). Ветерану Великой Отечественной стало недостаточно средств на жизнь, а может быть, эти награды чужие и торговцу с татуировкой восходящего солнца и словом «север» на кисти руки всё равно, что считать товаром, чем торговать? Решайте сами…

Или написанная с лёгким юморком «Амнистия» (Брызгунов вообще был наделён отменным чувством юмора). Откинувшийся, как говорят на особом сленге, из стен заключения молодой рецидивист лежит, закинув голову и глядя в небо, на мягком травяном ковре среди распустившихся одуванчиков. Над ним – небесная высь с радугой и плывущими облаками, внизу видны городские кварталы. Полуобнажённое навстречу солнечным лучам тело недавнего «пленника Альконы» всё покрыто художествами – татуировками, среди которых самая главная Георгия Победоносца, протыкающего копьём огромного змея. К слову, эту картину сотрудники музея относят к полюбившимся зрителями произведениям кисти Брызгунова (а ещё среди популярных значатся «Бабушка», «Дед Семён, я и сын Семён», «Берёзовый сок», «Мама», «Март на дворе», из серии «Воспоминания детства», триптих «Ванюша» и другие).

Стучитесь, и вам откроют!

Есть на выставке и такие работы, которые раньше в музее не выставлялись: «Ортон», «ГРЭС», а ещё – головокружительный вид изобразительного искусства художника-живописца «На качелях». Они, взлетающие в небо, несут на себе девочку, всем своим видом напоминающую стрекозу (эту картину сотрудник музея так между собой и окрестили – «Стрекоза»). По всему видно, что девочка, парящая в небесах над яблоневыми садами и крышами домов рядом с летающими птицами, счастлива. Она в том особом возрасте и состоянии, когда, как во сне, у неё растут крылья, которые ни при каких обстоятельствах не дадут ей упасть на землю.

Вдова Анатолия Михайловича особо обратила внимание куратора выставки Екатерины Козлитиной на картину «Вид на Советскую площадь», которая была выписана с мельчайшими подробностями – тюрьмой, погребами, магазинчиками и плакатами на растяжках, что когда-то, в незабвенные времена украшали площадь. Чтобы прописать эти архитектурно-бытовые детали, Анатолий Брызгунов стучался в двери жителей дома на ул. Полосухина, 4. С балконов этого жилого здания Советская площадь была как на ладони. И художника, хотя и считая его чудаком, хозяева квартир впускали, благосклонно предоставляя ему местечко на балконе, чтобы тот делал наброски отлично просматриваемой с высоты площади.

Эти и многие другие эскизы, а также карандашные рисунки также представлены на выставке. Они дают возможность заглянуть на творческую кухню художника, стать очевидцем развития замысла от идеи до воплощения в готовом произведении. Немало здесь фотоснимков из семейного архива, сделанных на вернисажах первых выставок, в мастерской Анатолия Михайловича и во время его творческой поездки в Германию в 2004 году. И все они дают возможность увидеть, в том числе и внутренний мир художника, его быт, его окружение. А значит, понять и истоки его вдохновения.


Просмотров статьи: 127