Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Гастроли избавляют от штампов

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА, Диана ТОКМАКОВА

Большие театральные гастроли… Звучит гордо, немного пафосно и всегда интригующе. Что же такого интересного привезли новокузнецким театралам новые труппы, какие спектакли, а значит, и новые впечатления, а потом и обсуждение послевкусия от просмотренного?!

На этот раз на сцену Новокузнецкого драматического театра пожаловали актёры Астраханского драматического театра. Приехали они в наш город в рамках юбилейной, десятой, масштабной федеральной программы «Большие гастроли». Это уникальный, беспрецедентный проект Министерства культуры Российской Федерации. Он призван объединять общее культурное пространство России, расширить рамки творческого взаимодействия театральных коллективов.

Поклонники театрального искусства из больших и малых городов, поселений разных уголков нашей страны имеют возможность познакомиться с лучшими достижениями российских и зарубежных театров – спектакли «Больших гастролей» предназначены для самой широкой аудитории. Проходят они с полноценными декорациями, костюмами, актёрами, принёсшими славу своим театральным коллективам.

Актёры Астраханского драматического театра приехали к нам с ответным визитом. Перед этим, с 13 по 15 июня, астраханцы знакомились с постановками Новокузнецкого драматического театра такими, как «Покровские ворота», «Сирано де Бержерак», «Весы». Большие гастроли новокузнецких актёров в Астрахани прошли с большим успехом.

«Мы увидели профессиональную, интересную игру новокузнечан. Впрочем, меня успех ваших земляков не удивил. Я принимал участие в театральной «Лаборатории», которая проходит в вашем городе, и лично мог убедиться в профессионализме актёров вашей, любимой театралами Драмы, – отметил Александр Огарёв, художественный руководитель Астраханского драмтеатра, заслуженный артист России, на пресс-конференции, устроенной перед началом новокузнецких гастролей для представителей городских средств массовой информации, и добавил: – Хорошо, что в столь непростые времена мы можем устроить праздник как для любителей театрального искусства, так и для нас, актёров. В ходе обменных гастролей происходит развитие театров. Кочующие по сценам других городов спектакли обновляются, с них сходит пыль штампов, появляется свежесть. Мы получаем возможность по-новому взглянуть на них и на игру актёров».

Следует отметить, что Астраханский драмтеатр – один из старейших профессиональных театров в России. Официальная дата его рождения – 12 декабря 1810 года. Творческое лицо этого русского провинциального театра в то время определяли пьесы Фонвизина, Грибоедова, Островского, Чехова, Шекспира, Мольера, Гольдони. Впоследствии Астрахань, город театральный, охотно посещали с гастролями драматические и оперные коллективы. В разное время своё искусство здесь представляли такие знаменитости, как Альянова, Ермолова, Комиссаржевская, Собинов, Целиковская, Шаляпин.

В настоящее время в основе репертуарной политики – спектакли русской и зарубежной классики, современная пьеса и классика в современной трактовке.

Новокузнецкие зрители могли посмотреть спектакли: трогательный «Спасите Лёньку!»; в ярких акварельных красках «Месяц в деревне»; брызжущий юмором водевиль «Ханума» и версию знаменитой пьесы «Чайка». Этим спектаклем сегодня вечером, 27 июня, можно сказать с фееричным успехом завершаются «Большие гастроли» астраханской труппы. А вместе с завершением их гастролей уходят на летний отдых и актёры Новокузнецкого драмтеатра, показ спектаклей которых возобновится лишь в сентябре этого года.

«Мы – актёры с сумасшедшинкой!»

Гастроли астраханцев начались с показа спектакля «Спасите Лёньку!» по пьесе Малика Икрамова.

Поставлен спектакль режиссёром, художественным руководителем театра Александром Огарёвым, который перед началом обратился к зрителям с презентацией театра: «Астраханская труппа – одна из самых сильных в России. Наши актёры эмоциональные, играют порой на грани экстравагантности, эмоционального срыва. Они в чём-то даже безбашенные, но за это я их и люблю».

Режиссёру вторила актриса Елизавета Смирнова: «Да, мы – актёры с сумасшедшинкой. И своё творчество любим до сумасшествия!»

И в своих спектаклях, где играют на очень высокой ноте, с поистине сумасшедшей энергетикой, они вполне проявили это своё неповторимое актёрское искусство – умение перевоплощаться.

«Ролей много, актёров мало. Поэтому каждому из нас приходится играть по две роли, иногда моментально перевоплощаться из животного в человека. И этот контраст довольно интересен. Иногда зрители с удивлением спрашивают, как это у нас так здорово получается», – рассказывали актёры.

Именно такое моментальное перевоплощение было и в спектакле «Спасите Лёньку!» – эмоционально тяжёлого, с документальными врезками блокадного Ленинграда, с лежащими на улицах трупами людей. И эти картины перемежаются с красочными, радостными, вызывающими смех зрителей эпизодами из жизни солнечной Африки.

Астраханцы первыми открыли и поставили этот спектакль, получив за него на одном из всероссийских фестивалей награду «Золотой витязь». Вслед за ними «Лёнька» стал шагать по сценам российских городов.

Лёнька мечтает об Африке

Главный герой в спектакле – умирающий маленький мальчик в блокадном Ленинграде. Опухший от голода малыш в холодном и голодном, взятом в осаду фашистами городе мечтает о еде и тепле.

По словам актёра Павла Одрина, который изображает в спектаклях детей, в том числе и маленького Лёньку, он играет не возраст человека, а тонкие нюансы души. По словам режиссёра Александра Огарёва, масштабная тема в этом спектакле – ужасы, которые приносит фашизм. И эта тема локализована до личной истории маленького человека.

Воображение мальчика переносит его в далёкую жаркую Африку, где вовсю льются с неба солнечные лучи, где всё окрашено в яркие цвета и есть вкусные, сочные фрукты.

В спектакле присутствует ещё одна особенность. Это круг в центре сцены, где сидят зрители, и, поворачиваясь, он перемещается вместе с ними вслед за действием пьесы, словно все кружатся на детской карусели, проходя и круги ада блокадного Ленинграда, и яркую обыденность жизни горячей Африки – страны, о которой в своих сказках пишет умирающий мальчик. В них есть мудрая львица, рассудительный жираф, весёлая обезьянка и грозная, но не лишённая добрых чувств акула.

Все эти персонажи сказочной Африки готовы стать друзьями Лёньки, об участи которого они узнали из записки в бутылке, прибитой к берегу океанскими волнами. И эта дружеская компания зверей, наделённая благородными человеческими чувствами, готова спасти умирающего Лёньку.

«Разруха на контрасте с африканскими персонажами обостряет основные противоречия пьесы: между жизнью и смертью, между темпераментом и бессилием, между сытостью и голодом», – говорится в аннотации к пьесе. И здесь красной линией проходит мысль: только дружба, вера и любовь способны творить чудеса. Недаром к финалу спектакля эти чувства героев становятся бессмертными.

Говоря об этом спектакле, режиссёр Александр Огарёв сделал акцент на том, что детские по воле фашизма в нём страдания в настоящее время перекликаются со страданиями, которые испытывают переживающие проявления нацизма, сидящие в подвале без еды и воды дети в зоне СВО. Это на них падают со стороны укронацистов бомбы, это они гибнут от осколков и под обломками обрушившихся домов. И пересидеть всем нам вдали от этого вселенского горя в своём, параллельном от происходящего мире не получится!

Деревенская пастораль

Второй спектакль, который мне удалось посмотреть в исполнении астраханских участников «Больших гастролей», – классический «Месяц в деревне» по мотивам пьесы Ивана Тургенева, поставленный московским режиссёром Анатолием Ледуховским. История любви, казалось бы, в акварельно-сентиментальных тонах, но с налётом той же безбашенности.

Сцены спектакля, которые отличались современной трактовкой тургеневского произведения, вызывали в зале и удивление, и смех, и даже смущение от некоторой открытости и обнажённости персонажей. Но современные тургеневские дамы – это нечто!

В постановке Анатолия Ледуховского спектакль – причудливое сплетение сложных отношений мужчин и женщин, он преподнесён зрителю с иронией, с долей экстравагантности. Это настолько непредсказуемо для поклонников тургеневской прозы и настолько осовременено!.. Даже инопланетная тарелка в спектакле на маковое поле приземляется, а, поняв в чём суть этого бурлеска, улетает, куда глаза глядят. А в финале на её месте вдруг появляется образ самого писателя, также удивлённого происходящим на сцене («Я такого не писал!»).

Надо сказать, актёры под занавес в своих клоунских костюмах-купальниках, с красными носами, в колпаках повеселили зрителей в этой головокружительной деревенской пасторали. И в качестве опять-таки контраста к залу вышла пожилая актриса, изображающая великосветскую даму, мамашу одного из героев пьесы, разодетая в строгий бледно-серый костюм, в шляпке (точь-в-точь королева Елизавета!), и как-то так по-доброму под бурные аплодисменты она послала всех зрителей фразой из спектакля: «Идите вы все в сад!»


Просмотров статьи: 150