Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Пайрам ждёт урожая

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Лидия БУКО

Середина июня... Завершение весенних полевых посадочных работ на дачах, огородах, земельных угодьях. И тут начинается он – традиционный шорский праздник «Ольгудек Пайрам», посвящённый окончанию первого этапа сезонных работ по севу будущего урожая, и одновременно он проходит в честь шорского легендарного богатыря Ольгудека – прародителя шорского народа.

На этот раз областное праздничное мероприятие прошло на городском стадионе «Горняк» в Таштаголе, столице Горной Шории.

«Да будет так!»

В этом году «Ольгудек Пайрам» был приурочен сразу к нескольким датам: Году семьи, который отмечают всей страной, Году молодёжи и студентов в Кузбассе, 400-летию вхождения Горной Шории в состав России и Международному десятилетию родных языков коренных народов. Участие в нём приняли делегации творческих и спортивных коллективов из городов юга Кузбасса, а также гости из Республики Алтай.

Установленная на стадионе сцена в окружении ярких шатров, палаток участников конкурсной программы, в которых можно переодеться в национальные костюмы и укрыться от лучей палящего солнца, была украшена эмблемой праздника. На поле размещены торговые ряды, где можно было приобрести изделия мастеров декоративно-прикладного искусства. На нижней площадке сцены была установлена символическая священная берёза, украшенная разноцветными лентами-чаламами, шкурками и обрядовыми колыбельками.

Встретили и поприветствовали и почётных гостей праздника, которые приехали на «Ольгудек Пайрам» во главе с врио губернатора Кузбасса Ильёй Середюком.

Праздник по традиции начался с приглашения ведущих и сценаристов праздничного действа Марии Идигешевой и Натальи Челбогашевой принять участие в традиционном обряде очищения и благопожеланий, который провели шаманы-камы Иргаш (Игорь Идимешев) и Надежда Муртаева, с символическим кормлением огня и пожеланиями под призывы «Шок!» («Да будет так!») благополучия стране, краю, роду, семье и непременно участникам специальной военной операции. Атрибутом праздничного действа стало и приветствие легендарного шорского богатыря Ольгудека (Максим Тепчегешев), который торжественно въехал на площадку на кауром коне-красавце, предоставленным по такому случаю жителем Таштагола Андреем Крачнаковым.

Сегодня – дети, завтра – народ

В сценарий праздника была вписана сцена, связанная с именем ещё одного наиболее почитаемого шорцами божества, хранимого в культурной памяти народа, с которым связано продолжение рода, – дарительницей жизни человеку богиней Умай. У шорцев она олицетворяет женское начало Вселенной, она – символ плодородия. Умай, которую изображают красивой, с мощными крылами птицей, присутствует в культуре всех тюркских народов мира. В шорских духовных сказаниях она спускается на землю, принося души будущих новорождённых, которые размещает в кроне священной березы, и потому это женское божество, по шорским преданиям, особо оберегает беременных и малышей со дня их рождения и до шести лет. Новорождённым она в качестве подарков преподносит обереги – мальчикам игрушечный лук, девочкам веретено.

С этим божественным персонажем шорских легенд на сцене в честь Ольгудек Пайрама был разыгран даже небольшой красочный спектакль, суть которого в том, что народные традиции должны жить, а семейные роды, поддерживающие их, продолжаться в детях, ведь они – будущее всякого народа. Недаром говорится: «Сегодня дети – завтра народ».

О сохранении этнокультурных традиций, приветствуя собравшихся, сказал и врио губернатора Кузбасса Илья Середюк, признавшись, что и он, уроженец Кузбасса, считает себя немного шорцем, поскольку не однажды принимал участие в обрядовом посвящении в ряды шорского народа. После этого прошла церемония награждения народных самодеятельных коллективов сертификатами на приобретение музыкальных инструментов, в частности, такой был вручён Таштагольскому шорскому фольклорно-этнографическому ансамблю «Чылтыс», который в 1985 году стоял у истоков рождения традиции организации и проведения Пайрама (всё началось на священной для шорцов горе Мустаг).

Икра из колбы

В программу праздника также вошли традиционные спортивные состязания, творческие конкурсы, в которых приняли участие коллективы и талантливые шорские семьи. Познавательный конкурс «Знаток родного языка» прошёл для самой активной и любознательной детворы. Для ребятишек были устроены и увлекательные шорские игры, которые провели и оценили педагоги Центра культуры и литературы «Часкы».

Украшением Пайрама стала выставка Таштагольского музея этнографии и природы Горной Шории «Семья – душа народа», а также конкурсы на площадках Библиоулуса.

Жюри ещё до начала Пайрама успело оценить и конкурсные задания для делегаций на лучшие шорские блюда, а также работы талантливых мастеров на лучшее произведение национального декоративно-прикладного творчества.

Дегустация шорских блюд для участников Пайрама оказалась также особо привлекательной частью праздника. Исторически сложилось, что шорцы – хорошие охотники и рыбаки. Когда-то основной пищей коренного народа Кузбасса было мясо диких животных: жаркое из медвежатины, рагу из оленины, тушёный заяц, похлёбка из косули… Вкусные блюда из мяса и сегодня на шорском столе. По вкусу участникам праздника пришлась и кровяная колбаса.

Большое количество белка и другие питательные вещества получали шорцы из рыбы. Ведь традиционно они селились недалеко от берегов рек, которые (тоже когда-то!) были богаты ценными породами рыб. И сегодня на праздничных столах «Ольгудек Пайрама – 2024» можно было встретить блюда из хариуса, окуня, чебака, пескарей и даже тайменя, его белое, сочное, по вкусу похожее на красное мясо особенно полюбилось шорцам. И, кроме того, таймень, эта царская рыба, может достигать двух метров в длину, поэтому одной можно кормить больше недели всю большую семью. Между прочим, царским напитком жизни шорские охотники называют и национальное блюдо талкан. Оно готовится из измельчённых обжаренных зёрен ячменя, ржи, проса и пшеницы. На домашнем парном молоке этот напиток – нечто!

Были на столах и большие, похожие на вареники шорские пельмени – пелбени. Какой же праздник без них! Куски мяса для пелбенов не перекручивают в фарш, а мелко рубят с помощью сечки, небольшого тесака. Добавляют в начинку ядра кедровых орехов. При этом орешки не смешивают с мясом, а непосредственно перед скручиванием пелбеня кладут внутрь. Особый и способ варки этого шорского деликатеса: шориянки в бульон добавляют немного молока, отчего блюдо получается сочным и совершенно не похожим на традиционные русские пельмени.

Здесь же можно было увидеть и попробовать блюда из дикоросов – колбы и папоротника, богатых ценными аминокислотами и витаминами, которые спасали сибиряков в годы Великой Отечественной войны, когда питание было весьма скудным. Шорские хозяйки могли даже поделиться рецептом икры из колбы, заготовленной на зиму. В мелко нарезанные стебли этой весенней зелени добавляется соль, растительное масло, аджику, и вся эта убойная витаминная смесь закручивается в банки. Зимой да с пелбенами – за уши не оттащишь!

Йети из войлока

Вновь удивили своей этнографической оригинальностью и неповторимостью картины шорской поэтессы и художницы Любови Арбачаковой.

А каким ярким разнообразием порадовало представленное на Пайраме декоративно-прикладное творчество! Многих поразила трёхметровая фигура легендарного персонажа современного шорского фольклора – йети, изваянного методом валяния из овечьей шерсти и набитого синтепоном. Поначалу этого рукотворного гоминоида трепал налетавший то и дело ветерок, а вместе с ним и палатку, к которой был привязан этот шерстяной «богатырь». Пришлось переместить легендарного снежного человека, усадив его на скамейку у центрального входа на стадион, и этот персонаж, который с недавних пор стал сказочно-бытовым символом Горной Шории, тоже встречал почётных гостей. И тоже маялся под жаркими лучами солнца, когда, казалось, за литровую бутылку с холодной колодезной водой можно было бы полцарства отдать.

Большой интерес вызвал и творческий конкурс «Наша семья», посвящённый Году семьи, в котором рассказывалось о семейных увлечениях, достижениях, соблюдении шорских традиций, выдающихся членах семей, семейных династиях. В нём пели, танцевали, изображали сценки по мотивам шорских легенд и сказок, играли на национальных инструментах. Семьи Чистобаевых, Борискиных, Таннагашевых…

Прошёл и конкурс среди авторов коллекций шорского костюма – женского, мужского, детского. К примеру, Новокузнецкий театр этнической моды «Элерган» под руководством Светланы Ачоловой представил удивительно красочную коллекцию «Мастерицы». Неповторимыми, яркими по фантазии оказались и коллекции «Разноцветье Тагтагала», «Крепкой семьи богатыри», «Родственники», «Легенды тайги» и другие.

Аплодировали зрители и танцевальным коллективам в самом зрелищном конкурсе «В танце – гармония души», где многие из выступавших – лауреаты международных конкурсов и фестивалей.

Завершился Пайрам под вечер. Но перед тем как уйти со сцены, ведущими Марией Идигешевой и Натальей Челбогашевой были сказаны важные для каждого из нас слова о том, что у каждого дела есть свой исток, у каждого времени – люди, продолжающие эти дела. И важно, чтобы исток не иссяк, и вода в нём всегда была чистой и прозрачной. И, конечно же, организаторы праздника верят, что взявшись за руки, вместе мы сохраним и донесём в будущее наши обычаи и традиции. Сбережём для будущих поколений и нашу удивительно красочную по своей живописности родную кузбасскую землю.


Просмотров статьи: 137