Многая лета, фестиваль!
Июнь в Кузбассе – месяц, традиционно связанный с разного рода проводимыми торжествами этнокультурной и духовно-религиозной направленности, которые при этом проходят почти одновременно, чуть ли не в один день.
По традиции 15 июня на юге Кузбасса отмечают шорский праздник «Ольгудек Пайрам». Мусульмане 16-го празднуют одно из главных религиозных торжеств, напоминающее им о преданности человека Богу и о милосердии Всевышнего, – Курбан-байрам. В этот день они ходят в мечеть и раздают милостыню бедным и голодающим. Своё праздничное мероприятие есть и у православных жителей и гостей города, впрочем, как и у атеистов, – Летний православный фестиваль духовной, классической и народной музыки, который в этом году в прошедшее воскресенье состоялся в Новокузнецке уже в шестой раз.
Высокое искусство
Это один из крупнейших в Сибири православных, своего рода отчётных концертов, который проводится в нашем городе с 2001 года. За это время под руководством Ангелины Толстокулаковой, заведующей регентско-певческим отделением Кузбасской православной духовной семинарии, было организовано и проведено 20 Пасхальных и шесть летних музыкальных встреч.
На этот раз фестиваль был приурочен к Году семьи, 15-летию интронизации (торжественное возведение на престол вновь избранного главы православной церкви) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 30-летию Кузбасской духовной школы и 406-й годовщине образования города. Организаторами Летнего православного фестиваля выступили администрация г. Новокузнецка, Кузбасская семинария и Детская музыкальная школа №40.
Место проведения мероприятия выбрано не случайно. Оно проходит на территории одного из самых красивых и крупных храмов Кузбасской метрополии Русской православной церкви – Собора Рождества Христова, построенного как мемориал 67-ми шахтёрам, погибшим 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская».
Этот великолепный новокузнецкий храм отнесён к числу уникальных архитектурных сооружений: один из самых больших и высоких храмов за Уралом (высота составляет 52 метра) и самый большой «шахтёрский» храм в России. Этот собор с тремя престолами и девятью куполами, с интересным внутренним убранством, пятиярусным иконостасом, а также купелью для крещения, в которой могут крестить даже взрослого (это является большой редкостью), строился более 20-ти лет и был открыт 23 августа 2012 года.
Сегодня в поминальных книгах-списках собора Рождества Христова, являющихся самостоятельными историческими памятниками и расположенными в отдельном зале собора, ведётся учёт всех погибших шахтёров Кузбасса с момента начала активной угледобычи.
В мае 2019 года собор был включён в религиозный промотур «400-летняя история храмов Новокузнецка» (туристический маршрут по культовым зданиям в рамках развития религиозного туризма).
Отдельного внимания заслуживает нижний предел храма, отделанный великолепной мозаикой, и сквер, украшенный скульптурной композицией Святой великомученицы Варвары, покровительницы горняцкого труда. В таком храмово-культурном великолепии и проводится каждый год Летний православный фестиваль.
«Основными задачами нашего культурного мероприятия стали просветительская деятельность и представление отечественной православной музыки, воспитание чувства патриотизма и любви к России, воспитание подрастающего поколения в духе формирования духовных ценностей, сохранение и развитие православных традиций хорового пения, обмен опытом хоровой исполнительской работы, укрепление творческих связей между светскими и церковными хоровыми коллективами сибирского региона», – отмечает Ангелина Толстокулакова.
Под сводами храма
Перед началом музыкально-певческого торжества в соборе Рождества Христова участников и гостей приветствовал первый проректор, настоятель храма, иерей Андрей Мояренко. Концертную программу открыл мужской хор богословско-пастырского отделения под руководством проректора по воспитательной работе, протоирея Сергия Гудкова. Затем под сводами храма в исполнении сибирских церковных и светских хоровых коллективов прозвучали несравненной красоты, в прямом смысле слова возвышающие душу духовные песнопения.
В этом году почётным гостем фестиваля стал хор храма святителя Димитрия Ростовского из Барнаула (регент Ксения Клименко), который на протяжении 10 лет объединяет студентов института культуры, музыкального и педагогического колледжей столицы Алтайского края.
Во время выступления сводного хора Спасо-Преображенского кафедрального собора Новокузнецка и Кузбасской православной духовной семинарии были исполнены произведения под управлением регентов-выпускников Ульяны Рыжковой и Ольги Цеолковской. Завершил первую часть Новокузнецкий камерный хор под руководством преподавателя регентской школы, члена Союза композиторов России Сергея Толстокулакова. Прозвучало написанное им знаменитое церковное произведение «Многолетие» («Многая лета!») – торжественное пожелание долгих лет жизни и благополучия.
Звонкий «голос» свыше
Фестиваль продолжился на соборной площади, где можно было услышать колокольные перезвоны в исполнении студентов бакалавриата. Кроме того, для всех желающих предлагалась экскурсия на колокольню Христорождественского, как его называют люди, собора, с высоты которой Орджоникидзевский район просматривается как на ладони. К слову, колокольное искусство звонарей в последнее время в России рассматривается как возрождение традиций русской православной церкви. Преемственность обучения колокольному звону была утрачена в советские времена, и потому опытных звонарей не то, что в Кузбассе, по всей России нельзя было найти, настолько редкими были умельцы «выбивать красивые колокольные звоны»!
Несколько лет назад и в соборе Рождества Христова начались курсы звонарей. Желающих освоить это древнее искусство оказалось немало: около 20 человек.
«Такое количество желающих было для нас и удивительно, и замечательно! Храмов в Кузбассе, где есть колокола, множество, а звонить в них некому. Батюшке надо, чтобы был звон, а звонить в колокола некому. Отправляли на колокольню того, кто под руки подвернётся, кто не знал, как в этот колокол-то звонить! Поэтому для извлечения полноценного звона и стали всюду, где есть храмы, звонарские школы открываться», – говорил когда-то, тогда ещё семинарист, руководитель курсов звонарей Виталий Выдриганов.
Группы будущих постановщиков храмового «голоса» отрабатывали технику ударов и основные церковные звоны дважды в неделю. Как вспоминали впоследствии в соборе, специально для курсов звонарей в семинарии сделали специальные тренажёры. А поскольку свободных колоколов оказалось не так много, то их заменили металлические конструкции.
«Конечно, сам колокольный звон при таких «колоколах» не услышишь, но технику ударов отработать вполне было можно. Хотя многие ученики колокольного искусства стремились закрепить свои умения на настоящих, пока используемых в учебных целях колоколах, между прочим, каждый из которых со своей историей», – вспоминают в семинарии.
И действительно, эти храмовые инструменты можно было назвать историческими: были подарены из Донецка, один прибыл из столицы нашей Родины, его так и называли Московским. Среди них оказался и самый ценный – дореволюционный, с вмятинами, которые свидетельствовали о том, что в советские времена этот «глас божий» использовали отнюдь не по назначению.
В общем хороводе
В настоящее время школы звонарей успешно работают в Москве, Новосибирске, Новокузнецке. Среди выпускников мастеров колокольного звона «с мечтой подняться на высокую колокольню и радостно позвонить в колокола на всю округу» есть и молодые женщины, к примеру, новокузнечанка Алина Шепель, чьё имя прозвучало и на этом Летнем православном фестивале.
Программа третьей части этой летней музыкальной встречи включила в себя выступления детских и фольклорных коллективов с произведениями классической и народной музыки. В этой части программы приняли участие учащиеся и педагоги Детской музыкальной школы №40 и Детской школы искусств, а также фольклорного ансамбля «Сибирочка», Центра русского фольклора и этнографии «Параскева Пятница», а также народного танца «Ромашка». Они порадовали зрителей народными песнями и зажигательными танцами. Здесь же, на территории собора располагались ряды мастеров декоративно-прикладного искусства, художественная выставка. Работали интерактивные площадки, проводились мастер-классы и пленэр с участием юных художников. Завершился фестиваль общим народным хороводом.
Просмотров статьи: 172