Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Историческое сознание как фактор национальной безопасности

Заканчивается год культуры. Зададим себе вопрос: без каких знаний человек не может считать себя культурным? В весьма существенной части – без знания отечественной истории и отечественной литературы.

Язык – душа народа, история – судьба народа, его путь.

Постижение собственной истории – и чем в более полном формате, тем лучше – позволяет человеку выработать в себе чувство национально-государственной самоидентификации и инстинкт национально-государственного самосохранения.

Без этих качеств нет гражданина своей страны – человека, понимающего особенность положения своё, своего народа, своей страны и государства среди других людей, народов, стран и государств на планете Земля.

Наш выдающийся соотечественник Дмитрий Сергеевич Лихачёв в пору своей научной молодости размышлял о необходимости исторического знания примерно так:

– Сколько прямых можно провести через одну точку?

– Множество.

– А через две точки?

– Только одну.

– Теперь перейдём от геометрии к истории. Первая точка – день сегодняшний. А вторая точка – день вчерашний. И чтобы иметь представление о дне завтрашнем, необходимо помнить о том, что было вчера. Но история сложнее геометрии, и в ней мало помнить только о дне вчерашнем. Нужно помнить о том, что было позавчера и позапозавчера. Тогда возникнет видение того, что может ждать тебя и твой народ в будущем. (См. подробнее – предисловие Д.С. Лихачёва к исторической повести А. Блока «Московитяне», М. 1953).

Немногим более полугода остаётся до 70-летнего юбилея нашей Великой Победы.

По данным Российского Института Стратегических Исследований, в 2005 году 52% наших соотечественников формировали своё представление о Великой Отечественной войне на основе семейных воспоминаний и от встреч с участниками войны. В 2010-м этот показатель сократился до 25%. Сегодня этот показатель близок к нулю.

Великое поколение победителей уходит. В школы ходить больше некому. Наши дети и внуки и их школьные учителя истории остаются один на один с учебниками по отечественной истории, написанными в лихие 1990-е на гранты Дж. Сороса и переизданные уже по десятку раз.

Мы с вами не часто заглядываем в эти учебники и не всегда вникаем в их содержание.

Вот, например, как убого описывается в одном из них центральное событие, переломившее ход Великой Отечественной и Второй Мировой войн – контрнаступление Красной Армии в Сталинградской битве и его значение: «19.ХI.1942-го советская артиллерия нанесла мощный удар по противнику, после чего началась танковая атака. На пятый день ожесточённых боёв войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В результате в окружении оказались 6-я и 4-я танковая армии немцев. Общая численность окружённых солдат и офицеров противника составила 330 000 человек. Попытки немцев выйти из окружения оказались неудачными. 2 февраля 1943 года окружённая группировка капитулировала. Всего под Сталинградом немцы потеряли 800 000 человек, 2 000 танков, 3 000 самолётов. Победа Красной Армии под Сталинградом стала началом коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй Мировой войне» (Данилов, Косулина, Брандт, «История России ХХ – начало ХХI века», учебник для девятых классов, М. 2012, с. 234).

Даже для справки – маловато. Тогда уж лучше изучать эту тему по мемуарам одного из немногих уцелевших в сталинградском аду гитлеровских вояк: «…Дело не ограничилось гибелью 300 000 человек, хотя само по себе это было трагедией для миллионов семей в Австрии и Германии. Катастрофа, постигшая Германию на Волге, позволила русским нанести серию сокрушительных ударов, в результате которых были уничтожены две румынские, одна итальянская и одна венгерская армии.

Таким образом, за короткий период основная масса вооружённых сил союзников Германии на восточном фронте была сметена с полей сражений в России.

Если учесть, подводя жуткий баланс Сталинградской битвы и связанных с ней событий, и тяжёлые потери, понесённые нами в ходе деблокирующей операции, закончившейся полным провалом, и тяжёлые оборонительные бои в тех районах, где советские армии пробили в стене германского фронта кровавые бреши, то наши жертвы будут исчисляться ещё многими сотнями тысяч.

Гигантский участок восточного фронта в тысячу километров – от Терека до Воронежа – рухнул, и разверзшаяся бездна поглотила более 60 немецких дивизий и целый воздушный флот.

Падение боевого духа на фронте, моральный ущерб, нанесённый тылу, возросшая боеспособность русских, прочно захвативших инициативу, окрепшая вера СССР в собственные силы, осложнение внутриполитической обстановки в Германии, резкое ослабление её внешнеполитических позиций – все эти последствия сталинградской катастрофы не заставили себя долго ждать» (Иоахим Видер).

Ужасаться здесь нечему. В 1991–93 годах в России произошла революция и новая элита, пришедшая к власти «надолго и всерьёз», потребовала новых учебников, таких, которые должны были очернить всё, что было прежде. Разумеется, больше всего досталось советскому периоду, но, поскольку гранты (деньги) были «забугорные», то и досоветскому периоду досталось тоже. Например, главному событию Отечественной войны 1812 года – Бородинскому сражению. Вот как оценивают этот подвиг русской армии те же авторы (без Брандта) в учебнике для восьмого класса:

«Несмотря на видимый успех неприятеля (французов), фактически сражение не принесло победы ни одной стороне».

А вот оценка того же сражения великим Львом Толстым в «Войне и мире»:

«…победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, почувствовало свою погибель… После полученного удара… французское войско ещё смогло докатиться до Москвы; но там без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной раны, полученной при Бородине».

Подобное происходило и после революции 1917-го. До 1934 года в советских школах историю не преподавали вовсе. А позже, когда преподавание возобновили, всё, что было до октября 1917 года, с подачи М.Н. Покровского было очернено. Спохватились, когда в воздухе повеяло войной.

Добавьте к этому массовое отучение от чтения серьёзной литературы, от чтения вообще. На смену человеку читающему, сопереживающему, думающему идёт человек считающий, глазеющий, «прикалывающийся» от массы развлекающих программ на ТВ, от вседозволяющего Интернета (12% сайтов – доступная «порнуха»).

Кроме этого – все мы и наши дети – один на один с утомлёнными солнцем «Цитаделями» Михалкова, со «Сталинградом» Бондарчука-младшего, с «шедеврами» пивоваровых и досталей, с историческими «открытиями» Сванидзе и Млечина.

Нельзя ждать, пока московские историки соблаговолят написать приличные учебники по истории России. Надо самим, здесь, сейчас читать, обсуждать и длиться обновлённым знанием с юношеством и молодёжью. В самые последние годы появилась достойная плеяда российских историков и публицистов, в равной степени свободных от чрезмерной политкорректности советской и сегодняшней в отношении истинной роли некоторых европейских стран и США. Это В. Кожинов, А. Исаев, А. Вдовин, В. Фалин, С. Фурсов.

Нельзя делать вид, что нас это не касается, ведь происходящее братоубийство на Украине в немалой степени – следствие исторического беспамятства.

Ударная сила киевской хунты – беспамятная молодёжь, которую два десятка лет школьные учебники воспитывали в ненависти к русским «оккупантам» и «колонизаторам». Нам очень нужно в новых условиях растить сильных, умных, памятливых и твёрдых духом граждан.

_____________________________________________________

По данным Российского Института Стратегических Исследований, в 2005-м году 52% наших соотечественников формировали своё представление о Великой Отечественной войне на основе семейных воспоминаний и от встреч с участниками войны. В 2010-м этот показатель сократился до 25%. Сегодня этот показатель близок к нулю.

Новая элита, пришедшая к власти «надолго и всерьёз», потребовала новых учебников, таких, которые должны были очернить все, что было прежде.

На смену человеку читающему, сопереживающему, думающему идёт человек считающий, глазеющий, прикалывающийся от массы развлекающих программ на ТВ.

Нельзя ждать, пока московские историки соблаговолят написать приличные учебники по истории России. Надо самим, здесь, сейчас читать, обсуждать и длиться обновленным знанием с юношеством и молодежью.

 

Юрий Алябьев


Просмотров статьи: 1561