Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Перевёл деньги – помог врагу

Газета «Новокузнецк», выпуск №16 (1272)  //  Рубрика: Будь в курсе

// Автор: Андрей ЕРМОЛЮК

В правительстве Кузбасса прошло совещание, на котором обсудили противодействие кибермошенникам. Губернатор Сергей Цивилев подчеркнул, что большинство мошеннических звонков поступает с территории Украины. При этом средства, добытые обманным путём у россиян, идут на закупку вооружения и дронов, направленных против наших бойцов СВО и мирных жителей Донбасса. Яркий тому пример – Горловка, которая в конце прошлой недели подверглась варварским обстрелам со стороны ВСУ.

«На деньги мошенников закупаются дроны, которые активно используются против нас с вами. Бьют по жилым домам и больницам. Каждый рубль, который попадает в руки мошенникам, – это кровь наших людей. Это уже не мошенники, а солдаты противника. Население Украины не хочет спонсировать войну против нас, поэтому они взялись за обман наших граждан», – рассказал мэр Горловки Иван Приходько.

«Вы все знаете аббревиатуру ЦИПсО – Центр информационно-психологических операций. Это реальная организация, которая создана на Украине. Элементом работы у них является обман людей. И одна из операций – это сбор средств, потому что денег не хватает. Украинские околовоенные волонтёры, представители разных военизированных подразделений и бригад отмечают, что около 80% всех дронов они сейчас покупают за внебюджетные деньги, то есть в том числе собранные мошенниками», – подчеркнул военный корреспондент Юрий Подоляка.

По данным Центробанка, в прошлом году злоумышленники украли у россиян почти 16 млрд рублей, а жители нашего региона потеряли 2,6 млрд. Мошенники уходят в Сеть и используют новые технологии.

Какие схемы используют мошенники

Эксперты выделяют ряд уловок, с помощью которых злоумышленники воруют деньги кузбассовцев:

«Звонок из банка» – звонящий представляется сотрудником финансовой организации и сообщает о попытке взлома личного кабинета и перевода средств. Далее задействуется следующее звено преступной цепочки – звонит лжеполицейский, который оформляет это дело. А за ним – якобы специалист Центробанка, предлагающий для спасения средств перевести их на «безопасный счёт»;

«Родственник попал в беду». Голос в трубке представляется ребёнком или внуком жертвы и слёзно сообщает о том, что совершил ДТП. Затем в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительных органов, предлагающий замять дело за денежное вознаграждение; «Проголосуй за…» – в социальных сетях и мессенджерах приходит сообщение с просьбой поддержать родственника в конкурсе. К письму прилагается вредоносная ссылка, которая ведёт на фишинговый сайт. Вводя на нём свои данные, пользователь передаёт их мошенникам;

«Успей обогатиться» – гражданам навязчиво предлагают вложить средства в инвестиционные проекты, доход по которым значительно выше остальных на рынке.

Казалось бы, эти схемы хорошо известны. Но мошенникам раз за разом удаётся с их помощью обманывать людей.

«Дело в том, что используются профессиональные методы психологического воздействия на личность. Человек не думает, что это может произойти с ним. Когда дело заходит о счетах, это воспринимается как что-то абстрактное. А ведь счёт – это тот же кошелёк, что лежит в кармане. И его нельзя держать на виду или тем более передавать кому-то на хранение», – объясняет заместитель начальника Управления уголовного розыска главного управления МВД России по Кузбассу Максим Кондратьев.

Как понять, что общаешься с мошенником

Допустим, вам позвонили якобы из банка. Есть шесть основных маркеров, которые сигнализируют о том, что у собеседника недобрые намерения:

  • он просит сообщить код, который поступил в смс-сообщении;
  • он требует назвать пин-код, находящийся на обратной стороне банковской карты;
  • он призывает перевести деньги на так называемый безопасный счёт;
  • он интересуется, картами каких банков вы пользуетесь;
  • он говорит о необходимости перейти по присланной ссылке;
  • он сообщает о попытке мошенников оформить кредит и для блокировки этой операции настаивает на оформлении другого кредита.

«Нельзя быть самоуверенным. Если поняли, что звонит мошенник, не надо продолжать разговор. Лучше всего будет положить трубку. А если возникли сомнения – перезвонить в свой банк по номеру горячей линии и узнать подробности», – рассказывает начальник юридического отдела Банка России по Кузбассу Алексей Корнилов.

На что напирают мошенники

Анализируя случаи хищения денежных средств, специалисты выявили четыре их составляющие:

  • неожиданность – звонок или сообщение поступают поздно вечером, ночью или рано утром. В общем, тогда, когда бдительность человека снижена, а проверять информацию у родственников ему будет неудобно;
  • яркую эмоцию – бывает положительная или отрицательная. Делается расчёт на эйфорию от сообщения о выигрыше в лотерею или на страх потерять все сбережения из-за якобы выявленной лжесотрудником банка попытки взломать счёт;
  • психологическое давление – человека торопят принять решение здесь и сейчас, угрожая более серьёзными последствиями в случае отказа;
  • актуальность темы – мошенники мониторят информационное поле и идут в ногу со временем. Например, когда вводились разные меры поддержки в связи с пандемией коронавируса, злоумышленники рассылали письма о якобы полагающейся выплате переболевшим, для получения которой требовали предоставить конфиденциальные данные.

Как обезопасить себя

Не стать жертвой мошенников помогут базовые знания финансовой грамотности. Они заключатся в следующем:

  • в социальных сетях и банковских приложениях установите двухфакторную аутентификацию. Даже в случае взлома пароля злоумышленники не смогут ничего сделать без подтверждения на устройстве, которое находится у вас на руках;
  • не переходите по подозрительным ссылкам – помимо фишинговых сайтов, они могут вести на установку вирусов на ваш телефон или компьютер;
  • заведите отдельную карту для покупок в Интернете и не держите на ней средств. Даже если мошенникам удастся получить к ней доступ, своих сбережений вы не лишитесь. А баланс пополняйте только в момент совершения операций.

«Если вы поняли, что стали жертвой мошенников, немедленно заблокируйте счёт и обратитесь в полицию. А также напишите заявление о блокировке операции – деньги ещё можно будет спасти, если они не были зачислены на счета мошенников. В прошлом году банкам удалось таким образом предотвратить более 35 млн несанкционированных операций на сумму более 6 трлн рублей», – подчёркивает начальник экономического отдела Банка России по Кузбассу Марина Загвозкина.


Просмотров статьи: 252