Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Чистые надежды

Газета «Новокузнецк», выпуск №41 (781)  //  Рубрика: Экономика

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился в Государственную Думу с просьбой ускорить принятие федерального закона «О стимулировании переработки отходов»

Это событие кузбасские отходопереработчики ждут как манны небесной вот уже пятый год. Реализация законопроекта позволит действующим предприятиям удержаться на плаву и не обанкротиться, перспективным – начать реализовывать новые отраслевые проекты.

«Мусорная» тема уже успела набить оскомину в прессе. Каждый знает, насколько важна для экологии мира, страны, региона и каждого конкретного города организация грамотного, профессионального обращения с отходами производства и потребления. И что происходит, если этого нет: горящие свалки, горы мусора в лесах и пролесках, реках (втихушку сброшенные организациями или частными лицами), загрязнение воздуха, воды и земли канцерогенами, вызывающими известные болезни.

Тут ещё и Евросоюз покоя не даёт – то и дело подбрасывает дров в костёр. Раздельный сбор отходов (касающийся всех, вплоть до каждого отдельного жителя), непременная для каждого производителя и перевозчика-экспортёра плата за утилизацию своих отходов – это то, чем он удивляет и «нервирует» другие страны не одно десятилетие. Кроме того, тратит миллиарды на «раскрутку» вторичной продукции, рекламу, пропаганду экологичного образа жизни. К примеру, Германия ещё в 80-х годах прошлого столетия инвестировала в «эволюцию» общественного мышления 4 миллиарда марок – на рекламу, мероприятия, обучение. В развитых странах сегодня считается человеческим долгом покупать продукцию со знаком рециклинга – никого не смущает слово «вторичная продукция».

В России это новое экономическое направление пока находится в зачаточном состоянии: набирает обороты строительство отходоперерабатывающих предприятий, полигонов ТБО, занимающихся сортировкой бытового мусора, время от времени появляются новые проекты «чистых технологий» от учёных-экологов, нет-нет, да и прогремит какая-нибудь экологическая акция. Говорить о каком-то серьёзном движении в сторону чистого и безотходного будущего, по словам самих переработчиков, не приходится. Только в Кузбассе сегодня производимых отходов больше чем, к примеру, в Австрии. Тем временем, в ней действуют сегодня 1900 отраслевых предприятий, а в Кузбассе – порядка 60.

Тормозит развитие отрасли прежде всего отсутствие государственной поддержки. Новый закон, который никак не принимается депутатами Госдумы, содержит два основополагающих для переработчиков момента: это введение утилизационного сбора на все виды товаров и упаковки для предприятий-производителей и перевозчиков (платы за утилизацию отходов) и – за счёт этого сбора – субсидирование начинающих и действующих предприятий, работающих с отходами. Как только он вступит в силу – появится и предложение, и спрос.

Кузбасс и Новокузнецк, в частности, на сегодняшний день – широкое поле для перерабатывающей деятельности. Местные предприниматели перерабатывают аккумуляторы, покрышки, строительные отходы, все виды бытовой и оргтехники, пластмассу, промышленные отходы металлургических предприятий, сортируют и готовят к вторичному использованию бытовой мусор – свыше 300 тысяч тонн отходов ежегодно. Из вторсырья производится органическое удобрение для ландшафтного дизайна, товары народного потребления (пакеты, лейки, посуда, кашпо и так далее), резиновое покрытие для детских и спортивных площадок, шпалопропиточное масло и многое другое – до 200 тысяч тонн и больше вторичной продукции в год.

Кроме того, есть предприятия, которые занимаются обезвреживанием высокотоксичных отходов – ртутных ламп и медицинского оборудования.

– Развиваются у нас пока только те проекты, которые могут окупаться, – рассказала Екатерина Волынкина, президент Кузбасской ассоциации переработчиков отходов и директор производственного предприятия «Экологический региональный центр». – Наряду с ними возможна реализация и других идей, но рентабельны они будут только при господдержке. В Кузбассе много золошлаковых отходов, которые могут рассматриваться как вторсырьё для дорожных работ (опять же, если государство принудит строительные фирмы закупать эту продукцию) и использоваться для изготовления шлакоблоков. Очень много отходов обогащения угля и руд на обогатительных фабриках (из них можно доизвлечь железо, остальное – переработать в песок или использовать для изготовления тротуарной плитки). Есть отходы алюминиевого, металлургических заводов. У нас в регионе нет никого, кто бы обезвреживал высокотоксичные масла ПХБ, которые служат изоляторами в высоковольтных промышленных трансформаторах и конденсаторах. Сейчас их производство и использование запрещено, они были введены на заводах лет 50 назад. К настоящему моменту их срок службы заканчивается. За отсутствием заказчика, скорее всего, их повезут в другие регионы. Также никто не занимается переработкой стекла – оно только собирается и вывозится.

Одним из самых интересных проектов сегодня является извлечение биогаза из недр городских свалок. Когда несколько лет назад новокузнецкие учёные-энтузиасты стали бурить на свалке в районе ДОЗа скважины и устанавливать там различные измерительные приборы, их поведение казалось жителям как минимум странным. А зря. Исследователям удалось разработать некую математическую модель – прогноз об объёме содержащегося там газа и количестве времени, за которое можно его использовать. Было подсчитано, что экономически рентабельной свалка может быть до 2035 года. Газ можно, при наладке специального производства, качать и продавать в готовом виде – как заменитель природного газа. Можно – использовать для производства электроэнергии, реализовывать затем её в сети. До сих пор эта бизнес-идея является невостребованной, так как такое производство имеет большой срок окупаемости – минимум 8 лет.

Тут снова хочется сделать реверанс Европе, а также Америке, Канаде и другим развитым странам. Новокузнечане лишь переняли их опыт. В развитых странах уже до начала 80-х годов была запрещена эксплуатация свалок без извлечения биогаза. Все полигоны и свалки с тех времён технологически выстроены по модели саркофага: представляют собой земляной котлован с двойной изоляцией из глины и пластиковой мембраны, каждый слой мусора по мере заполнения покрывается землёй, сверху снова укладывается пластиковая мембрана. Отдельно устанавливаются трубы для отвода фильтрата и биогаза. И засеивается газон. Пока там всё преет, гниёт и выделяет газ – площадка используется как поле для гольфа или стадион (то, что не несёт сильной нагрузки на участок). Спустя лет 25–30, когда выделится большая часть газа и произойдёт усадка земли – её застраивают чем-нибудь полезным.

Надо однако отметить – это будет честным – что по сравнению со всей Россией, Кузбасс всё-таки – передовой край в области переработки отходов. Это отмечают, прежде всего, независимые эксперты со стороны. Так, на недавно прошедшей областной конференции, посвящённой пятилетнему юбилею Кузбасской ассоциации переработчиков отходов, председатель Национального Союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаил Василенко был, по его собственному признанию, очень впечатлён уровнем развития данной отрасли в нашей области. Он отметил слаженность работы в единой команде исполнительной региональной и местной власти и бизнеса, общность их стратегических целей.

По словам Михаила Василенко, из 26 федеральных округов и регионов, которые входят в Национальный Союз (от Сахалина до Ленинграда), Кузбасс – регион с наиболее комфортабельными условиями для отходопереработчиков. И это единственная на сегодня административная территория, от которой поступило официальное губернаторское обращение в Государственную Думу о необходимости принятия важнейшего на сегодняшний день закона.

Для местных переработчиков это мощная поддержка. Что решат законодатели? Покажет время.

Мария Изенкина


Просмотров статьи: 1692