Женский взгляд. У мольберта
Евгения Дудникова, одна из молодых современных художниц, так определила женский взгляд на искусство: для многих, по мнению девушки, это создание отдельной вселенной, которая напоминает наш мир, но где каждый элемент и персонаж имеет символическое значение. И не секрет, что многим молодым художницам, как признают искусствоведы, с помощью цвета и света нравится переносить зрителя в состояние, близкое к снам или грёзам. Так же, как и участникам выставки молодых художников, которая проходит в Сибирском центре горячей эмали.
Лёгкая вязь образности
Чем обычно наполнены женские выставки? Чем дышат, привнося в нашу жизнь краски, ароматы и радость? Как-то рецензенты такого рода экспозиций подвели некий общий, наблюдаемый на многих выставках итог. По их мнению, они обычно наполнены цветами, за которыми тотчас же хочется поехать загород, прочь от городской суеты; яркими пятнами, какими-то загадочными, неопределённого возраста лицами; невесомыми ангелами, сотканными из нежных лепестков; фруктами, которые хочется сразу же отыскать на местном рынке. При этом художницы постоянно ищут новые источники вдохновения, считая, что избыток красоты невозможен. Сюжеты таких картин, чьи создательницы близки «романтичным натурам, влюблённым в прелесть мгновения», чуть размыты, хрупки, несмелы. Словно они всматриваются в мир с полевыми цветами, бурными красками неба и улиц со своих миниатюрных балкончиков. И всё это может быть написано «легко, незамысловато, тёплыми красками, которые прямо с картин проникают под кожу и наполняют сердце вдохновением».
Однако есть женские работы с мужским почерком. Как определил однажды такой стиль молодой современный художник Артур Кривошеин, назвав такие картины абстракциями, созданными способом «познать и зафиксировать процесс мышления». Чаще всего они начинаются от отправной точки на холсте, а завершаются многослойной массой элементов. Случайные детали на них возникают без раздумий, спонтанно, подобно мыслям, что накладываются друг на друга, переплетаются между собой. Такие картины становятся, считает молодой художник, полем для фиксации человеческого переживания, жизненного выбора, внутреннего конфликта или согласия. «И это не импровизация, а, скорее, такой же мыслительный процесс, принятие решения и выбор, который человек обречён совершать бесконечно», – отмечает он.
Нечто подобное можно увидеть и на новокузнецкой выставке молодых художников, вернее, художниц первых и вторых курсов (среди них всего трое ребят), которая традиционно в феврале-марте проходит в Сибирском центре горячей эмали. Кроме эмали здесь есть живописные и графические работы, в технике эпоксидной смолы, компьютерной графики и стимпанка. В экспозиции представлены работы учащихся и преподавателей Новокузнецкого областного колледжа искусств и Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий.
Интересны работы Екатерины Лученко, Алины Матюковой, Арины Батуриной, Марии Боровиковой. Привлекают внимание произведения Ольги Сергун, участницы как городских экспозиций, так и межрегиональной выставки. Ольга со своей эмалью и графикой прошла также на участие во всероссийской выставке, которая устраивается раз в пять лет. Молодая художница – участница всех симпозиумов по эмали. Есть опыт художественной практики в Санкт-Петербурге. Триптих новокузнечанки «Поваленное дерево» обратил на себя внимание многих опытных экспертов, которые и рекомендуют её после выпуска из колледжа архитектурного дизайна для поступления в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица.
Умение рождать мысли
Обращают на себя внимание работы Ульяны Акимченко, участницы многих крупных выставок, которая работает с эпоксидной смолой и горячей эмалью. Её работа под названием «Пустота» из смолы изображает безглазые, бездумные, пустоголовые маски самых разных размеров и возрастов, которые не способны рождать мысли, идеи, надежды на будущее. Она же выставила бюст в смешанной технике – мужская голова под названием «Наш человек».
А работа единственной среди всех участниц, члена Союза художников России Лилии Кутлахметовой! Лилия очень оригинально представила сети, в которые нередко попадают здоровые люди, становясь больными. На чёрном фоне распластался приклеенный кусок марлевой ткани, с изображением которой у зрителя возникают самые разные ассоциации. Нити и лоскутки на концах марли безнадёжно обвисли… Не означает ли это тот факт, что надежда из жизни иных, с мрачновато-чёрным сознанием и взглядом на окружающую действительность ушла навсегда? И тем не менее белый фон – это некая искорка оптимизма: выход есть всегда, из любых ситуаций!
В этом же привлекающим внимание зрителя ряду и работы Марии Горбуновой: лист из серии «Отражения», на котором изображено зеркало с отражением автора, перед которым крем из утренней и обычной для женщин косметики. «Утро в мастерской» у Марии ассоциируется с горшками комнатных растений, которые встречают её при входе. Тут же не менее интересная Арина Батурина с «Палитрой». Или Ксения Панькова с её серией «Художник» в технике «бумага, тушь».
Анастасия Астахова изобразила акварелью людские фигуры («Человек», «Сидит», «Автопортрет»). Те самые загадочные, неопределённого возраста лица. Разного цвета, в разных позах, с разными мыслями и настроением.
«Буковицы» Златы
Размахнулась на триптих с монументальным вызовом «Сила стали» Елизавета Кочеткова. Едва ли такая бравурная монументальность с нотами яркой суровости возникла в голове 15-летней художницы. Скорее всего, с подачи взрослого – либо преподавателя, либо родителей.
Среди работ перво- и второкурсников выделяется эмаль самой юной участницы выставки – 13-летней Златы Исаченко («Промышленные пейзажи с белым и красным шарами», «Буковица», «Две сестры»).
«Эта девочка несомненно талантлива! Я обычно не беру учеников, но Злата стала исключением, мимо такого таланта нельзя было пройти. Злата сразу же сделала буквально шедевральный свой первый натюрморт, и мне нечего было на нём поправить, нечего было ей подсказать», – рассказывает известный художник Александр Суслов.
Как-то Злата вместе со своей старшей сестрой Алисой пришла на мастер-классы. Понравилось, и с тех пор они стали ученицами мастера, участницами выставки. У Алисы тоже работы не лишены интереса, но она в отличие от младшей Златы предпочитает художеству физику, становясь победителем на олимпиадах по этому предмету. Так что предпочтение у старшей сестры отдаётся больше науке, чем искусству. А Злата со временем может оставить свой след в искусстве, если, конечно, упорно и целеустремлённо будет двигаться в этом направлении. К своим будущим, созданным ей работам в самых разных жанрах и в самой разной технике.
«Вот что такое, к примеру, живопись? Она всегда была, есть и будет песнью времени. Мы многое можем сказать о людях, эпоха которых была запечатлена на полотне – были ли они пуританами, авангардистами, бойцами, философами, эстетами, фланёрами? Мы также многое можем сказать и о самих художниках, глядя на их работы. Хочется верить, что творчество – это способ общения энергий нескольких людей, которые способны их воспринять, путь к созданию своего мира, мира эстетики, красоты, важных вопросов и наших мечтаний. Мы не придаём современным художникам большого значения, а они тем не менее способны наполнить нашу жизнь не хуже Боннара и Пикассо», – такое размышление я вычитала на днях в одном из журналов, посвящённых искусству современных молодых художников.
Кто придёт на смену?
Именно на фоне этой молодёжной выставки довелось услышать размышления известного не только в Кузбассе «последнего из могикан» – художника Александра Суслова. По словам Александра Васильевича, выставка, представленная в центре, с грустным подтекстом. Почему она в основном женская? Да потому что постигать азы этого искусства идут в основном девушки. Поскольку мужчинам художеством семью не прокормить.
«Не каждый год и не в каждом выпуске появляется путный художник. Десятки выпускников выходят из стен новокузнецких колледжей и растворяются. Идут работать в рекламщики, пиарщики, подаются в самые разные профессии, которые к искусству не имеют никакого отношения. Талантливые выпускники колледжей уезжают поступать в другие города, где и оседают. И потому в Новокузнецке и области идёт процесс вымывания художественных сил», – замечает он. А всё потому, считает, что в нашем городе нет для молодых художников вуза, в который они могли бы поступить и после окончания которого остаться в нашем городе, в Кузбассе.
«Остаёмся мы, старики, которые в своё время молодыми приехали в Кузбасс после окончания вузов из других городов. Потому что в то время здесь были заинтересованы в нас, приглашая молодых художников сюда из других регионов. Но всё это пополнение творческими силами кузбасского региона, в том числе и Новокузнецка, в перестройку, к сожалению, закончилось», – отмечает Александр Васильевич.
Хотя намерения создать в Новокузнецке художественно-промышленный институт были. В области даже состоялось подписание протокола об этом намерении. На базе Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий с его просторными мастерскими. Во главе с понимающим директором Михаилом Ляховцом, сотрудниками и студентами, активно принимающими участие в симпозиумах и выставках.
Но «подписанты» ушли, и на этом разговоры о вузе в нашем городе для творческих ребят-художников, эмальеров и прикладников закончились, намерения забылись.
«Сегодня на смену нам, художникам со стажем и профессиональным опытом, нет никого! Мы в силу возраста уйдём. Кто придёт на смену?.. Останется лишь территория, население которой живёт только мыслями об угле, азоте и металле!» – эмоционально сетует Александр Васильевич, окидывая грустным взглядом женскую выставку работ, среди которых есть и те авторы, которым именно такой вуз в нашем городе был бы как нельзя кстати.
Просмотров статьи: 298