Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Акция «Горсть земли. Сибирской»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Юрия Гамова

Завтра, 23 февраля, наша страна отмечает День защитников Отечества. Отметит его и новокузнечанин капитан 2-го ранга в запасе Юрий Гамов. Хотя и в запасе, он остаётся верным армии и флоту до сих пор.

Биография Юрия Николаевича, как и многих военных моряков, может уложиться на одном тетрадном листке.

Вокруг – моря-океаны

В 1976 году после окончания восьмилетней школы поступил в Ленинградское нахимовское военно-морское училище, через два года – в высшее военно-морское.

За время обучения проходил корабельную практику на Балтийском, Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике. Вёл личный дневник, куда записывал свои наблюдения и впечатления от увиденного, иногда собственные стихи (Юрий Николаевич сам по себе человек творческий). С 1982 года проходил службу офицером на Краснознамённом Северном флоте. Побывал в морях на подводных лодках и надводных кораблях, служил и жил в гарнизонах Кольского полуострова, где размещались военно-морские базы. Участвовал в экспедиции по Северному морскому пути, был на Камчатке. Всё это время писал стихи, иногда публиковал заметки и статьи в гарнизонных газетах. В 1994 году окончил службу в Военно-морском флоте в должности заместителя командира тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Акула», самого большого в то время в мире, занесённого в книгу рекордов Гинесса, в звании капитана 2-го ранга. Переехал с семьёй жить и работать в Новокузнецк.

Юрия Николаевича как человека творческого всегда интересовало и вдохновляло происходящее вокруг него. Вот и эта ситуация, с которой он однажды столкнулся, не прошла мимо него, человека исследовательского, пытливого ума.

Предоставляем вниманию читателей рассказ Юрия Николаевича Гамова об одном таком, проведённом им расследовании, которое касается нашего воина земляка, нашей общей памяти о нём.

Время собирать не только камни

«Время – понятие, не изученное до сегодняшнего дня. Мы знаем о нём всё и в то же время не знаем ничего. Нет и точного определения времени. Его нельзя потрогать, но можно измерить: секундами, минутами, часами, годами, жизнями. Кому сколько отводится. Время всегда было дорогим, а для нынешних поколений оно ещё больше подорожало. Однако человеку свойственно транжирить отведённый ему отрезок временного пути по пустякам», – размышляет Юрий Николаевич.

Тикают часы... Уходит время... И важное в твоей жизни событие, которое только что случилось, уже через мгновение становится прошлым. Стирается память о нём. Это нормально. Нельзя и невозможно всё помнить. Но есть такие вещи, которые забывать нельзя. Мы не имеем на это право, потому что за твоё, моё и наше сегодняшнее благополучие кто-то во время Великой Отечественной войны отдал самое дорогое, что у него было – время своей не прожитой жизни. Свою жизнь.

Время от времени вспыхивают споры, а надо ли вспоминать войну? Недруги начинают подтачивать память, переписывать историю. И вот уже пишут, что американцы разгромили фашизм в Германии, взяли Берлин. И вновь сегодня набирает обороты нацизм. Чтобы его искоренить, наша страна проводит специальную военную операцию, защищая жизнь мирных людей от коричневой чумы. Мы в долгу перед теми, кто отдал свои жизни ради сохранения мирного неба над нашими головами. Чувство долга обязывает нас не забывать их подвиг во имя жизни. Почти в каждой семье помнят о дедах и прадедах, прошедших горнило военных сражений, погибших на поле брани. Это наши известные и неизвестные герои, подарившие нам мир ценой своей жизни!

На войне каждый день – подвиг. Один солдат прошёл всю Европу пешком и вернулся домой. Другой погиб в первый день на фронте. У каждого свой отсчёт времени и следует помнить не только о Героях Советского Союза или о великих полководцах, но и о простых солдатах.

Два друга, два бойца

Что, к примеру, мир знает о солдате, который погиб осенью 1944 года в Прибалтике? Почти ничего, только запись в потрёпанной книге о безвозвратных потерях гласит, что Павел Илларионович Язвенко в звании старшего сержанта отдельного сапёрного батальона погиб 11 сентября 1944 года, в могиле захоронен справа. Не дожил до победы восемь месяцев.

Я не был с ним знаком, нас не связывает ни дальнее, ни близкое родство. Просто мы с ним из одного города, сибиряки. Он из Сталинска, как прежде назывался Новокузнецк, и я из этого города. Мы земляки! И семья у него была. И провожали его на войну мать с молодой женой. И было ему 33 года. И сын у него был (как я потом выяснил). 

Началось всё с того, что однажды мой одноклассник по военно-морскому училищу Владимир (сегодня живёт в Севастополе) в 2020 году, узнав, что я собираюсь в Крым в санаторий, рассказал мне такую историю: после училища он служил на Тихоокеанском флоте, потом был переведён в Севастополь. В советское время Владимир по архивам разыскал в одной из прибалтийских стран, а потом и навестил могилу своего дяди Александра Семёновича Захарова, который погиб в сентябре 1944 года, освобождая Латвийскую ССР от фашистов. В похоронке, которую получили родственники, было указано место захоронения – населённый пункт Брунава в Бауском крае Латвии, усадьба Данас. Рядом с могилой его дяди был похоронен боец советской армии старший сержант Павел Илларионович Язвенко. Служили они вместе в 44-м отдельном сапёрном батальоне 51-й стрелковой Витебской Краснознамённой дивизии. Погибли в один день, потому и похоронены рядом. Товарищ мой – человек ответственный, упорный. Покопался в архивах и нашёл некоторые сведения о погибшем: Язвенко Павел Илларионович был призван 9 сентября 1941 года из города Сталинска Новосибирской области (так до 1962 года назывался Новокузнецк Кемеровской области – Кузбасса).

Могилка сибиряка была неухожена. Владимир привёл её в порядок, а мне предложил разыскать родственников погибшего солдата – вдруг кто-то жив и по-прежнему живёт в Новокузнецке: «Может хоть фотокарточка какая-нибудь сохранилась, тогда и памятник приведём в порядок, оборудуем». «Святое дело!» – согласился я.

«И пошёл по кабинетам»

И я приступил к поискам. Обратился в военкомат, где мне предоставили выписку со сведениями. О том, что Язвенко Павел Илларионович 1908 года рождения погиб, что жена погибшего воина проживала в Сталинске на улице Социалистической, 68. Звали супругу воина Ульяна Никитовна. Обратился к нашим поисковикам под руководством Анатолия Силакова, которые проводят большую поисковую работу. Сам видел те военные «трофеи», что наш новокузнецкий поисковый отряд из поездок привозил. Были там и солдатский медальон, и кубари из петлицы офицера красноармейца, и другие интересные находки.

Узнал через административные органы, что улица Социалистическая, дом 68 находилась в районе ДОЗа (Деревообрабатывающего завода). Дома с таким адресом уже нет. А на этом месте построен торгово-развлекательный комплекс «Планета». В ходе поисков обратился в органы соцзащиты, в ЗАГС, в паспортный стол. Думал, хотя бы свидетельство о смерти найти помогут. Результатов ноль. Люди везде разные. По-разному встречали. Одни с пониманием и сочувствием. Жалели, что не в состоянии помочь доброму делу, другие формально. Но не об этом сейчас речь. Хотя и такое отношение огорчало. Рассказал эту историю своему хорошему знакомому предпринимателю. Человек он не равнодушный, проникся идеей. И через его знакомых в новокузнецкой полиции спустя месяц моих поисков сведения нашлись! Выяснили, что некий Николай Павлович Язвенко родился в нашем городе 19 апреля 1930 года. Скорее всего, это был сын погибшего воина. И адрес проживания есть: проспект Октябрьский, 27. И квартира указана. Осталось сходить по указанному адресу и познакомиться.

Но... Оказалось, что листок, на котором был указан адрес – это выписка из документа выдачи свидетельства о смерти за 21 сентября 2016 года (и старший сержант Павел Язвенко, его боевой отец, тоже в сентябре погиб). Всё равно решил сходить. Может, внуки погибшего солдата живы. Возможно, и фото деда сохранилось.

Не ради славы

Были уже первые мартовские дни. На встречу пошли вместе с женой. Около дома по указанному адресу встретились со старшей дома. От неё узнали, что, действительно, проживал такой мужчина по этому адресу. Работал на металлургическом предприятии. Состарился. Семьи у него последние годы не было. Приезжала какая-то родственница из-под Новосибирска (а ведь Язвенко П.И. родился в деревне Мало-Енисейск Душинского района Новосибирской области, как записано в документах военкомата).

По словам старшей дома, после смерти одинокого престарелого жильца его квартира по закону досталась соседям. «А что касается личных вещей, документов и фотографий, так всё на мусор и вынесли», – развела руками строгая женщина. Не скрою: мы с женой от такого известия и подобного результата наших поисков неимоверно огорчились!

На следующий день была по-весеннему тёплая погода. Я захватил из дома маленькую чистую баночку из-под мёда и в нескольких шагах от Вечного огня набрал на клумбе горсть оттаявшей земли для могилы солдата Павла Язвенко. И потом, уже будучи в Севастополе, передал эту «капсулу памяти» своему другу Владимиру, который собирался летом съездить в Прибалтику.

Не ради славы мы с ним всё это (назвав нашу акцию «Горсть родной земли на могилу солдата») организовали, а ради детей наших, чтобы помнили. Чтобы поклониться погибшему за наши жизни воину-земляку от лица сегодняшнего поколения и произнести сокровенные и такие простые слова: «Спасибо тебе, солдат! Твоя гибель была ненапрасной!»


Просмотров статьи: 226