Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мастерите, вам зачтётся!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Предчувствие весны в каждом вздохе этих самобытных художников, в каждом мазке на полотнах, в каждой детали удивительных произведений! И эта весенняя, яркая, радостная волна сразу же накрывает посетителей, как только они входят в выставочный зал Дома творческих союзов, где на днях открылась юбилейная выставка творческого объединения самобытных художников и мастеров декоративно-прикладного творчества «Кузнецкая слобода».

Всего участие в выставке, размещённой в двух залах, приняли более 120 человек, представивших более 300 работ, и это не считая более 30 исторически-театральных костюмов к спектаклю «Жанна д´Арк».

Объединение отмечает своё 15-летие, вступая в свой новый год с переменами.

Новым куратором выставок, начиная с этой, юбилейной, сменив Анатолия Думлера, стала Елена Манакова, известная не только среди новокузнецких, но и самобытных художников и мастеров Кузбасса, особенно его южной агломерации. Елена Алексеевна – та самая женщина-кузнец, чьи удивительные кованые произведения украшали и украшают как городские, так и областные выставки. Более того, у неё дома в качестве крепкого тыла настоящее семейное содружество по кузнечному мастерству: декоративной ковкой занимается её сын Павел.

На экспозиции представлена и работа самой Елены Манаковой – результат её фантазии и мастерства по декоративной ковке под названием «Райская птица».

На выставке удивило прежде всего не только большое разнообразие стилей и видов творчества, которым владеют мастеровитые люди, но и немалое количество новых имён из Новокузнецка, Прокопьевска, Междуреченска, Мысков, Белова. Елена объясняет этот эффект присутствия (который удивил лично меня) иногородних художников и мастеров тем, что до этого она руководила объединением прикладников юга Кузбасса, местом дислокации которого было одно из помещений Дворца культуры имени Маяковского в Орджоникидзевском районе. Со многими мастерами в силу своих обязанностей Елена Алексеевна давным-давно перезнакомилась, подружилась и пригласила их для участия в юбилейном выставочном проекте новокузнецкой «Слободы» мастеров.

При входе в выставочный зал сразу же хочется потрогать мягкие, кажется, невесомо воздушные изделия из текстиля: коврики из синель-джинсы, гобелены, подушки в виде котов, пэчворк, кружевоплетение мастериц Татьяны Друговой, Галины Дудовцевой, Екатерины Ершовой, Ольги Кузнецовой, Татьяны Жешко и Алевтины Кожевниковой.

Всеобщее внимание привлекают подушки в виде домашних лукавых пушистиков – хитромудрых котов. Созданные руками Ольги Кузнецовой, они выполнены в очень необычной, редко встречающейся на всевозможных экспозициях технике (смешалось множество швейных и вышивальных техник). Этот стародавний текстильный декоративный стиль так и называется крейзи-квилт или «безумные лоскутки».

Такой забавный факт: в одном из номеров американской газеты «The Carpet Trade and Review» (конца 1880-х годов), посвящённой ковровой промышленности, о происхождении крейзи-квилтов говорилось, что они родились в английском сумасшедшем доме в качестве арт-терапии. В этой технике, которой более 150 лет, как признаются мастерицы, «нет границ и пределов для полёта фантазии».

Историки декоративно-прикладного искусства приводят такой факт, касающийся создания этого «сумасшедшего» стиля: когда в 1876 году американские рукодельницы увидели на одной из выставок в Филадельфии экспозицию японской керамики и тканей, воображение рукодельной Америки было потрясено. Ассиметричные мотивы, тонкость отделки, богатство узоров, изящество шёлковых кимоно, декоративные швы – всё это потрясло и возбудило в дамах Нового Света желание воспроизвести, повторить нечто подобное, стилизовать под японское искусство. И это желание, утверждают историки, «со всей страстью обрушилось на любимый американками квилт, на котором они тренировались, сшивая шёлковые лоскуточки и украшая их декоративными швами, подсмотренными у японских мастериц». Это было дикое, спонтанное сочетание цветов, размеров, форм и текстур! Дамские журналы тотчас окрестили новое направление в квилте «японским пэчворком», а затем «просто сумасшедшим» квилтом. Другие же мировые эксперты по декоративно-прикладному мировому искусству высказывают предположение, что крейзи-квилт появился ещё при королевских дворцах, в нарядах шутов. Хорошо выполненная одежда в заплаточной технике была найдена даже в египетских гробницах. Однако именно Филадельфийская выставка дала сильнейший толчок развитию крейзи-квилта. Так или иначе, но сегодня им увлеклись и наши кузбасские мастерицы.

На выставке много работ, созданных в технике мокрого валяния (особенно поражает воображение сделанный во весь рост из металла, поролона и шерсти методом валяния «Шаман» Татьяны Булатовой из Мысков!). Немало произведений в техниках горячего и холодного батика, флорентийской из камня мозаики и мозаики из стекла, живописных, графических и акварельных работ (пейзажи, натюрморты, портреты), художественная ковка, куклоделание, вязание. По-прежнему удивляет стимпанк, в котором работает новокузнечанка Эльвира Бабаева (созданные из пластика, металла и кожи часы «Самолёт» и «Голова лошади»).

Немало места в этом юбилейном выставочном проекте уделено историческим театральным костюмам эпохи Средневековья, которые для спектакля «Жанна д´Арк», поставленном в 2016 году театральной труппой «Седьмое утро» создала портниха Марина Самойлова из Степного. Из 60-ти выставлены половина, более зрелищные. Одеяния для знати, простолюдинов, воинской рати. Необходимую для этого большого театрального проекта ткань Марина покупала и выписывала по Интернету сама, на собственные деньги. Шила, вышивала, вязала спицами и крючком из шерсти и плела кружева, необходимые для отделки костюмов. В неимоверно трудоёмкий и денежно затратный проект в полном смысле слова окунулась на несколько месяцев мастерица Марина Самойлова, стремившаяся передать жестокий дух эпохи Средневековья. И когда спектакль закрылся, Марине было разрешено взять свои костюмированные театральные произведения бесплатно насовсем.


Просмотров статьи: 233