Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Явление по имени Жанна

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Этот спектакль в репертуаре Новокузнецкого драматического театра давно, как говорят театралы, устоялся. За шесть лет (премьера была 27 ноября 2018 года) он стал на сценических подмостках новокузнецкой Драмы своего рода старожилом, тем не менее каждый раз потрясает чуткие зрительские души своим безысходным трагизмом, конечно же, не без примеси юмора с водевильным настроением.

Недаром спектакль «Жанна» относят к жанру трагикомедии, которая переходит в эпическую драму. И если этот по современным меркам спектакль-долгожитель переворачивает чью-то душу, воскрешая в зрителе лавину разных чувств, то его вполне можно назвать премьерным. Пусть даже и для отдельного, пришедшего на него человека.

История одной из социума

Автор пьесы «Дальше будет новый день», по которой поставлен спектакль «Жанна», – молодая сибирская писательница из Омска Ярослава Пулинович. Она привлекла внимание театральных режиссёров первыми же своими пьесами – «Учитель химии» и «Мойщики». Пьесы, написанные Ярославой современным языком от лица современного человека, рассказывают о том, что окружает нас в повседневной жизни, с чем мы сталкиваемся каждый день. Персонажи Пулинович заставляют взглянуть на обыденность, привычные для нашего взора и бытия вещи с иного ракурса, задуматься о чём-то более высоком, более важном в жизни человека, чем деньги или карьерный рост. И пьеса «Жанна», которую уже давно ставят не только в России, но и за рубежом (в Лондоне, например, о пьесах сибирячки одним из первых заговорил драматург Том Стоппард). Это произведение уже повзрослевшей писательницы, по-своему оценивающей роль и предназначение женщины в современном мире. И это очередное драматургическое творение Ярославы режиссёры охарактеризовали как «остроумную, смелую и очень точную пьесу, с живыми и настоящими персонажами». Говоря о пьесе как о произведении, в котором дан не просто срез общества с его социальными проблемами, а как об истории – обобщающей, вечной, с поставленным в ней диагнозом социальному явлению.

Ярослава Пулинович рассказала об успешной современной женщине, которая вообразила себя сверхчеловеком, и потому привыкшая контролировать в своей жизни всё и всех. Но она даже и в этом мании собственного величия и могущества отчаянно пытается обрести простые ценности, доступные обычным людям – любовь, семья, дети.

Главная героиня пьесы – своего рода собирательный образ деловой леди, преуспевающей бизнесвумен Жанны Георгиевны, облачённой, казалось бы, в непробиваемые доспехи власти и материального благоденствия, которых она добивалась с упорством танка. Самодостаточная, властная, она способна вершить судьбы не только своих подчинённых, которых в свои путы затянула её торговая сеть под брендом «Жанна», но и крутить жизнью других окружающих её людей. И в то же время она – реальный человек со своими личными проблемами, несчастьями и страданиями, проживающий в обстоятельствах, когда людям приходится платить слишком большую цену за успех. И потому пьеса заставляет задуматься не только о вечных проблемах взаимоотношений между мужчиной и женщиной, но и пристальнее вглядеться в окружающую нас социальную действительность.

«Да, это моё!»

Спектакль «Жанна» на сцене Новокузнецкого драматического театра поставил московский режиссёр Юрий Печенежский, который уже был знаком новокузнецкому зрителю по спектаклям «Матрёнин двор» и «Ганди молчал по субботам». Накануне премьеры в интервью, которое было проведено в рамках проекта «Терраса», он признавался: «Для меня эта пьеса будет актуальна до тех пор, пока люди будут узнавать в этих персонажах себя, будут сидеть на диване и ничего не делать с этим. Спектакль про женщину, на судьбу которой повлияла социальная в начале 1990-х годов обстановка в стране, про выжженного человека. Она уже не может не совершать поступки, разрушающие другие судьбы».

Отметил Юрий Печенежский и такой факт: «Если говорить о самой пьесе, то «Ганди молчал по субботам», например, предложил театру я, а «Жанну» мне предложили актёры новокузнецкой Драмы. Я согласился, потому что мне была известна эта пьеса. Не могу сказать, что я всегда хотел её поставить, но, вспомнив события пьесы, я понял, что, да, это мой спектакль!»

Режиссёр, к слову, имел уже немалый опыт в создании театральных постановок. Выпускник курса Леонида Хейфеца, магистратуры в ГИТИСе, он ставил спектакли в Великолукском драматическом театре, Омском ТЮЗе, Псковском драмтеатре.

По словам Печенежского, ставя спектакль на новокузнецкой сцене, они с художником Алексеем Лобановым решили уйти от бытовых деталей, потому декорация спектакля очень условна. Перед зрителем не скрытый за кулисами предстаёт длинный ряд респектабельных из мягкой кожи кресел, который намекает на материальное благополучие владелицы квартиры. Этот бесконечный в первом акте, образно говоря, диван – главное место действия: на нём разыгрываются эпизоды жизни героев.

То и дело передвигаясь по одной линии, кресла могут символизировать и своего рода пассажирский состав, который неумолимо несётся к жизненной катастрофе одного, вернее, двух людей. По крайней мере, за крахом бывшего любимого Жанны (заслуженная артистка РФ Елена Амосова) Андрея (артист Александр Коробов) последовала, пусть и моральная, но всё-таки катастрофа преуспевающей в бизнесе хозяйки дома, под именем которой за диванным составом красуется билборд с названием сети магазинов фирмы «Жанна».

Такого зрителя невозможно шокировать

Во втором акте сценическое пространство заставлено огромными деревянными коробками. Из этого нагромождения постоянно что-то выкидывается, создавая эффект отсутствия домашнего комфорта, уюта, семейной стабильности, состояния намечающегося переезда. Крушения. Одна из коробок даже была приспособлена под ванну, доверху заполненную водой (место действия уже переместилось в квартиру Жанны). В этой ванне хозяйка дома, досточтимая бизнесвумен в возрасте, с головой искупала своего бывшего, но по-прежнему любимого молодого красавца Андрея, недолгую любовь которого когда-то купила так же, как покупала свой антураж благосостояния: веер брызг так и разлетался во все стороны, достигая даже зрителей в первом ряду (бывший любимый пришёл к ней униженно просить в долг деньги).

«Новокузнецкого зрителя практически невозможно чем-то шокировать! Он привык к разного рода экспериментам. В Новокузнецке очень сильная труппа: артисты умеют существовать этюдно и в представлении. И мне было довольно легко с ними работать. Хотя это и настораживает – не люблю, когда всё просто!» – признавался Юрий Печенежский.

И начинается спектакль, наполненный игрой актёров, эмоциональной, глубокой, с чётко обрисованными образами, с того, что главная героиня узнаёт, что её, такую упакованную с ног до головы всеми благами материального мира, бросает молодой любовник Андрей: «Жанна, я уже год тайно от тебя встречаюсь с другой девушкой. Через несколько месяцев ей рожать. Я устал врать. Я ухожу. Прости, не могу так больше». Лишившаяся дара речи Жанна тут же отдаёт распоряжение: «Андрей Иванский у нас в компании больше не работает. Никаких двух недель! Никаких отпускных и выплат! Ищите лазейки в трудовом кодексе. Увольняйте по 81-й, пятому пункту. Приплюсовать ещё все прогулы!»

И понеслось! Превратившаяся в мегеру одинокая немолодая начальница (таких, как констатировал один зритель, в наше время много!») перекрывает Андрею кислород в трудоустройстве, у него нет возможности содержать свою молодую семью. У пары влюблённых начинается финансовый кризис, а за ним наступают истерики 19-летней студентки Кати (артистка Полина Зуева), которой скоро рожать. К тому же, неопытную в финансовых делах пару мошенники лишают снятой на накопления Андрея квартиры, и они остаются без денег и крыши над головой с новорожденным сыном на руках.

И месть её была страшной

А Жанна в это время пускается во все тяжкие. Пытается завести очередного любовника – женатого Виталия (артист Андрей Ковзель), который «не любит свою жену-наседку», но обожает свою маленькую дочку, о которой, умиляясь, постоянно говорит бездетной Жанне. Затем на банкет, устроенной в честь смены своего зама, Жанна заказывает стриптизёров, ухитряется разрушить жизнь своей собравшейся замуж сотрудницы (отсылает жениху непристойного вида снимки его невесты с этого фуршета).

Оскорблённая в своих чувствах немолодая глава фирмы в своей ярости после ухода любимого, которого она считала почти своим мужем, но «тот предпочёл ей какую-то нищую студентку», готова мстить всему миру! Спектакль завершается тем, что Жанна готова отнять у Андрея и Кати, этой бездомной молодой пары, которую она на время приютила, новорожденного малыша.

Отчего она стала такой озлоблённой, с выжженной душой и циничным отношением к чужим судьбам, разъясняют монологи Жанны, которые невозможно слушать без душевного надрыва. Безотцовщина в детстве, равнодушие окружающих, а уж тем более матери... Чтобы выжить, в 13-летнем возрасте девочке пришлось устроиться санитаркой в больницу, мыть «утки» из-под больных. Затем организация своего дела в молодости, в 1990-е годы, предавшая её первая любовь, потеря ребёнка… Кто-то после такого пройденного пути остаётся человеком, а кто-то надрывается. Жанна надорвалась. Как написала в отзыве одна зрительница, это история «раненой детской души, запертой во взрослом теле женщины. История предательства и мести, мести женщины, которая от боли и обиды крушит всё и всех на своём пути».

Недаром на огромном белом экране, заменившем билборд, распахнутыми глазами в зрительный зал вглядывается видеоизображение маленькой девочки – Жанны в детстве. После принятого Жанной решения подло отнять у молодых ребёнка, девочка разворачивается к нам спиной и уходит… Уходит из жизни Жанны. Теперь уже навсегда.


Просмотров статьи: 193