Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Калибр 155-й

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Около ста недель продолжается специальная военная операция. Хотя бойцы СВО считают, что жизнь в зоне соприкосновения проистекает по своим временным законам – она может длиться считанные доли минуты. Именно такое ощущение не единожды посещало и рядового Андрея Савельева – новокузнечанина, награждённого медалью «За отвагу». После окончания контракта и для лечения контузии, полученной во время боевых действий, он возвратился в родной Новокузнецк.

У 47-летнего Андрея Владимировича здесь семья, двое детей, есть внучка. В прошлом выпускник географического факультета Новокузнецкого педагогического института, сменив несколько специальностей, в ноябре 2022 года добровольцем заключил контракт (армейская выучка у Андрея, выросшего в семье военных, имелась) и ушёл в зону СВО, в подразделение «Барс».

Военные действия, в которых ему пришлось участвовать проходили на Луганском и Херсонском направлениях.

Во время интервью с Андреем неожиданно выяснилась такая деталь: он участвовал в разминировании знаменитых пляжей Скадовска – курортного городка близ Херсона, в котором прошла моя школьная юность. Он, как когда-то и я, ходил по красивейшей набережной этого городка на берегу черноморского пролива под названием Джарылгачский. Многолюдной когда-то набережной – в летние жаркие дни количество населения за счёт приезжающих отдыхать курортников увеличивалось в десять раз. На набережной с фонтанчиками и многочисленными кафе и ресторанчиками после ухода из Скадовска националистов открытой осталась только одна небольшая «едальня», в которой и столовались наши военные. По описанию столовой узнала то самое наше заветное кафе, в котором мы, девчата-одноклассницы, встречаясь после школы и болтая про жизнь, покупали вкуснющие, большие, как лапти, сочные чебуреки.

Покидая город, укронацисты оставили после себя скадовчанам «подарочки» – заминированные огороды, красивейшие, в цветущих маках поля, на которые нельзя ступить (взлетишь на воздух), и, конечно же, усеянные минами роскошные знаменитые пляжи с белым песком.

«Морские волны во время приливов смешали всё, перемыли и перепутали, плотно и глубоко вбили эти мины в песок. И теперь их тяжело, да и долго ещё будет непросто выискивать в песке и разминировать. И потому ещё и предстоящим летом мало кто рискнёт поплавать в море и поваляться под солнцем на этих пляжах», – рассказывает Андрей.

Новокузнечанину в Скадовске пришлось ещё и свою военную, переделанную из «Нивы» машину приводить в порядок – взорвалась по дороге в город на мине-лепестке (среди дорожных ухабов и в дорожной пыли такие очень непросто разглядеть). Однажды пришлось обезвреживать даже туалет какой-то бдительной бабули, которая пришла к нашим сапёрам за помощью: «Ребятки, у меня в нём какие-то проводки торчат, посмотрите, шо цэ такэ?» Оказалось, хитро установленная мина, которую с трудом, но удалось обезвредить.

Скадовчане до сих пор живут под страхом от прилетающих с правого берега Днепра, из Херсона «хаммерсов», отмечает Андрей Савельев, боец с позывным «Варяг» («Врагу не сдаётся наш грозный «Варяг» – отсюда и взят позывной, хотя первоначально хотел называться «Скифом», но такой позывной в отряде уже был). Разминировал Андрей и усеянные минами пляжи Мариуполя на берегах Азовского моря. Делали безопасный проход к морю для детей-сирот из Мариупольского дома-интерната.

Андрею пришлось вместе со своими однополчанами спасать и жителей сёл, помогая выбраться с подтопленных территорий после взрыва нацистами Каховского водохранилища. Многие селяне, спасаясь от взрывов и падающих снарядов, жили в подвалах своих домов. Там вместе с домашними животными и погибали от неожиданно нахлынувших вод взорванного водохранилища.

Однажды в заповеднике Алёшкинские пески той же Херсонской области обеспечивали заправку для машин «Барса». Но начался интенсивный обстрел, во время которого Андрей заметил нависший над их головами дрон, который и наводил на них вражескую артиллерию. Андрей быстро сорвал со своей машины маскировку и рванул в другую сторону, чтобы увести за собой опасный «летак» в другой квадрат. Там же заметил и быстро занёс в свой блокнот месторасположение стреляющего в них орудия («Недаром географической науке в вузе обучался!»). Тут же быстро возвратился в своё подразделение, принял на себя командование, приказав укрыться всем в блиндажах. Указал артиллерийской разведке место, откуда вёлся огонь, и наша арта по его данным вмиг ликвидировала вражеское орудие. «Андрей, да ты, отвлекая вражеский дрон, принял огонь на себя!» – заметила я. «Да прям, уж слишком пафосно звучит», – категорически не соглашается он.

Командование высоко оценило бесстрашный поступок бойца Савельева. Именно за этот бой с дроном с вызовом огня на себя он и награждён медалью «За отвагу». В этом противостоянии с вражеским летающим «боевиком», сбросившим на него снаряд, он получил контузию, от которой придётся сейчас лечиться. Но даже контуженный он оставался в строю. Именно после этого случая у Андрея с позывным «Варяг» родилось новое стихотворение под названием «Калибр 155» (именно таким палил в него дрон): «Жужжанье, свист и неподдельный трепет, Не от испуга, нет, от безысходности судьбы. А он летит, ломает и калечит. И не уйти с пути посланника войны. Ты можешь злиться, что ответ не за тобой, И ждать ещё снаряд из ниоткуда. Ты просто человек, а не герой. Хотя герои тоже верят в чудо. И вот он, твой, ты понял по волне. Ещё, летя, он время сдал и нервы. И свою слабость понял ты вдвойне, И в этом поединке ты не первый. Земля летит, деревья, как былинки, Рванулись к небу, грохота страшась. И вдруг затихло, только звон в затылке, И пепел тихо падает, кружась. Не верю ни фортуне, ни удаче, Они всегда играли не со мной. Но кто-то с крыльями всегда в толпе маячил, И возвращал меня заблудшего домой. Почувствовав крылатый подзатыльник, Я всё успел: собрать, спасти, укрыть, Но чувствую себя невеждою бессильным, Что вновь Его не смог благодарить».

Военного опыта и разного рода случаев в боевой практике бойца с позывным «Варяг» столько, что можно уже книгу писать. Но поэзия ему ближе. Поэтические строки приходят к Андрею давно. «Сам не знаю как, откуда и когда это началось. Да у нас там, в подразделении, после боевых действий многие стихи пишут», – признаётся он. Свою рождённую войной и боями поэзию «Варяг» размещает в Интернете на «Стихи.ру» под псевдонимом Демид Новиков.

То, что экстремальная военная ситуация меняет людей, Андрей понял сразу же, в первые дни войны. Бой, падающие снаряды быстро приводят в чувство, заставляют примерить на себя реальность происходящего. Андрею приходилось ходить и под пули в гражданской одежде, делая вид беспечно прогуливающего человека с собакой, выманивая из укрытия снайпера и сообщая о его местонахождении по рации, размещённой возле уха, нашим снайперам. В его военной биографии за время прохождения им СВО немало разных случаев, в том числе и мистических, после которых также рождаются стихи.

Ещё одно его стихотворение можно назвать своего рода гимном подразделения «Барс», в котором оказались добровольцы со всей страны. Оно так и называется – «Добровольцы»: «Сильной волей посеем добро, Чтоб взрасти череду поколений – Славных и верных сынов! Путь лишь один приведёт нас к Победе! Благ не имели, но есть что терять, Мы ведь всего лишь простые отцы. Наших поступков порой не понять, Имя на всех у нас Мы – добровольцы! Ласку оставив, тепло и уют, Бросили вызов гнетущим порокам. Кто совести верен, того не убьют. Послужим для всех бессмертным уроком! Знали, на что мы решились пойти, Во все времена было их сколько. Больше таких, как мы, не найти. Помните, люди, простых Добровольцев!»


Просмотров статьи: 238