Леонардо, как ты был прав!
В Новокузнецком художественном музее – настоящее событие для пытливых умов. В рамках межрегионального интерактивного выставочного проекта «Изобретения Леонардо да Винчи» (г. Москва) открылась выставка воссозданных по чертежам изобретённых Леонардо да Винчи конструкций.
Выставка долгое время разъезжала по стране и наконец добралась до нашего города, чтобы представить яркий пример гениальности «универсального человека», Ломоносова ХV века, как называют иногда этого итальянского художника, скульптора, архитектора, учёного (анатом, естествоиспытатель), изобретателя, писателя, музыканта, одного из крупнейших представителей эпохи Высокого Возрождения.
Экспонаты трогать разрешается!
Хотя нашим современникам Леонардо да Винчи в первую очередь был известен как художник, создатель картины «Мона Лиза» с загадочной улыбкой, сам он в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным.
Выставка создана для детей, но вызывает немалый интерес и у взрослых, которым представлена возможность узнать новые исторические факты и оценить масштаб личности великого изобретателя. В экспозиции представлено 30 экспонатов – от простейших устройств до сложных летательных аппаратов и машин, изготовленных из материалов, которые применялись в эпоху Леонардо да Винчи – дерево, металл, хлопок, верёвки. Механизмы и технические разработки жившего более пятисот лет назад титана эпохи Возрождения воссозданы по чертежам и записям из его кодексов.
«На выставке можно сравнить современный уровень научных знаний с представлениями ХV века о науке, истории, философии. Как учёный и изобретатель Леонардо да Винчи признавал единственным критерием истины опыт. Книжной учёности он противопоставлял естествознание, основанное на эксперименте. Большую часть своей научной биографии Леонардо посвятил инженерным разработкам как для военных, так и для мирных целей. Нет практически ни одной области знаний, в которой он не высказал бы смелые догадки. До наших дней дошло огромное культурное наследие гения в виде шести тысяч рукописей и картин», – отмечает научный сотрудник музея, куратор выставки Екатерина Тертых.
Чтобы представить воссозданные изобретения Леонардо, у российских мастеров ушло несколько лет. Надо было изучить и переработать эти чертежи знаменитого изобретателя. «И это позволило с восхитительной точностью воссоздать те машины, которые были изобретены титаном Возрождения», – подчёркивают сотрудники музея.
К слову, особенностью этой выставки стала её интерактивность. А это значит, что все действующие макеты можно внимательно рассматривать, к ним прикасаться, покрутить, на иных деревянных конструкциях (например, по мобильному мосту из брёвен) детворе, приходящей на экскурсию, можно даже полазить. Экспозиция из разряда тех, на которых можно устанавливать табличку «Экспонаты трогать не запрещается». Кроме того, все макеты сопровождаются пояснительными текстами, стендами с подборкой научных материалов, осмотр экспозиции сопровождается рассказом экскурсовода.
Изобрести велосипед
В своей мастерской гениальный итальянец создавал прототипы танков, летательных аппаратов, катапульт, мобильного моста, пулемёта и даже робота. Свои чертежи Леонардо да Винчи шифровал (писал справа налево, зеркально, использовал понятные только ему сокращения, и они были опубликованы лишь в ХIХ веке). При жизни великого инженера многие его изобретения оставались неизвестными. Источником знаний о них нашими современниками послужил так называемый «Атлантический кодекс», в который Леонардо записывал свои мысли, идеи (он хранится в Амброзианской библиотеке).
Прошло не одно тысячелетие после изобретения колеса, когда люди додумались соединить их для более быстрого передвижения. Считается, что именно да Винчи придумал идею велосипеда, который он называл деревянным конём (по крайней мере, рисунок, похожий на современный велосипед, был найден в Атлантическом кодексе). Этот экспонат в Новокузнецком художественном музее стоит в центре зала. На нём можно посидеть, покрутить колёса, сфотографироваться, поскольку сотрудники музея определили его как фотозону для посетителей. До наших дней ведутся споры о подлинности и авторстве наброска этой деревянной конструкции на колёсах, недостаток которой один: велосипед мог ехать, не поворачивая, только по прямой.
Существует мнение, что создал велосипед один из молодых учеников мастера, который скопировал оригинальную идею. Думают также, что это подделка, созданная уже в ХХ веке, поскольку чертежи самого Леонардо отличают типичные, ярко выраженные линии, видимые на обратной стороне листа. А чертёж «деревянного коня» выполнен графитом, который был изобретён лишь десятилетия спустя после смерти да Винчи.
И тем не менее фраза «изобрёл велосипед» в полной мере, без какого-либо иронического оттенка применима к великому итальянцу, первому изобретателю этого транспортного средства. Велосипед, сконструированный знаменитым инженером эпохи Возрождения, по концепции почти ничем не отличается от современных моделей. Более того, в отличие от первых образцов, созданных столетия спустя, он был гораздо ближе к тем, которые используются сейчас – колёса равного размера, цепной привод, ряд иных элементов, предвосхитивших конструкцию современного велосипеда. Впору воскликнуть: «Леонардо, как ты был прав!»
Как птица для полёта
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. Известно, что в Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей, наблюдения о которых были отражены в «Кодексе о полёте птиц». Кроме наблюдений он проводил и опыты, почти все из которых, правда, были неудачными. Он очень хотел построить летательный аппарат, повторял: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать – и крылья будут!»
Биографы Леонардо пишут, что он поначалу разрабатывал возможность полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек должен быть прикреплён. Отважившийся на полёт должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им. Это сам аппарат, собственной силой, должен приводить себя в движение. Так в сущности и родилась идея аэроплана.
Кроме того, Леонардо разработал идею безопасного и плавного спуска с большой высоты, что отразилось в эскизе первого парашюта. Леонардо разработал концепцию, точно рассчитал грузоподъёмность купола, площадь которого составляла 60 квадратных метров (почти в полной мере соответствует параметрам современных парашютов). Отличие одно: парашют Леонардо имел не округлую форму, а пирамидальную. Своё устройство (палатку размером шесть на шесть метров), с помощью которого можно безопасно спуститься с высоты, Леонардо описал в работе «О летании и движении тел в воздухе». В ней он утверждал, что с этим аппаратом «человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя».
В 2008 году швейцарец Оливье Тепп прыгнул с парашютом, разработанном по схеме да Винчи. Приземление прошло удачно, но парашютист заявил, что такой летательный аппарат практически неуправляем.
Изобрёл Леонардо и воздушный винт, модель которого также представлена на выставке в Новокузнецком художественном музее. Да Винчи предполагал, что при быстром вращении винт сможет поднять конструкцию в воздух. Однако на практике собрать такое летательное средство Леонардо не удалось из-за отсутствия в то время лёгких материалов (модели орнитоптера и дельтаплана, созданные да Винчи, в 1795 году были изъяты Наполеоном и хранятся в Париже).
По следам гения
На выставке «Изобретения Леонардо да Винчи» можно увидеть устройство для поднятия столбов, благодаря которому один человек мог поднять на определённую высоту груз весом в полторы тонны. Лестницу для штурма крепостных стен, для взятия городов. Мобильный арочный мост, сделанный без единого гвоздя, названный Леонардо кратко «Надёжность». Впоследствии эту идею итальянца позаимствовал Кутузов при переходе реки. Материалом для строительства моста послужили брёвна стоящей на берегу разобранной избы.
Есть прототип танка – бронированной машины, вооружённой со всех сторон пушками, способными перемещаться во всех направлениях. Среди экспонатов Леонардо – механический барабан для психических атак. Он создавал такой шум, при котором казалось, что на противника надвигается войско не в тысячу человек, а в целых десять тысяч. Макет лодки с двойным бортом и с винтом для движения. В настоящее время схожий принцип используется на катамаранах, в современных бензовозах, цистернах, которые имеют два отсека для обеспечения пожарной безопасности. Изобретённый им шарикоподшипник Леонардо планировал использовать для строительства вращающейся сцены при королевском дворе в Милане, на которой хотел показать одну из театральных постановок.
Немало на выставке самодвижущих конструкций-тележек – прадедушек современного автомобиля, одна из которых напоминает самоходного робота.
По поводу прототипа робота – особая речь, хотя он пока и не представлен в экспозиции. Чертежи человекоподобного рыцаря с механизмом внутри были найдены только в середине ХХ века. Механизм основывается на изучении Леонардо анатомии, а германо-итальянская рыцарская броня должна была имитировать человека: ходить, садиться, двигать руками.
О многом в биографии итальянского гения история ещё умалчивает. Но известно, что при жизни мастера почти ни одно из его многочисленных изобретений так и не было реализовано. Однако их ценность, как техническая, так и сугубо историческая, как утверждают биографы Леонардо, от этого никак не стала ниже. «Не исключено, что инженеры последующих веков, которым приписывается создание тех или иных изобретений, могли быть знакомы с идеями Леонардо да Винчи и воспользоваться ими как основой для своих разработок», – говорится в одном из исследований жизненного пути титана эпохи Возрождения. Скорее всего, так и произошло.
Выставка продлится до 25 февраля.
Просмотров статьи: 393