Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Человек, который живёт не по правилам

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: сайт Петра Дранги

После концерта этого музыканта даже молодые зрители, которым такой инструмент, как аккордеон кажется не очень-то современным, с восторгом отзываются об услышанном: «Это нереально круто!»

На сцене Новокузнецкого драмтеатра в очередной раз «хозяйничал» аккордеонист-виртуоз Пётр Дранга, представивший программу «Музыка народов мира». Музыкант, о котором как у слушателей, так и у профессионалов сложилось вполне справедливое мнение: на его выступлениях невозможно заскучать. О Петре Дранга говорят, что он именно тот человек, который сломал все стереотипы об аккордеоне как об «обязательном аспекте семейных застолий» и перенёс его на большую сцену в качестве главного инструмента, порой единственного.

 «Фрида». И не только

В программе «Музыка народов мира» прозвучали как новые произведения, так и хорошо знакомые. Начиная концерт, музыкант заметил, что рад аншлагу – и это в такой аномальный мороз! «И часто у вас такое случается?» – с любопытством спросил он у зала. Одни зрители разноголосьем откликнулись: «Часто!» Другие тут же усовестили: «Да что вы говорите! Давно такого мороза не было!» Противоборствующие стороны Дранга примерил одной лишь фразой, а следом и феерической композицией: «Ничего, сейчас вы согреетесь!»

Пётр Дранга не в первый раз приезжает в наш город. Однажды в роли не только музыканта, но и певца он выступал во Дворце культуры «Алюминщик». Как-то приезжал с мощным спектаклем-концертом «Фрида» (речь идёт об известной мексиканской художнице Фриде Кало, подруге Льва Троцкого, убитого в своём доме под Мехико в августе 1940 года), на который с трудом можно было попасть. Музыкант Пётр Дранга выступал соавтором спектакля. Роль художницы исполняла актриса Дарья Мороз.

Этот спектакль о людях, о сильных женщинах, их желании и умении жить и принимать верные решения в критических ситуациях.

Актриса на сцене одна, но это не моноспектакль, музыка в исполнении Петра Дранга – тоже часть действа. «Это честная работа, я ничего там не изображаю, я там работаю собой. А это для артиста большое счастье, тем более для меня, человека, который сыграл много чего, это счастье вдвойне», – признавалась Дарья Мороз.

В некоторых городах, куда аккордеонист с Дарьей Мороз привозили этот спектакль-концерт, попасть на постановку было невозможно. «Тот самый случай, когда люди пересказывали друг другу увиденное»,– отмечали рецензенты.

Об этом спектакле, а также о других, поставленных им в соавторстве с известными актёрами, в частности, о создании детского спектакля «Сказки Акстер», Пётр Дранга рассказал со сцены. «Сказки Акстер» – это способ объяснить детям, что хорошо, что плохо под соусом академического искусства. Для меня свобода – это творческий поиск!» – как-то признался музыкант.

Из семьи музыкантов

Между потрясающим в полном смысле слова исполнением музыкальных произведений народов мира Пётр Дранга немало времени уделял общению со зрителями. Рассказал о своём детстве: «Вы же хотите знать, как я стал музыкантом?»

Вырос в московской музыкальной семье. Родители Петра – аккордеонисты. Отец Юрий Дранга – профессор Гнесинской музыкальной академии, народный артист России, лауреат Всесоюзного и международных конкурсов, по национальности грек. Мать Елена Кирилловна – бывшая ученица Юрия Петровича, две старших сестры Петра – пианистки, всё своё детство провели за фортепиано. И потому вопрос выбора профессии перед младшим сыном не стоял. В четыре года, ещё не умея играть ни на одном инструменте, он уже пел инвенции Баха. С шести лет маленький музыкант на сцене. В 12 лет становится лауреатом столичного конкурса аккордеонистов. Юное дарование отправляют на аналогичный конкурс в Италию, и там он побеждает.

В подростковом возрасте он виртуозно исполнял не только классику, но и арт-рок, грандж и даже панк-рок. Легко создавал аранжировки на классическую музыку, привлекая в мир не модной в молодёжной среде классики таких же тинейджеров, как и он сам. В 2000-х Пётр Дранга выступает уже со своей сольной программой. В 2008-м появляется его дебютный альбом «23». На диске – зажигательные латина, танго, рок и французский шансон, которые прозвучали и на концерте в Новокузнецкой драме.

Осенью 2009 года Пётр Дранга даёт свой первый сольный концерт в главном концертном зале страны – ГЦКЗ «Россия», представив на суд музыкально образованной публики увлекательный театральный перформанс: микс рока и этно-музыки. В качестве приглашённых теперь уже у известного аккордеониста-виртуоза выступили Надежда Бабкина, Иосиф Кобзон, Николай Басков, Валерия и другие (на сцене Новокузнецкой драмы он играл на уникальном карбоновом аккордеоне, который подарили ему состоятельные поклонники, и между прочим, Дранга, имеющий несколько аккордеонов, может с лёгкостью подарить один из них какому-нибудь одарённому музыканту).

Как отмечает маэстро, поначалу его появление на эстраде вызвало шквал критики со стороны коллег и преподавателей, ведь Пётр закончил академический курс Гнесинки! «И только по-настоящему смелый человек мог пойти вразрез с устоявшимися правилами. А ещё вера в свою правоту, большая любовь к творчеству. Это история отважного человека, который не боится брать новые высоты», – так поддерживали своего любимца его поклонники.

Сам же музыкант даже от такой критики был на кураже, приговаривая, что «весь этот адреналин, разгоняющий кислоту по мышцам, все эти постоянные перелёты, съёмки – тоже составляющие его успеха». «Стрессы меня только мотивируют!» – говорит он. Мотивируют потому, что Пётр Дранга считает себя бунтарём, относит к людям беспокойным, которые живут не по правилам, и потому вопреки самым разным мнениям, в том числе своих преподавателей из Гнесинки, решил не оставаться с аккордеоном в академической сфере, а создать что-то новое, «по-другому посмотреть на музыку».

Мастер-класс на сцене

В отличие от других музыкантов-гастролёров Пётр Дранга даже устроил на сцене мастер-класс, пригласив выйти из зала и встать рядом с ним детей, пришедших на его концерт вместе с родителями! Радостной детворы, пожелавшей встать рядом с маэстро, тотчас набежало. Самых смелых он попросил что-нибудь сыграть. Конечно же, играли в меру своих способностей, и потом, как настоящие артисты, кланялись под гром аплодисментов. А один из довольно взросленьких даже попытался сам преподнести знаменитости мастер-класс.

После такого музыкального экспромта, обращаясь к детворе и родителям, Пётр Дранга прочёл маленькую лекцию, а вернее, выношенную им за долгие годы, основанную на собственном опыте исповедь, которая не однажды звучала из его уст, ведь он сам много занимался детской психологией и убеждён, что мы остаёмся детьми до самого глубокого возраста.

Исповедь была о том, что детям лучше идти за своими увлечениями до тех пор, пока сами не решат, чем хотят заниматься в этой жизни. Но на первом месте должны стоять языки и математика, это даст им умение мыслить как аналитически и логически, так и креативно. А задача родителей – дать ребёнку возможность полёта.

«Дайте ребёнку мыслить творчески, не надоедайте! Дайте обнимать деревья, когда он этого хочет, писать, сочинять какие-то глупости. Родителям в этот момент не стоит смотреть на него с осуждением. Когда нам в детстве что-то говорят, эти слова очень сильно запоминаются, становясь чем-то вроде манифеста. Я не помню конкретных фраз, которые говорили мне мои родители, но многие сказанные ими вещи навсегда остались в моей голове. Это как закон, который даёт тебе возможность направить себя в той или иной ситуации по-другому», – проповедует со сцены в перерыве между игрой музыкант.

Но главное что привили Петру его родители – трудолюбие и упорство в достижении цели, а значит, ко всему, что ты делаешь относиться профессионально. «Заниматься музыкой профессионально круто! Чайковский учил, что если у тебя нет вдохновения, его надо вызвать всякими способами, писать хотя бы по странице в день. Это важно, потому что ты не можешь рассчитывать только на вдохновение», – считает маэстро.

Упомянул Пётр Дранга на своём выступлении и о Фонде развития культуры и современного искусства «Территория», который призван выстраивать прочные, многогранные культурные связи во всех областях искусства с регионами нашей страны. Этот фонд с лёгкой руки Президентского фонда культурных инициатив представляет детский фестиваль современного искусства «Территория. Kids» (куратор и идейный вдохновитель – заслуженная артистка РФ Юлия Пересильд), в котором принимает участие и Пётр Дранга. В масштабной и разнообразной программе фестиваля – показы российских спектаклей, мастер-классы, обширная детская и профессиональная программы, творческие встречи и лаборатории для детей, подростков и студентов со всей России, а также выставочно-образовательный проект Московского музея современного искусства. Все события объединены одной идеей: с детьми можно разговаривать на серьёзные темы языком современного искусства.

Мастер-класс Пётр Дранга устроил и родителям. Дирижируя со сцены и спускаясь в зал, он в сопровождении своего универсального карбонового аккордеона легко и также виртуозно заставил зрителей хором петь известные с юности душевные песни. Вот тут-то аккордеон виртуоза и показал себя настоящим застольным инструментом!


Просмотров статьи: 235