Новокузнецкое городское телерадиообъединение

В союзе с Музой

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Каждый преподаватель каждого музыкального учебного учреждения нашего города, разбуди его хоть ночью, не моргнув, заявит: «Мастер-классы для юных музыкантов, которые дают приезжающие в город профессионалы-знаменитости – это большое счастье. Но это счастье бывает настолько редким!»

Вот потому-то понятны тот восторг и волнение, с которыми преподаватели и ученики встречали московских музыкантов – «Российский квартет саксофонистов», который приехал в Детскую школу искусств №55 в Новоильинском районе, чтобы дать начинающим музыкантам мастер-класс и пригласить всех на свой вечерний концерт. Он в тот же день состоялся на сцене Дворца культуры «Алюминщик».

Семейство саксофонов

Четыре ярких, виртуозных музыканта, которым подвластны абсолютно все стили, жанры и направления, сначала представили в качестве визитной карточки собравшимся ученикам и преподавателям из музыкальных школ города, а также Кузбасской академии джаза небольшой концерт. Квартет называют оригинальным потому, что он использует в своих выступлениях редкий состав инструментов с захватывающей красотой звучания. В исполнении Владимира Кознова звучит саксофон-сопрано, Геннадия Полуяктова – альт, Станислава Пялова – тенор, Ильи Богомола – баритон (по словам рецензентов, эти музыканты демонстрируют свои поистине безграничные исполнительские возможности и красочную тембровую палитру целого семейства саксофонов).

Затем все четверо приступили к уроку, разбору особенностей игры на саксофоне, Международный день которого отмечался в мире накануне.

Юные музыканты, а таковых было немало, в том числе и девочки, многие из которых выбрали саксофон, «потому что он красивый», подготовили для встречи небольшие пьесы. На каждого ученика, демонстрирующего своё умение владеть этим инструментом, на «разбор полётов» отводилось десять минут.

«Лично я выбрал саксофон, потому что очень люблю джазовую музыку. Из-за саксофона она всегда звучит плавно и мелодично. Я ещё в детстве в мультиках заметил этот эффект. И эта музыка из-за этого инструмента всегда узнаваема. Я слушал эту музыку и постоянно напевал эти мелодии. Родители заметили моё увлечение и предложили пойти учиться в музыкальную школу. И сегодня я учусь игре на саксофоне уже пятый год», – признаётся 11-летний Саша Чернов.

Девочек пленяет красота

Мы обратили внимание на то, что среди юных саксофонистов, пришедших на мастер-класс знаменитостей, было немало девочек.

«Поверьте, нет разницы в том, кто лучше (девочки или мальчики) умеет играть на саксофоне. Всё зависит от способностей и таланта начинающего музыканта. Кто-то приходит учиться, потому что ему нравится внешний вид инструмента – красивый, блестящий. Кому-то нравится его звучание. Многие приходят, думая, что достаточно повесить дудку на шею, и всё будет в полном порядке. А для овладения мастерством игры на саксофоне требуются дисциплина и жёсткость требований к самому себе», – отмечает Елена Волобуева, преподаватель ДШИ №55.

По словам Елены Викторовны, есть действительно талантливые ребята. Один из выпускников этой Детской школы искусств Вячеслав Дмитриев сегодня учится на четвёртом курсе Новосибирской консерватории им. Глинки. Ещё один выпускник Илья Кузенков – студент Красноярского института музыки. Две выпускницы, Ксения Хвостенко и Валерия Ульянова, поступили в музыкальный колледж. И вообще, юные саксофонисты школы выезжают на выступления в Кемерово, участвуют в праздничных юбилейных торжествах города, выходят на импровизированную сцену на Международном фестивале «КуZня ДжаZZ», который ежегодно проходит на территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость». «Но такие мастер-классы для нашей школы – такая редкость! Случаются они порой раз в три года», – говорит Елена Волобуева.

При этом следует отметить, что устраивает встречи для новокузнецких юных музыкантов со столичными профессионалами мирового уровня энтузиаст своего дела Николай Митяев, который и на этот раз привёз в ДШИ №55 «Российский квартет саксофонистов». И для такой встречи был немалый повод. Начиная с 2013 года квартет, единственный в своём роде ансамбль саксофонистов, имеющий постоянную гастрольную практику, активно ведёт сотрудничество с российскими и зарубежными музыкальными компаниями, широко пропагандируя игру на саксофоне в регионах России. В рамках обширной программы эти музыканты-духовики, о которых говорят, что они постоянно пребывают в союзе с Музой (настолько выразительны их выступления), проводят многочисленные мастер-классы, творческие встречи и семинары.

«И это очень важно. Ведь музыкальное обучение основано на знакомстве с образцами мировой музыки, живом звучании и сценическом воплощении», – считают специалисты. И саксофон, который называют «инструментом с одинарной тростью», один из самых молодых в мире музыкального искусства, изобретённый менее 200 лет назад Адольфом Саксом, должен, говорят музыканты, повсеместно звучать на российских просторах.

«Метроном должен звучать в голове!»

Первой на суд мировых знаменитостей на мастер-классе в ДШИ №55 предстала одна из учениц музыкальной школы №40. Играла (скорее всего, от волнения) девочка с некоторой грустинкой, отчего очень удивила музыкантов. «Это ты так играла юмореску? Почему же такая грустная игра? Ты с каким настроением занимаешься? Неужели с такой же неизбывной грустью… А сейчас займёмся технической стороной дела. Возьми за правило после каждой игры прочищать мундштук инструмента. Налепки разного рода на нём надо убрать. Чистый мундштук – это 70% нашего профессионализма. А от налепок страдают наши вибрации. Саксофон, конечно, красивый, медный, но он ещё и духовой инструмент. И потому, когда играете, вы должны ещё и о звуке думать», – проводили разбор игры приезжие музыканты.

Похвалили преподаватели мастерства следующую выступающую – Алёну Влизкову, первокурсницу Кузбасской академии джаза, которая отличилась тем, что при игре внушительно отбивала ногой темп музыкального произведения. «Умничка, отлично дуешь! Обращаешь внимание на качественные аксессуары. Но вот «тросточка» в инструменте должна соответствовать. Если она будет тяжёлой, объёмной, то создаст тяжесть для выдоха. Если лёгкой, то при игре не будет никакого сопротивления, и постепенно произойдёт регресс выдоха. А это при игре на духовом инструменте основа основ. И ещё: Алёна, ты ведь прежде всего артист! И потому этот твой метроном, этот ритм игры, который ты отбиваешь ногами, должна прежде всего поселить внутри своей головы. Именно там он должен звучать! От привычки отбивать ритм ногами очень трудно будет избавиться. И как это будет выглядеть потом на сцене?» – поучали известные саксофонисты.

Четверо из Гнесинки

Замечания в свой адрес получили и другие пришедшие на мастер-класс юные саксофонисты. «Урок мастеров был настолько интересен! Дети ушли в восторге от проведённого мастер-класса. Ценные и мудрые советы, тёплые слова, великолепное исполнение. Браво!» – поделилась после проведённого часа с мастерами игры на саксофоне преподаватель Елена Волобуева.

Вечером музыкантов и их многочисленных поклонников принимал Дворец культуры «Алюминщик». Исполнительское мастерство «Российского квартета саксофонистов» новокузнечанам уже известно. Они в рамках проекта «Великое искусство гнесинцев», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, фонда «Бельканто» и Ассоциации выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных во время концертного тура по Сибири в прошлом году побывали в Новокузнецке, оставив после себя яркое впечатление. Проект не завершён, он продолжается и направлен на популяризацию Гнесинской школы и педагогических идей её основателя – Елены Фабиановны Гнесиной, сыгравшей огромную роль в развитии музыкального образования, высочайший уровень которого признан во всём мире. Четыре выпускника этой академии и сами когда-то прошли стажировку и мастер-классы в Германии, которые дали для них французские музыканты-исполнители.

Концерт в новокузнецком ДК «Алюминщик» музыкантами-виртуозами был дан в юбилейный для своего квартета год – в год десятилетия со дня его образования. И по-прежнему это, как и каждое их выступление, увлекательное и незабываемое музыкальное путешествие по странам, в которых жили и писали известные композиторы-музыканты. От шедевров классики до страстного аргентинского танго, от барочных произведений Баха до музыки французских импрессионистов, от русских романтиков до лучших образцов джаза и эстрады и, конечно же, рока.

На концерте в качестве сюрприза для слушателей прозвучала «Богемская рапсодия» рок-группы Queen (одноимённый фильм вышел в 2018 году) c её выдающимся вокалистом Фредди Меркьюри, который бросил вызов стереотипам, победил условности, чтобы стать одним из самых любимых артистов на планете. Какую бурю аплодисментов и криков «браво» вызвало это выступление саксофонистов! Волна зрительского восторга пришлась и на исполнение завершающего концерт произведения – «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, написанного в 1942 году для последнего действия балета «Гаяне». Наиболее известного и узнаваемого произведения композитора, сочетающего в себе армянскую народную музыку с элементами джаза. Сам композитор называл «Танец с саблями» своим капризным ребёнком.

Квартет молодых, но уже известных мировых исполнителей вновь уехал. Но обещал вернуться, заверив, что такие встречи, а также мастер-классы с юными музыкантами в Новокузнецке станут для них музыкальной традицией.


Просмотров статьи: 229