Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Сны» тоже летают. И даже наяву

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Фестиваль «Золотая Маска», впервые приехавший в наш город, четыре дня радовал поклонников театрального искусства. И этот феерический праздник высокого театрального в полном смысле слова торжества, начался на сцене Новокузнецкой драмы со спектакля «Вариация тайны», поставленного по книге Эрика-Эмманюэля Шмитта легендарным режиссёром Камой Гинкасом. Продолжили тему, но только в другой тональности, спектаклем «Сон в летнюю ночь» актёры театра «Мастерская П.Н. Фоменко» (постановка режиссёра Ивана Поповски).

Эта театральная работа была отмечена «Золотой Маской» как лучший драматический спектакль в номинациях «Лучшая работа режиссёра», «Лучшая женская роль» (Ирина Горбачёва) в 2016 году.

Авторский театр Петра Наумовича Фоменко, опирающийся на классическую литературу, высокую поэзию и поэтику городского романса, называют явлением уникальным, настоящим театром-домом. Официально считается, что основан он был в июле 1993 года. Однако сами «фоменки», как называют его актёров, датой рождения театра  считают июль 1988 года, когда Пётр Фоменко набирал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссёрском факультет ГИТИСа. Выпускники 1993 года и составили основу молодого театра, главной концепцией которого стал принцип постоянного обучения и творческого поиска. Настоящий театр-дом показывал произведения отечественной классики в духе оттепели и тургеневского сентиментально-прозаичного настроения.

С тех пор через него прошло уже несколько поколений «фоменок». Спектакли «Мастерской» неоднократно становились лауреатами различных театральных премий, получали призы и награды на всевозможных международных театральных фестивалях.

«Шестидесятники по своей природе, в бандитские 90-е «фоменки» умудрились создать самый современный театр с репертуаром с виду совершенно не отличавшимся от того, что шло сто лет назад в Малом. В методе Фоменко переплелись принципы Станиславского с лёгкостью Вахтангова, а актёры играют по каким-то только им известным правилам и с таким ощущением, что только им известно, как читать стихи и ставить пьесы», – писали о них критики.

Отмечалось и то, что для режиссёрской манеры Фоменко характерны богатая фантазия и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов, его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются блестящими актёрскими ансамблями. Не избегали в театре и экспериментов в жанре трагического гротеска. А если Пётр Фоменко брался за постановку телевизионных спектаклей, то им свойственен был углубленный психологизм, точное следование авторской идее и стилю.

«Мы, артисты, все приучены им были к тому, что провал может быть полезен, а к успеху надо относиться скептически. Он учил нас каждый раз находить какой-то новый интерес», – отзывается о нём его ученик актёр Рустэм Юскаев. Ему вторит его коллега Сергей Женовач: «Пётр Наумович и раньше ставил потрясающие, изумительные спектакли, переворачивающие наше представление о театре. Он – некая стихия, некое явление природы, некая природная аномалия. В нём очень сильно лицедейское, непредсказуемое начало. Он удивительно парадоксально мыслит. Великий лицедей и провокатор, Фоменко любит взрывать ситуацию, непредсказуемо её разворачивать, и в этом он всегда живой, подвижный, интересный».

Актёры такого парадоксального, эмоционально взрывного, живого и подвижного театра приехали в наш город. В то, что он подвижный, «фоменки» заставили поверить зрителей с самого начала спектакля. В одну из дверей, в полуосвещённый зал входит персонаж шекспировской пьесы во всём белом и на высоких котурнах. В Древнем Риме обувь на котурнах (высокой платформе) использовали актёры, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами. В императорские времена подошва котурна была высотой в локоть (у греков – чуть более 46 см), так что котурны стали напоминать ходули (отсюда и выражение «становиться на котурны», то есть принимать напыщенный, величественный вид).

Величественно и напыщенно, под смех зрителей и возгласы «обалдеть!» предстал перед зрителями и первый персонаж «Сна в летнюю ночь». Котурны в спектакле вообще были настоящей находкой. Один из них актёры теряли и тогда могли стоять спокойно на другом. Котурн мог служить подпоркой для коленопреклонения. А женщины могли носить котурны в согнутых в локтях руках за верёвки, как хозяйственные сумки.

Напомним пьесу, написанную Вильямом Шекспиром в ХVI веке. Действие происходит в Афинах и состоит из нескольких сюжетных линий, вращающихся вокруг свадьбы Тесея и Ипполиты. Один из сюжетов завязан на конфликте между четырьмя влюблёнными из Афин. Другой развивается вокруг группы из шести актёров-любителей, афинских ремесленников, репетирующих пьесу, которую должны поставить перед свадьбой. За это подобострастное лицедейство каждый должен был получить от императорского двора шесть пенсов, а то и пожизненную, по выражению актёров, «шестипенсию».

Обе группы оказываются в лесу, населённом поющими феями, летающими под самым сценическим потолком, напоминая тем самым яркий цирковой номер под куполом цирка. В сумерках леса и лабиринте их любовных отношений с влюблёнными происходят чудесные метаморфозы. По вине лесного озорника-духа, напоминающего бестолкового ученика главного волшебника этих лесных сказочно-мифических угодий, конечно же, перепутавшего наставления своего учителя, завязывается любовная интрига. Волшебное зелье, залитое в глаза (у афинян и у других народов путаница происходит, когда его заливают в рот), заставляет их хаотически менять предметы любви.

Следуя сюжетному ходу пьесы, актёры театра под смех зрителей забавно бегали по залу, забирались на спинки зрительских кресел и даже на перила балконной ложи (правда, с извинениями). Не поделившие возлюбленную соперники изображали бой быков под испанскую корриду, а женщины – шипящих и мяукающих, изогнувших спины кошек. Естественно, с юморными и ироническими репликами, которых нет в оригинале, но которые так здорово, в современном прочтении ложатся на сюжет спектакля.

Комически, с элементами современного прочтения, играет пьесу о несчастной любви и вторая группа актёров-любителей, состоящая из афинских ремесленников. И в этом случае прочтение шекспировского произведения, ставшего одним из популярных, которое часто ставится на сценах мировых театров, проходит в современном стиле – в жанре актёрского капустника. В конце концов после всех интриг, ревности, выяснения любовных отношений всё кончается замечательно, с весёлой песней о наших снах, которые иногда могут стать чудесной явью. С актёрским дружным хороводом через зрительный зал.

Интересны декорации спектакля – настоящая симфония тканей. На них, свисающих с потолка, актёры в акробатической пластике Олега Глушкова зависают, как на лианах, качаются, как на качелях с ощущением, что они буквально парят над зрительным залом. Ткань служит и лесным пологом, и раздувшимся от ветра парусом для корабельных странствий в море любви.

Актёры в этом спектакле выполнили все наставления своего Учителя – Петра Наумовича Фоменко: быть парадоксальными и, проявляя своё лицедейское, непредсказуемое начало, взрывать ситуацию. И они, его ученики и последователи, взорвали и на этот раз – безудержными аплодисментами зрительного зала, который ещё долго не желал отпускать актёров со сцены, желая продолжения этого театрального праздника под названием «Золотая Маска».


Просмотров статьи: 228