«До чего ж чертовки хороши!»
Судя по гастролям и концертам приезжающих в наш город артистов, певцов, танцоров высокого столичного класса, нам следует давно избавиться от понятия «провинциальность». Едут к нам не только, как говорится, «зашибать деньгу». Едут потому, что чувствуют благодарность, душевную теплоту нашего сибирского зрителя. И спасибо тем гастролёрам, которые не забывают об этом говорить зачастую переполненному зрительному залу, поддерживая наш, новокузнецкий имидж любителей и поклонников искусств – гостеприимных, доброжелательных, понимающих зрителей.
Две скрипки и белая виолончель
Благодарность сразу же, в начале выступления прозвучала и от инструментального трио «Silenzium», что ежегодно приезжает в наш город из Новосибирска. «Мы тоже свои, сибирские!» – приветствуют они со сцены Дворца культуры «Алюминщик» публику. И зрители, и постоянные поклонники, и новички, с первых же звуков их струнных инструментов – две скрипки и белая виолончель – также приветствуют это женское трио оглушительными аплодисментами.
Следует отдать должное организатору таких концертов и театральных показов Николаю Митяеву, благодаря деятельности которого на эти концерты приходят, как на мастер-классы, новокузнецкие музыканты – преподаватели и ученики музыкальных школ, на спектакли – актёры и участники театральных кружков и объединений. Более того, есть надежда, что в рамках городского проекта «Кузнецкая Академия музыки» в скором будущем возобновятся встречи высокопрофессиональных музыкантов из других городов и стран с учащимися городских музыкальных учреждений. Они, как и раньше, в рамках «Кузнецкой Академии музыки» будут давать нашим юным талантам уроки мастерства по исполнению и классических произведений, и рок-хитов, и сочинений современных авторов.
Группа «Silenzium» создана в 2004 году бывшими студентками Новосибирской консерватории. Идейной вдохновительницей и художественным руководителем стала Наталья Григорьева, виолончелистка, на тот момент являвшаяся артисткой Камерного оркестра Новосибирской филармонии. В одном интервью Наталья признаётся, что проработала в оркестре восемь лет и вскоре поняла, что не сможет до пенсии играть одни и те же пьесы: «Надо было не выражать какие-либо нотки недовольства, а смотреть овечьим, подобострастным взглядом в глаза дирижёру. Вне зависимости от его компетенции. Внутренняя агония безысходности кричала мне, что надо что-то делать. И я решилась на протест. Ушла из оркестра».
Уходит и организует группу, став для неё аранжировщиком и композитором. Для этого Наташе Григорьевой пришлось срочно осваивать искусство аранжировки. Учиться, как говорят музыканты, «снимать на слух» рок и перекладывать на струнный квартет. Кроме неё в настоящее время в трио две скрипачки – Мила Ройсс и Елизавета Бабурова. Название группы «Silenzium» (изменённое «Silentium», что в переводе означает «молчание») решено сразу же, ещё в 2004 году, писать через букву Z, поскольку, по мнению Натальи, «так получается интереснее, оригинальнее и немного на итальянский манер. Чтобы все об этом спрашивали». Название навеяло стихотворение знаменитого русского поэта Фёдора Тютчева – «Силентиум» («Молчание»).
Интересна история этого поэтического экспромта, на котором заострили своё внимание музыканты. Тютчев был сдержанным и закрытым человеком, и многие принимали его спокойствие за холодность. Чтобы убедить свою любимую в обратном, чтобы она лучше поняла его стеснительную душу, поэт написал исповедь, где признался, что «потому таит эмоции и мысли, дабы не опошлить их неосторожным словом или делом». («Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звёзды в ночи, – Любуйся ими – и молчи»).
«Вообще тишина – это лучшая музыка, потому что вся музыка рождается из тишины. Даже когда вокруг безмолвие, музыка уже есть. В душе. Пастернак говорил: «Тишина – это лучшее, что я слышал». Сначала нет ничего, это и есть тишина. Потом из ничего появляется целая Вселенная», – отмечает Наталья Григорьева (и эти вселенские просторы со звёздными потоками и круговоротами на огромном фоновом экране, словно втягивающие в свои глубины, этот свет софитов и проекторов создают в зале особую атмосферу).
Сначала был «металл»
Наталья, лидер «Силензиума», поначалу аранжирует несколько наиболее известных «металлических» произведений, и группа начинает работать над ними. Однако с годами стиль музыкантов постепенно меняется. Они переходят от традиционного «металлического» звучания к более классическому. При этом репертуар был значительно расширен собственными обработками классики и созданием собственных композиций. Меняется и стиль одежды. Девушки затягиваются в чёрные кожаные корсеты, а их головы, поддразнивая публику, украшают «рожки». Отчего иные поклонники называют их, туго затянутых в чёрные кожаные костюмы с блестящими заклёпками, «сексапильными чертовками».
«Они буквально эпатируют публику своей агрессивной сексапильностью», – пишут о них рецензенты. При этом слышны и восторженные реплики: «До чего ж чертовки хороши!» Впрочем, другие тоже не молчат: за броский макияж, вычурную одежду и аранжировки трио на новосибирских рок-форумах обзывают «селянками из сельпо». На что красотки-«чертовки» реагируют спокойно: «Критика нас не задевает. Наоборот, значит, обращают внимание».
Сегодня видеоклипы трио в сети набирают миллионы просмотров. Трио безоглядно идёт на эксперименты, представляя зрителям струнное шоу-коктейль, в котором есть всё: от академических произведений Баха, Моцарта и Вивальди до мощных аранжировок классики зарубежного рока – «Metalica», «Rammstein», «Nirvana», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Smoke». А насколько смело под оглушительные аплодисменты зрителей звучат произведения Георгия Свиридова «Время, вперёд!» и интерпретация советской песенной классики со знаменитыми строками «И Ленин такой молодой! И юный Октябрь впереди!», написанной Добронравовым и Пахмутовой в 1974 году! У группы на эту песню есть даже клип. По его сюжету девушки в мини-юбках заходят в музей СССР якобы пофотографироваться в эротичных позах, но в итоге так проникаются незамысловатой, но душевной и искренней атмосферой ушедшей эпохи, что уже через мгновение затягивают распущенные волосы в хвосты, надевают гольфы и исполняют композицию «И вновь продолжается бой!» на фоне изображения Ленина. «Я очень люблю эту тему – СССР, да и сама я за КПРФ», – признаётся Наталья, которая в последние годы, увлёкшись духовной практикой, йогой и медитациями, сменила фамилию на индусское имя Нирамайя. Такая практика, утверждает она, во время многочисленных концертов по стране помогает ей поддерживать в себе энергетический ресурс. Воодушевляет, конечно же, и любовь слушателей, с которыми они любят общаться, которых предпочитают удивлять во время исполнения произведений с инструментами в руках своими буквально цирковыми кульбитами. К примеру, размахивая распущенными волосами, делают со скрипкой в руках мостик.
От «Рамштайна» до «Ласкового мая»
После мощного исполнения, буквально накрывшего зрителя девятым валом «Рамштайна» и знаменитой на грани восторженного пафоса «Зимы» Вивальди (им в филармониях обычно завершаются концерты струнной музыки), в «Алюминщике» звучит неожиданное исполнение обещанного в начале концерта сюрприза – попурри из репертуара «Ласкового мая».
«Наш художественный руководитель любит экспериментировать. Как-то она предложила: «А почему бы нам и такое не попробовать!» И вот что из этого вышло. Зрители поют и даже танцуют под эти «ласковые, майские» песни. И вы тоже будете петь и танцевать», – уверенно заявили девушки-скрипачки. Действительно, в зрительном зале хором пели, а вот отплясывать никто не решился.
Трио могут и похулиганить. Первым их видеоклипом стала выпущенная в 2013 году «Мурка». На недоумённые вопросы поклонников поясняли: «Да это просто-напросто стёб над её любителями! Классические музыканты «Мурку», как и её поклонников, терпеть не могут, и мы тоже».
Кстати: чтобы собрать деньги на выпуск своих видеоклипов, трио каждый раз угощало спонсоров домашним, приготовленным собственноручно борщом. «Никаких других доходов, кроме как доходов с выступлений, мы не имеем, поэтому и шьём костюмы, и покупаем всю необходимую аппаратуру на заработанные деньги», – говорит лидер трио Наталья Нирамайя.
И такая свобода выбора репертуара, любовь к экспериментам, желание порадовать слушателей чем-нибудь новеньким привлекает многих. О шоу «Silenzium» говорят, что это искусство, которое не знает рамок и стереотипов, и потому зрители охотно поддаются обаянию этих «виртуозных амазонок» в туго затянутых чёрных корсетах. Именно поэтому они завоевали любовь публики на лучших площадках Москвы, Санкт-Петербурга, многих других городов, в том числе и Новокузнецка.
У «Силензиума» есть ещё одна особенность: они любят общаться со зрителями, рассказывая случаи из своей биографии, не чураются анекдотов. «Редко кто из будущих музыкантов выбирает такой инструмент, как виолончель. От понимания того, что вот ЭТО надо постоянно с собой таскать, многие сразу же отваливаются. Мне пришлось её выбрать, поскольку набор на класс скрипки и рояля закончился, и моих родителей отдать меня учиться игре на виолончели убедил преподаватель музыки, – рассказывает Наталья. – Так мне в течение долгого времени пришлось ездить в городском транспорте через весь город с этой громадиной. Но зато сегодня я счастлива, что выбрала инструмент, который имеет широкий диапазон звучания – от классики до современной музыки. Даже Бах звучит на ней, как орган в церкви». Она тут же, исполняя сюиту Баха, демонстрирует слушателям возможности своей верной по жизни «подруги в белом фраке». И ты в самом деле ощущаешь себя в храме музыки…
Просмотров статьи: 296