Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Комсомольцев бывших не бывает

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Анатолия БУРЗЯЕВА

Казалось бы, комсомол ушёл с политической арены страны, но заложенные этим молодёжным движением качества (неравнодушие к людям, ответственность за происходящее вокруг, желание упорно двигаться к своей цели) в человеке остаются надолго.

«С миру по нитке…»

В прошлом лидер комсомольских и партийных организаций Анатолий Николаевич Бурзяев, главный специалист по социальным вопросам завода «Сибэнергосила», появился в нашей редакции с мучавшим его вопросом. Он рассказал, что под здание новокузнецкого военкомата, «подопечными» которого стали четыре городских района, отдали бывший детсад на пр-те Советской Армии в Заводском районе. Здание настолько старое, настолько требующее ремонта, что военкому Денису Муханову стыдно перед новобранцами. Стыдно перед молодыми призывниками города и отдавшему в прошлом долг Родине Анатолию Бурзяеву. «Военкомат – это же как воинский храм! Будущие солдаты, защитники страны, должны приходить сюда со светлыми чувствами, с желанием служить, – восклицает он и добавляет: – Военком Денис Александрович, конечно же, пытается провести ремонт. Однако деньги собираются по крохам. Вот нашли сто тысяч рублей, но этого мало. В хороший ремонт необходимо вложить и хорошие суммы», – говорит Анатолий Николаевич, который предлагает городским жителям, предприятиям и организациям скинуться на ремонт хотя бы небольшими суммами. «С миру по нитке, как известно, – голому рубаха», – отмечает он.

Сразу же после нашего интервью вместе с представителями городского депутатского корпуса решили проехать в военкомат, чтобы осмотреть здание и составить планы на дальнейшую помощь. Недаром, говорят, Анатолий Николаевич Бурзяев, лауреат Ленинского комсомола, делегат ХVIII и ХIХ комсомольских съездов! Он – человек открытый по натуре, не просто ответственный, а всей душой расположенный к людским радостям и чаяниям, беспокойный: не может пройти мимо чужой беды или беспорядка будь то завод «Сибэнергосила», где он к тому же ещё и председатель общественного совета, будь то жизнь города во всех её проявлениях.

Особая служба

Комсомольский билет Анатолий Бурзяев получил в марте 1968 года, а свою первую комсомольскую награду за воспитание молодёжи – в 1973-м, когда служил в отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского в Московском военном округе. Его тогда как комсорга делегировали на комсомольскую конференцию дивизии, на которой выступал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников. На воинской службе новокузнечанину была вручена и вторая, уже министерская награда – почётный знак «За отличную службу в МВД СССР». Служба заключалась в том, что они, воины-особисты, чья служба заключалась в усмирении диверсантов и террористов, постоянно участвовали в учениях, в тушении «горячих точек», стояли на страже по охране особых зон. И в то время случались авиакатастрофы, и они охраняли место падения самолёта, при этом жили в лесу в палатках по несколько дней.

Демобилизовавшись, Анатолий Бурзяев работал на КМК (с 1974 по 1992 год). Сначала подручным сталевара, затем сталеваром в электросталеплавильных цехах, где выплавлялась высоколегированная, нержавеющая сталь для нужд народного хозяйства, оборонной и космической отраслей (в книге о комбинате «Стальное сердце Сибири» Анатолия Бурзяева называют «достойным продолжателем кузнецкой школы сталеварения»).

Был комсоргом, затем стал самым молодым парторгом в ЭСПЦ-1. Эта партийная должность была уготована ему и в ЭСПЦ-2, где он работал начальником внепечной обработки стали. Случалось, что приходил домой после нескольких рабочих дней: четыре дневных смены отрабатывал парторгом, а в ночные подменял заболевшего подручного сталевара. Спал в промежутке между сменами по 4-5 часов на полу у себя в парткабинете, завернувшись в тёплую робу сталевара.

За досрочное выполнение заводского плана был награждён орденом «Трудовой славы III степени» (в его первой бригаде третьей печи, носящей звание комсомольско-молодёжного коллектива, не было ни одного случая невыполнения задания).

От Гаваны к Северной Вестфалии

В июле-августе 1978 года 24-летнему Анатолию Бурзяеву посчастливилось в составе советской делегации побывать на ХI Всемирном фестивале молодёжи и студентов на Кубе. И это отдельная, яркая строка в биографии Анатолия Николаевича! В конце 1950-х – начале 1960-х годов фестивальные дни проходили под лозунгом «За мир и дружбу». Столица Острова Свободы стала самой западной точкой проведения фестивалей. «Это была настоящая экзотика!» – восклицает, вспоминая то время Анатолий Николаевич. В фестивальную программу входили политические дискуссии и семинары, соревнования по различным видам спорта, концерты, массовые празднества, а также красочное шествие делегаций. В составе почётных гостей новокузнечанин Анатолий Бурзяев на одной из торжественных встреч сидел рядом с Фиделем Кастро.

Сибиряку, знающему немецкий язык, удалось даже побеседовать с известным актёром и певцом Дином Ридом, приехавшим на фестиваль в составе делегации ГДР.

Напомним, что же за собеседник был у новокузнецкого паренька-сталевара. Взгляды и политическая активность Дина Рида были известны (он выступал за запрещение ядерного оружия, против войны во Вьетнаме, устраивал концерты, весь сбор от которых шёл политическим заключённым). Много раз певец посещал СССР и даже хотел остаться жить в нашей стране. Всегда отзывался с восхищением о комсомольской стройке на Байкало-Амурской магистрали, где провёл много времени на гастролях, разъезжая по населённым пунктам БАМа и посвятив много песен этому грандиозному комсомольско-молодёжному строительству. В 1971 году даже выступил с открытым письмом Солженицину, обвинив его в лживых измышлениях против Советского Союза – страны, которую Дин Рид всей душой полюбил. Из-за политического преследования в США певец вынужден был перебраться в ГДР.

Спустя четыре года Анатолий побывал и на фестивале европейских молодёжных организаций, который прошёл в Северной Вестфалии Рурского угольно-металлургического бассейна Федеративной Республики Германии. В состав советской делегации вошли он и Сергей Щербаков, «кемеровский партийно-молодёжный функционер», как Сергей представлялся (впоследствии глава Междуреченска). Третьим был москвич – переводчик Андрей Загорский, студент МГИМО. На встречах наши делегаты, к которым на фестивале относились с большим почтением, рассказывали о рабочей молодёжи Кузбасса.

Были и футбольные поединки, на которых сибиряки сражались с немецкой командой. «Немцы вели себя на поле довольно грубо. Но мы дали им чисто спортивный отпор. До сих пор помню лицо того здорового розовощёкого немца-игрока, который с улыбкой намеренно делал хамские выпады по отношению к нашим ребятам», – рассказывает он.

Уезжая из ФРГ, в качестве сувенира попросил подарить ему кожаный футбольный мяч фирмы «Адидас». Подарили. Такого мяча в Новокузнецке даже у футбольной команды «Металлург» не было. Восемь лет заводчане резались привезённым сувениром в футбол, а кожаная поверхность мяча за эти годы после сотен проведённых матчей лишь слегка потёрлась от ударов. Крепкая сувенирная память осталась от немецкого фестиваля!

С огоньком задорной юности

Анатолий Николаевич Бурзяев был делегатом как ХVIII-го, так и ХIХ-го съездов ВЛКСМ. На ХIХ-м особенно подчёркивалась значение комсомольского движения в стране. На съезде с гордостью рапортовали о замечательных делах советской молодёжи, её трудовых подвигах: Тюмень и БАМ, «Атоммаш» и Нечерноземье, мощные промышленные комплексы, что развернулись по всей стране (комсомол тогда шефствовал над 135 Всесоюзными стройками). Миллионы юношей и девушек трудились на хлебной ниве, принимая участие в выполнении продовольственной программы. С программными рекомендациями съезда Анатолий Бурзяев и возвратился в родной коллектив.

Однако наступили перестроечные времена, начались перемены и в жизни комбината. Уйдя с КМК, он был приглашён заместителем директора по социальным вопросам на Новокузнецкий вагоностроительный завод. Но комсомол не отпускал, и здесь совместно с гендиректором Сергеем Кузнецовым (нынешним главой Новокузнецка) создал молодёжный совет по типу бывшей комсомольской организации. Совет с успехом занимался защитой интересов молодёжи, проведением научно-практических конференций, организацией досуга работников завода, улучшением жилищных условий молодых семей.

После закрытия НКВЗ довелось окунуться в сферу предпринимательства. В настоящее время поле применения сил и энергии Анатолия Бурзяева – завод «Сибэнергосила», в стенах которого, по мнению иных, он «возрождает советское прошлое» с его доступными социальными условиями как на рабочих местах, так и на отдыхе. Как для работников завода, так и для будущей молодой смены, приглашая юных новокузнечан на яркие, незабываемые Дни открытых проходных. И нет сомнения: беспокойный по своей сути человек, этот Бурзяев! А иначе и быть не может, ведь в наследство ему достался тот самый, неугасаемый огонёк задорной комсомольской юности.


Просмотров статьи: 312