Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Поезд надежды. Поезд жизни

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

В нашем городе на прошлой неделе с 14 по 16 сентября побывал «Поезд Победы», уникальный проект, представляющий собой первую в мире передвижную инсталляцию с тематической реконструкцией, размещённой в движущемся составе поезда, – десять вагонов интерактивной выставки, посвящённой вехам Великой Отечественной войны, с максимальным эффектом присутствия.

В Год памяти и славы

На торжественной встрече поезда Победы прозвучали приветственные слова с напоминанием о тех грозных годах и фронтовых битвах, которые в годы Великой Отечественной пережила наша страна.

В честь прибытия необычного железнодорожного состава был устроен концерт с песнями военных лет и танцами в исполнении самодеятельных коллективов города, представлены тематические фотозоны и выставка военно-спортивного центра «Патриот». На площадке перед поездом работали полевая кухня и военно-полевая почта: любой желающий мог написать письмо, оставить подарки для бойцов СВО. Здесь же можно было испытать своё умение в сборке и разборке автомата. Интерес к этому проявляли больше всего подростки и юнармейцы. Собственно, именно для молодого поколения и предназначена необычная инсталляция на колёсах. Инсталляция памяти. Инсталляция надежды на то, что в нашу жизнь не нагрянет ещё одна мировая война.

«Это технически очень сложный проект, который был реализован в Год памяти и славы к 75-летию Великой Победы и получил своё развитие и продолжение в рамках Года науки и технологий. У нас более 4 тыс. единиц оригинального реквизита, более 150 фигур. Во время подготовки поезда очень много внимания было уделено работе над историческими фотографиями и видеодокументами, над ними тщательно работали историки и конструкторы. Поезд – это сочетание современных технологий, исторической правды и неподдельных эмоций. Своеобразная машина времени, с помощью которой посетители погружаются в прошлое, и железнодорожный состав несёт их по дорогам войны через испытания и потери к Победе», – отметил Сергей Лукша, администратор организационного комитета «Поезд Победы».

Красочный железнодорожный состав, на который нельзя не обратить внимания, действительно, в своём роде уникален. На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы». Но не только скульптурами уникальна выставочная экспозиция, большой интерес представляет и её мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и воспоминания мирного довоенного времени. «Всё это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного более острыми», – анонсируют свой проект его авторы.

Состав десяти

Десять вагонов – десять фрагментов из воспоминаний машиниста паровоза Лидии, участницы Великой Отечественной. Лидия – не просто аудиогид, это собирательный образ поколения: юная советская девушка, чья судьба – это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления, опытом Победы. В 1941-м ей девятнадцать. Она пошла по стопам отца, стала машинистом паровоза. Вместе с девушкой мы проходим путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина, видим войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий. «Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный день. Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоёв, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики… А вокруг повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде», – звучит в наушниках спокойный голос девушки-рассказчицы. Таково начало этой экскурсии.

В них, поездах мирного времени, ещё звучит романтика железных дорог, слышны разговоры с соседями по вагону, за окнами проносятся, мелькая, пейзажи живописных окрестностей. Мирное время отсчитывает последние часы планам и мечтам (а кое-кому и жизни) пассажиров этого железнодорожного состава: 22 июня 1941 года навсегда изменит судьбы миллионов людей. В 12.15 по радио прозвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «Без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы…»

Живые и мёртвые

Поезд поделён на несколько тематических зон, каждая из которых показывает очередной этап Великой Отечественной войны. В первой части состава показаны люди, которые едут на фронт защищать Родину. В руках у них – солдатские медальоны, которые давали каждому зачисленному на службу. Затем – резкий контраст между мирным и военным временем: представлена картина первых оборонительных операций, окопы и траншеи на передовой в битве за Москву. Не хватало горючего, автотранспорта и ремонтных средств, но, несмотря на это, 5 декабря 1941 года войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.

Один из самых жутких вагонов победного состава – концлагерь, который напоминает одно из самых страшных преступлений Третьего рейха – местах массового уничтожения людей. Узников нацистских лагерей ожидали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры. «Все эти ужасы не может вместить человеческий разум. Но человечество должно об этом знать и помнить спустя десятилетия и века», – звучит в наушниках голос аудиогида. Реалистичности происходящего добавляет «живая» свора волкодавов-людоедов, которая рвётся прямо на участников экскурсии с очередного видеоролика вагона ужаса и смерти.

В санитарном отсеке показана тяжёлая работа медиков в военное время, великий труд спасения человеческих жизней. Жизней сильных мужчин, ставших инвалидами, и молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале своего пути. На каждую медсестру приходилось по 165 раненых, в рейсе они практически не спали.

В годы войны для эвакуации с фронтов раненых были задействованы 11863 поезда. Общее число вывезенных железнодорожным путём раненых и больных составило пять миллионов человек.

Метаморфоза бытия

В поезде Победы можно ознакомиться с трудом учёных и конструкторов в предвоенные и военные годы. Их разработки способствовали созданию первоклассных самолётов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня, той самой «Катюши», огненных приветов которой так боялись фашисты. С какими усилиями удалось наладить их массовое производство, в сжатые сроки поставить промышленность на военные рельсы!

Другая часть вагона посвящена событиям блокады Ленинграда, когда почти на 900 дней немецко-фашистские войска держали город в осаде, когда от голода погибли 700 тысяч человек.

Рассказ о Великой Победе был бы неполным без историй о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны. Героем штабного вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский.

Есть и экспозиция, посвящённая бронепоездам. Оказавшись внутри одного из них, можно наблюдать прямо у себя над головой воздушный бой. И многое другое, что демонстрирует «Поезд Победы», который организаторы проекта назвали «метафорой жизни человека». Когда каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живём, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей. Даром жизни.

 

 


Просмотров статьи: 253