Экологически чистая «кухня»
Когда-то давно на этой территории работал асфальтовый завод. Сегодня здесь находится «Кузнецкэкология» – предприятие, которое занимается утилизацией автомобильных шин (в том числе крупногабаритных), отработанных масел всех видов, нефтешламов и других отходов с помощью технологии низкотемпературного пиролиза.
14 сентября на «Кузнецкэкологии» состоялся экологический пресс-тур с участием представителей администрации Новокузнецка, городского совета народных депутатов, местных экологов и прессы.
Директор компании, он же президент Кузбасской ассоциации переработчиков отходов Антон Хамин лично провёл экскурсию для гостей, терпеливо и доходчиво отвечая на все вопросы, которых за полтора часа прозвучало очень много.
Справедливости ради, стоит признать, что обычный человек чаще всего не знаком во всех деталях с тонкостями утилизации и переработки тех же шин, с различными технологиями, нюансами производственного процесса и прочими, на его взгляд, мелочами, которые для самих переработчиков мелочами отнюдь не являются. Многие думают, что те же шины до сих пор закапывают или сжигают, хотя на самом деле – это незаконно.
Тем не менее, процесс утилизации и переработки шин выглядит довольно интересно, особенно в сопровождении специалиста, который и дело своё знает, и рассказать о нём может доступным языком.
Говоря о переработке шин с помощью технологии пиролиза, Антон Хамин тщательно избегает слова «сжигание», настаивая на том, что своё сырье они не сжигают, а скорее «варят».
Прежде чем приступить к приготовлению экологически чистого «блюда», ингредиенты для него нужно подготовить. За полчаса-час в зависимости от своего диаметра белазовская шина с помощью специальных «ножниц», способных резать с усилием более чем в 250 тонн, превращается в массу крупных резиновых чипс, длиной около метра каждая. Процесс довольно завораживающий, особенно когда наблюдаешь его впервые. Установка эта уникальная, в связи с чем и стоит недёшево – около 15 миллионов рублей. По словам Антона Хамина в России таких чуть более десятка.
Подготовленная чипса вместе с автомобильными шинами обычного размера (их резать не нужно) переходит в зону погрузки, и с помощью специального устройства загружается в реактор (цилиндрическую камеру объёмом в 25-26 кубических метров), где в течение суток «варится» при температуре до 450 градусов – сначала плавится, а затем кипятится.
На выходе из реактора получаем пиролизную жидкость (40%), технический углерод (35%), металлокорд (до 15%) и пиролизный газ (до 10%). Первые три продукта уходят потребителям, газ используется как топливо для пиролиза в своих же реакторах.
«Пиролизная жидкость – это первый и основной наш продукт, который используют в качестве топлива практически все асфальтовые заводы Новокузнецка, зерносушилки, пескосушилки и любые технологические процессы на жидком топливе – солярке, мазуте, – рассказывает Антон Хамин. – Они переходят на наше топливо и тем самым экономят, потому что наше топливо дешевле, чем та же солярка, но при этом ещё и гораздо более экологически чистое, что показывают соответствующие замеры».
Технический углерод хорошо востребован в качестве красящего пигмента на предприятиях резинотехнической промышленности.
Каждый реактор за сутки перерабатывает 7-8 тонн сырья. Сейчас их на предприятии два – это 15-16 тонн переработанных шин в сутки, около 400 в месяц (с учетом времени на профилактику), порядка 5-6 тысяч тонн – в год. К запуску готовится третий реактор, что увеличит переработку шин за год до 8-9 тысяч тонн.
Сырьё, кстати, это не только шины – на «Кузнецкэкологии» перерабатывают также отработанное масло, которое нельзя сжигать где-то в котельных из-за примесей тяжелых металлов. Залитое в реактор масло начинает кипеть раньше шины, из-за чего та разогревается быстрее, ускоряя тем самым процесс пиролиза и сокращая время цикла до суток. Примеси тяжёлых металлов при этом остаются в техническом углероде, подвергаются металлосепарации и не попадают в окружающую среду. Получается сразу и экономично, и экологично.
С экологией здесь вообще очень строго. Производственный процесс на предприятии практически безотходный.
«Выбросы у нас, конечно, есть, – пояснил Антон Хамин. – Не бывает производства без выбросов. Даже если нет трубы – это запах, это пыль, что тоже влияет на воздух. У нас всё абсолютно в пределах нормативов. Нас постоянно замеряют, проводят экологический контроль – нарушений нет. Греем ли мы реактор жидким топливом или газом, в обоих случаях выхлопные газы проходят через мокрую щелочную очистку и выходят на трубе уже белым паром. Раньше мы работали на других установках стационарного типа, которые сильно перегревались, и на которых было намного сложнее доочистить выброс. Сейчас оборудование более современное с учётом всех экологических требований».
Кузбасс сегодня входит в тройку регионов-лидеров страны по объемам образования шин. А такого объёма крупногабаритных шин, как в Кузбассе, нигде в России больше нет. Поэтому работа у предприятий по переработке шин будет здесь, пожалуй, всегда. Хочется надеяться, что и об экологичности своего производства здесь будут заботиться также всегда.
Просмотров статьи: 374