Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Закон джунглей – «понимай ближнего!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Новокузнецкого драмтеатра

Репертуар Новокузнецкого драмтетара на днях пополнился новым спектаклем – сказкой для детей «Король Пир», сдача которого на контрольном показе в присутствии маленьких зрителей, прошла накануне 1 сентября. Пёстрый, занимательный, яркий спектакль с красочными, то и дело меняющимися согласно действию декорациями сочинён в жанре музыкального представления. А поскольку он – сказка современная, то звучит даже такой понятный молодому поколению музыкальный жанр, как рэп.

Сюжет сказочного спектакля «Король Пир», который поставил, перенеся действо в экзотическое место, режиссёр Андрей Грачёв, таков: где-то далеко-далеко, допустим, в джунглях Амазонии, хозяйничает король тропической фауны – грозный ягуар. В топких болотах здесь живут хладнокровные кайманы, а в густоте зарослей свою добычу поджидает ловкая анаконда. Здесь бурлят настоящие шекспировские страсти с лихо закрученными ситуациями, в которые попадают птицы и звери этих горячих южных широт. А вслед за собой они зовут и юного зрителя, чтобы ещё раз поведать ему давно знакомый миру сюжет народных сказок, а также бытовых повестей об отеческой любви к детям и их отзывчивости либо равнодушии. В сказке, поставленной на сцене новокузнецкого драмтеатра, также рассказывается об отеческой любви короля Пира к трём дочерям, младшей из которых по традиции выпадает нелёгкая доля – быть ни за что ни про что отвергнутой.

Естественно, в спектакле узнаваема рука «Уильяма нашего Шекспира». А потому не лишне будет напомнить сюжет мрачной шекспировской трагедии «Король Лир», по мотивам которой и поставлен сказочный спектакль для детей.

Напомним сюжет вековой драмы «Король Лир»: в Британии в ХI веке могущественный король Лир, почувствовав приближение старости, решает переложить бремя власти на плечи трёх дочерей: Гонерильи, Реганы и Корделии. Перед тем, как поделить между ними своё царство, отец-король в свойственной ему властной манере желает услышать от дочерей, насколько сильно они его любят, «чтоб при разделе могли мы нашу щедрость проявить». Первой выступает Гонерилья. Рассыпая лесть, она говорит, что любит отца так, «как не любили дети доныне никогда своих отцов». Ей вторит сладкоречивая Регана: «Не знаю радостей других, помимо моей большой любви к вам, государь!» И хотя фальшь этих слов режет ухо, Лир благосклонно внимает им. Наступает очередь младшей дочери – Корделии. Она скромна и правдива, не умеет клясться в своих чувствах, в силу своей молодости она прямодушна: «Вы дали жизнь мне, добрый государь! Я вас люблю, как долг велит. Не больше и не меньше». Такой ответ не устраивает надменного отца, и в слепой ярости он отдаёт всё царство сёстрам Корделии, оставляя в приданое младшей лишь её простодушную прямоту. Кончается тем, что старшие дочери жёстоко и неблагодарно поступают с отцом, и приютит его на старости лет добрая и искренняя Корделия.

В сказке, поставленной актёрами драмтетатра, король Лир превращается в короля Пира – царственного ягуара. Для остальных персонажей, зверей и птиц, сохранены даже оригинальные имена шекспировской трагедии, которую режиссёр Андрей Грачёв превращает сразу же, с первых музыкальных тактов в яркое и динамичное сказочное действо. И детвора, заполнившая партер, подтверждает его задумку весёлым смехом.

«Мы постарались сделать всё как можно веселее, как можно интересней, чтобы и детям было интересно, и взрослым, и бабушкам, и дедушкам. Добавили новомодный рэп. На сцене всё кружит, всё фонтанирует, буйство цвета, быстрота игры. Но это сказка, и поэтому стараемся делать и играть как можно сказочнее. Спектакль музыкальный, пёстрый, динамичный! Много параллелей с современностью, много шуток», – делится с представителями СМИ Иван Железняков, актёр Новокузнецкого драматического театра, исполнитель роли Короля Пира.

Король Пир хочет пировать, и эти роскошные обеды и ужины должны предоставить ему старшая и средняя дочери. Но он в них ошибся.

Единственный, кто говорил Пиру о его ошибке, о его безответственном решении, – верный шут Мошкокрыл с изображением летучей мыши на груди, в чём-то напоминающий Бэтмана (аналог шекспировского графа Глостера, служившего Лиру много лет, огорчённого и озадаченного тем, что Лир «внезапно, под влиянием минуты» принял при раздаче своего наследства столь недоброе решение). «Этот персонаж, он такой!.. Маска грустного клоуна, она, с одной стороны, и провидческая, и пророческая, а с другой стороны, не несёт с собой серьёзных смыслов и нагрузок. Родители увидят классического шекспировского шута, ребятишки – персонажа из комикса», – утверждает Александр Коробов, актёр Новокузнецкого драмтеатра, исполнитель роли Мошкокрыла.

Старшие дочери, прежде чем позволить голодному отцу-королю хотя бы заморить червячка, не говоря уж о том, чтобы накормить его досыта, издевательски, с нескрываемой насмешкой предлагают ему дождаться восхода Луны («Мы едим только при лунном свете!»). Либо предлагают ему папоротник. «Но я же ягуар, я зверь не травоядный!» – уходит как из дома старшей дочери, так и из дома средней разобиженный отец-ягуар.

Отчаявшегося, оголодавшего папашу в конце концов приглашает на мясной и сытный обед на Каймановы острова дама с царственным статусом – анаконда, сидящая на троне, в роли которого выступают три дорожных разноцветных чемодана. Хитро сплетённая и изворотливая змея, королева болотных джунглей, и подаёт ему мясное блюдо, приготовленное по рецепту его младшей дочери Корделии, которая при раздаче наследства заявила отцу, что любит его, «как мясо любит соль». Она не была понята отцом и потому лишена своей доли наследства.

Чтобы до ягуара лучше дошла преподнесённая его младшей дочерью истина, мудрая анаконда представила Пиру на пробу три мясных блюда: «Бон аппетит! Угощайся, дорогой гость!» Одно напомнило ягуару подошву, другое оказалось совершенно безвкусным, а третье (в меру подсолённые мясные кусочки) пришлось королю по душе. «Правильно сказала дочурка: не может мясо быть без соли! Простите, был неправ. Я твой урок прошёл, спасибо, дочка! Наследство вновь я поделю!» – рассыпается в сожалениях и благодарности отец-ягуар. На этой мажорной ноте все на сцене поют и пляшут. А благодарный маленький зритель смеётся и аплодирует.

Актёры, на мой взгляд, играли хорошо. От души. Тем более все они – люди очень талантливые, музыкальные, голосистые, с чувством юмора. Главное – детям понравилось. А пришлось ли по душе сказочное действо с назидательным мотивом сопровождавшим детвору взрослым – личное дело каждого. Сказку ведь можно всяко переиначить: посмотреть на неё так и этак, но, как ни крути, как ни старайся, зритель сам свой сделает вывод, говорил главный советский киносказочник Александр Роу. Однако добрый сказочный намёк в «Короле Пире» понять может каждый. А уж взрослый, выросший из детских штанишек зритель – тем более. Иные, говорят, испытали его даже на собственном опыте.


Просмотров статьи: 259