Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Главное связующее звено»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Кто из полицейских ближе всего к народу? Перед кем нередко не только представители общественности, но и жители открывают свою душу и даже не в рамках допроса? И кого с лёгкой руки кинематографистов, пусть и за глаза, но с добрыми нотками в голосе от души называют «Анискиными»? Конечно же, участковых уполномоченных! В нынешнем году эта служба полиции, которая на протяжении развития Российского государства занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел, отмечает «громкую» дату – столетие (с 1923 года) своего образования.

Быть ближе к народу

Как записано в документах, «участковые уполномоченные на всех этапах развития этой службы – главное связующее звено полиции с населением, гарант защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту жительства». Участковый уполномоченный сегодня – это представитель полиции общественной безопасности, выполняющий возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закреплённой за ним части территории. К слову, в этом году служба участковых отмечает ещё одну юбилейную дату: исполняется ровно тридцать лет, как в 1993 году Указом Президента РФ «О полиции общественной безопасности (местной полиции) в Российской Федерации» участковые инспекторы были введены в её состав.

Одним из ответственных и наиболее опытных представителей этой службы в нашем городе считается Дмитрий Вилл, старший участковый отдела полиции «Центральный», майор полиции, награждённый медалями «За отличие в службе» третьей и второй степени. В должности участкового уполномоченного Дмитрий Сергеевич с марта 2015 года. Опорный пункт, где он несёт своё дежурство, расположен на Ушинского, 1. До этого Дмитрий Вилл работал в охранно-конвойной службе, но со временем понял, что этим карьера не должна ограничиваться, надо расти, развиваться, получать высшее образование. И он поступает в Кузбасский филиал Владимирского юридического института (ныне Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России). После окончания вуза в звании офицера, сменил место работы: в участковые уполномоченные, зная уже плюсы и минусы других служб, пошёл вполне обдуманно.

Участковый – тот же психолог

В настоящее время в подчинении Дмитрия Вилла территория четырёх административных участков в городе (а это 15–17 тысяч населения) и одна промышленная зона – ОАО «Новокузнецкий комбинат» ЕВРАЗ ЗСМК. Хотя по правилам он должен иметь в своём подчинении только один административный участок, с пятью-шестью тысячами жителей. Но иногда из-за нехватки кадров приходится брать под «опеку» несколько участков, а значит работать за себя и ещё за тех трёх парней, как полушутя говорит Дмитрий. Представляете, какая нагрузка ложится на плечи старшего участкового сорокатрёхлетнего Дмитрия Вилла!

«Не каждый выдерживает такую нагрузку и такую ответственность из тех, кто приходит к нам из числа молодого поколения. Сама служба предъявляет к участковому немалые требования. Здесь необходимы умение мыслить, общаться с людьми, а также моральная устойчивость, и, конечно же, навыки практической психологии, чтобы уметь сгладить конфликты, «разрулить» непредвиденные ситуации. Ведь неаккуратно сказанное слово, может стать взрывной причиной конфликта, вплоть до буйных громких разборок», – отмечает Дмитрий Вилл. И ему это по долгу службы известно, как никому другому. Общаться на своих участках, где расположены и небезызвестные общежития на улицах Буркацкого, 26 и Пирогова, 24, приходится и с так называемым спецконтингентом – неоднократно судимыми лицами, любителями по поводу и без повода употребить спиртные напитки, а выпив – побуянить. «Прихожу на вызов, а там – пьяная компания, у которой форма полицейского вызывает дикую агрессию. Бывает и с кулаками, и с ножом на меня бросаются. И тут уж на выручку приходят и стрессоустойчивость, и физическая подготовка, и психологическая выдержка. Да я и знал, на что шёл, как знали и знают об этом и мои близкие. Так что семейная поддержка у меня в этом плане есть. Все понимают: кто-то же, в конце концов, должен и эту работу делать, должен этим заниматься!», – говорит Дмитрий.

И таковых буйных граждан в его подотчёте немало. Они то и дело, как нередко пишут в подотчётных листах, «на фоне алкогольных разборок осложняют бытовые ситуации». А ведь рядом с ними, по соседству, живут и законопослушные граждане! Таких «спецлиц» постоянно приходится держать в поле своего зрения. Проводить беседы на тему, чем тот или иной, выйдя из мест не столь отдалённых, думает заниматься, как решил в дальнейшем налаживать и обустраивать свою жизнь, что реально пытается для этого сделать. «Мне, исходя уже из опыта работы с подобным контингентом, видно, есть ли в человеке это желание – твёрдо исправить свою судьбу, зажить нормальной жизнью, работать, завести семью. И если я это вижу в человеке, то стараюсь ему помочь, сделать для него всё, что в моих силах», – подчёркивает Дмитрий Сергеевич.

Бои на семейном фронте

В служебные обязанности старшего участкового уполномоченного Вилла входит и разбор семейно-бытовых ситуаций (а конфликты между супругами на подопечных ему участках – не редкость.) Если в таких беспокойных семьях есть ещё и дети, то подключает своих коллег-полицейских из службы по делам несовершеннолетних. Так, в одной из квартир многоэтажного дома на доверенном ему участке муж постоянно избивал жену. Наблюдать рукоприкладство и моральное издевательство над матерью приходилось двум несовершеннолетним детям. Разъехаться и разделить взятую в ипотеку квартиру супруги не могут. Пришлось Дмитрию Сергеевичу не только словами увещевать и усмирять семейного дебошира, но и писать на него с просьбой принять меры докладную на работу.

Случаются в практике участкового и курьёзные случаи. Так, одна из жительниц многоэтажки заявила о краже велосипеда. Пропажу вскоре нашли. Оказалось, она поставила его этажом выше, о чём тут же и забыла.

Не исключение в так называемой «бытовухе» и бьющая через край энергия запальчивых и шумных не в меру соседей. Приходится проводить с такими «товарищами» на административном уровне профилактические беседы. И в этом старший участковый уполномоченный Дмитрий Вилл опирается, в первую очередь, на своих верных и надёжных помощников – старших домов. «Они охотно идут на контакт, в курсе всех дел, того, что происходит в доме – моя основная опора. И очень хорошо, что старшие домов такие активные и такие неравнодушные к чужим бедам, получили правовой статус», – подчёркивает он.

В последние годы в помощниках у Дмитрия Сергеевича значатся и участники штаба народных дружин, которые не просто возродились, но и начали вполне действенно работать.

«Стой, кто идёт!»

Нередко держит в напряжении и подопечная старшему участковому Дмитрию Виллу промышленная зона. Бедствием для неё становятся преступления такого ряда, как незаконные проникновения и хищения. Злоумышленники тащат всё, что годится для сдачи на пункты приёма лома. Всё, что под руки попадёт: снимают медные шины с заброшенных электроподстанций, срезают и спиливают кабель с медно-алюминиевыми жилами. Охрана, конечно, пытается задерживать и передавать расхитителей этой заводской собственности в полицию. И в этом случае у службы участковых уполномоченных тесное взаимодействие со службой безопасности и юридическим отделом предприятия. «Приходится набирать материал на задержанных, которые в основном ссылаются на нехватку денежных средств. Потому, дескать, и решили подзаработать таким окольным криминальным путём. К сведению таких «товарищей»: на заводской территории хорошо ведётся видеонаблюдение, отлажена работа ЧОПа, проходят рейды по пунктам приёмки цветных металлов. Так что лучше не рисковать!», – советует старший участковый.

Есть у работы Дмитрия ещё одна служебная особенность – у него ненормированный рабочий день. На происшествие могут вызвать как днём, так и ночью, проще говоря – в любое время суток. И ещё ему следует быть в курсе всех подзаконных актов, которые касаются правовой деятельности. А законы, надо отметить, нередко обновляются. Так что, если и появляется свободное время, то он с удовольствием посвящает его плаванию в бассейне (у Дмитрия первый юношеский разряд) и вылазкам на природу.

Несмотря на все сложности его службы, такая работа Дмитрию Виллу нравится. И спустя 16 лет этого непростого и очень ответственного труда, он по-прежнему с полной уверенностью заявляет: «Это, действительно, моё дело. Я в нём не разочаровался. И оно – точно уж мне по душе. Проверено».

Кстати, помимо положительного образа участкового, созданного в фильмах и телесериалах (наиболее известный – Фёдор Иванович Анискин, которого сыграл актёр Михаил Жаров), в Пензе поставлен единственный в России памятник участковому милиционеру. Прототипом для него стал городской участковый 1950–1960-х годов, гроза преступного мира, жёсткий и бескомпромиссный, но всегда справедливый капитан милиции Григорий Александрович Шелков.


Просмотров статьи: 404