Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Заповедная Россия, зачарованная Русь

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Наша поддержка участников специальной военной операции, которые на передовой ведут борьбу против неонацизма, может выражаться и морально, а значит пронизывать нашу жизнь здесь, в тылу, духовно-патриотическим порывом. Без неё, этой духовно-патриотической связки, немыслимо единение всех народов России, немыслима наша победа над поднявшим голову в Западной Европе и Украине нацизмом. И главным звеном в этой моральной помощи воюющим на передовой линии становятся поэзия и песенное творчество.

На днях в нашем городе произошли два события в рамках духовно-патриотической поддержки бойцов СВО, которые стали важным явлением в культурной и общественной жизни как города, так и Кузбасса. В Новокузнецке подвели итоги муниципального этапа Всекузбасского фестиваля-конкурса «Песни Zа Родину», который прошёл в Саду Алюминщиков и собрал более пяти тысяч зрителей. Несколько тысяч смогли стать зрителями песенного фестиваля онлайн. Инициатором проведения такого масштабного патриотического мероприятия стал губернатор Сергей Цивилев, по словам которого фестиваль-конкурс объединил более 20 тысяч исполнителей. «В очередной раз мы показали, что в Кузбассе живут талантливые и действительно любящие свою страну люди», – отметил губернатор.

От Новокузнецка на фестиваль-конкурс, который проходил по 8 номинациям, поступило 111 заявок. Участники – творческие коллективы и исполнители от 5 до 70 лет. Это и профессионалы, и любители – воспитанники детских садов, коллективы городских предприятий, студенты и ветераны.

Лучшими были признаны ансамбли «Сибирь» и «Славица», вокальный коллектив «Наши голоса», дуэт «Тет-а-Тет», Нина Иванова и Театр песни «Русские люди».

Своё мнение о фестивале высказал  глава Новокузнецка Сергей Кузнецов, подчеркнув, что такие конкурсы очень важны, особенно сейчас. «Фестиваль объединил совершенно разных людей и дал им возможность выразить свою любовь к Родине. А уже от них любовь, единство и уверенность в будущем будто волнами разошлись по всему региону. И эта волна – наша песня, нечто тонкое, которое пронизывает человека и заставляет его о многом думать, вспоминать. Мы пели во время Великой Отечественной войны. Пели, когда строили Кузбасс, когда работали наши кузнецкстроевцы. Когда мы провожали наших ребят на фронт. Всё это было под мелодии наших песен», – говорил со сцены Сада Алюминщиков глава города.

Вторым поистине уникальным событием духовно-патриотического плана вслед за конкурсом-фестивалем в нашем городе стало выступление хора Московского Сретенского монастыря, которое состоялось на сцене Новокузнецкого драмтеатра. Гостей из столицы от имени горожан перед началом концерта приветствовал заместитель главы города по социальным вопросам Олег Масюков. «Вдумайтесь только в эти два факта! Хор Московского Сретенского монастыря возник одновременно с основанием монастыря в 1397 году и существует уже более 600 лет. Из них он не действовал всего лишь 70 лет. Вы поняли, что это были за годы? Перерыв в деятельности хора пришёлся на время гонений церкви в период советской власти», – отметил Олег Анатольевич.

Для того, чтобы понять, какое уникальное событие в православной культуре знаменует само существование этого мужского хора, следует сделать экскурс в историю становления Московского Сретенского монастыря. Основан он князем Василием I в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Тогда же установили крестный ход с Владимирской иконой, которую ежегодно 26 августа переносили из Успенского собора. В 1552 году у Сретенского монастыря москвичи и духовенство встречали царя Иоанна IV Васильевича (Грозного), возвращавшегося в Москву после победного взятия Казани. Царь посетил тогда монастырь и одарил его щедрыми пожертвованиями. В Смутное время, когда московским Кремлём завладели интервенты, в обители располагался штаб русских ополченцев, сражавшихся под знамёнами Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В день Бородинской битвы Отечественной войны из обители отправился всенародный крестный ход с чудотворными иконами. От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шёл посреди тянувшихся обозов с ранеными и умирающими солдатами. Этих солдат, взиравших и молившихся на чудотворные иконы Божией Матери и на древние хоругви, священники окропляли святой водой. Когда в этом крестном ходу все горячо молили Богоматерь спасти уже не одну Москву, но всю Россию от всепобеждающего завоевателя – Наполеона, тогда, в это же время, за 100 вёрст от Москвы шла великая Бородинская битва, и Наполеон, столь жадно и давно желавший сразиться с русской армией, в разгаре этого боя был, по свидетельству достоверных очевидцев, мрачен, задумчив, тревожен, нерешителен. «Думали даже, что он болен: то он давал один приказ, то через мгновение отменял приказы своим полкам…». В 2005 году ровесник монастыря – хор – возглавил Никон Жила, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В нынешнем составе хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинской академии. Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поёт на торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках и значимых событиях в жизни Русской православной церкви. Участник международных конкурсов и музыкальных фестивалей, хор активно гастролирует. С программой «Шедевры русского хорового пения» объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Выступал в Ватикане, парижской штаб-квартире ЮНЕСКО и Соборе Парижской Богоматери. В репертуаре коллектива, помимо духовной музыки, лучшие образцы песенной традиции России – русские народные и казачьи песни, дореволюционных и советских городских романсов, а также советских популярных песен, которые участники хора исполняют в уникальных хоровых аранжировках, не оставляя равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки в России и за рубежом. В этом смогли убедиться и зрители, заполнившие под завязку зал Новокузнецкого драмтеатра. (Билеты на концерт были раскуплены задолго до дня выступления хора.) Зал не только бурно аплодировал хоровым артистам, кричал «браво» и «бис», но, впервые я услышала на выступлении монастырского мужского хора из зрительного зала дружные крики «Ура!» – настолько высоко, на эмоциональном подъёме были затронуты чувства слушателей. Зал вместе с хором пел во весь голос, и руководитель хора дирижировал, поочерёдно поворачиваясь в обе стороны. Пели знакомые многим с юности советские песни на слова Сергея Есенина, музыку Яна Френкеля. А также «Тёмную ночь», «Тополя», «Когда мы были на войне», «Шум берёз», «Мы пойдём вдвоём по полю с конём», «Спят курганы тёмные», в которой парень молодой выходил под взрыв аплодисментов не в степь донецкую, а в кузнецкую. Пели про зачарованную даль России, где всё «до боли знакомо, где родные берега и ведёт дорога к дому в заповедные луга». И где есть слова «…И воспрянет наша песня!» Иные песни под замечательные голоса хоровиков-профессионалов звучали настолько душевно и трогательно, что многие зрители смахивали с глаз набежавшие от душевного подъёма слёзы. Закончился концерт также традиционно для представителей православного монастыря – пожеланием «многие лета». Но и после этого звонкого окончательного аккорда концерта, что шёл без антракта на протяжении двух часов, зрителям не хотелось расходиться.


Просмотров статьи: 351