Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Тебя люблю, в тебя и верую!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Если задаться вопросом, каким образом выставки иногородних художников появляются в нашем городе, то можно узнать немало интересного. Как известно, пути людей, увлечённых творчеством, неисповедимы. И в каждом их приезде с выставкой в наш город проглядывается направляющая рука случая. Так произошло и с москвичкой Екатериной Гандуриной, которая приехала в Новокузнецк с экспозицией «Моя Россия: города и люди». Выставка на днях открылась в Новокузнецком художественном музее.

 

«Как на курорт!»

Началось всё, по одной из версий сотрудников музея, с того, что новокузнецкие художники по батику были на пленэре в европейской части России. Там они и познакомились с творчеством Екатерины Гандуриной. Оно их удивило, поразило и заинтересовало неимоверно! А поскольку они сами – люди увлечённые, то решили собственными впечатлениями от работ московской художницы поделиться с горожанами не на словах, а наглядно. И потому пригласили новую московскую знакомую в наш город. К счастью, Екатерина Гандурина, человек из интеллигентной высокообразованной семьи художников в нескольких поколениях, столичным снобизмом не страдает. И отныне с творчеством этой художницы, участницы московских, российских, зарубежных и международных выставок, чьи работы экспонируются и хранятся в музеях и частных коллекциях в США, Франции, Германии, Испании и Италии, а сегодня выставляются и в стенах Новокузнецкого художественного музея, могут познакомиться горожане и гости столицы южной агломерации Кузбасса.

На открытии Екатерина Дмитриевна, которая почти 45 лет создаёт свои рисунки на ткани, призналась, что выставка в Новокузнецке сложилась спонтанно, как-то неожиданно для неё: «Я много выставлялась на Западе: во Франции, Германии, Испании, Люксембурге… И вдруг подумала, а почему заграница? У нас прекрасная, огромная страна. Новокузнецк – замечательный город. Чистый, красивый, с роскошной рекой, с доброжелательными, не замороченными людьми, хотя здесь и есть большие производства. Я воспринимаю ваш город как курорт. И если говорить о городе будущего, то ваш к этому понятию ближе, чем Москва», – отметила она.

Из ситцевых королей

Биография семейной династии Гандуриных представляет немалый интерес. Художница, уже будучи взрослой, неожиданно для себя узнала, что её род принадлежит российским ситцевым королям Гандуриным. Более 300 лет назад в ХVII веке её предкам, происходящим из крепостных крестьян графа Шереметьева, удалось выкупить себя из крепостного рабства. Оказавшись на свободе, они сумели организовать производство тканей и стать успешными торговцами. Так, Антон Гандурин, прапрадед художницы, имел большое текстильное производство, фабрику набивных тканей, красильню. При этом, помня о своём недалёком крепостном прошлом, он активно занимался благотворительной деятельностью.

После революции часть большого семейства вынуждена была отправиться в эмиграцию, однако текстильное дело продолжило развиваться и в Советской России. Отец Екатерины Гандуриной был известным маринистом, народным художником СССР, мама окончила текстильный институт и всю жизнь работала на Московском комбинате прикладного искусства. Там же после окончания этого же института работала и её дочь Екатерина Гандурина, много и успешно выставляясь как в родной стране, так и за рубежом.

В одном из своих интервью Екатерина Дмитриевна призналась, что «её сейчас много, но она хотела бы расшириться ещё больше», отправляясь в дальние поездки и экспонируя свои работы во Франции, Германии и Испании. И тут, как признаётся Екатерина Дмитриевна, начались её незабываемые переживания, которые были связаны не только с дальними странствиями, но и с обретением растерянных после Октябрьской революции родственников.

Тонкий мастер колорита

Особенности творческого метода художницы (любовь к эксперименту с фактурой и цветом) открылись ещё в 1990-х годах на групповой выставке в Центральном Доме художников, где широкий зритель впервые познакомился с её работами. Искусствоведы, говоря о Екатерине Гандуриной как тонком мастере колорита, подчёркивают прежде всего её профессиональное отношение к ткани, а также то, что она, как никто другой, умеет работать с фактурой и цветом. «Екатерина любит живопись колористически сложную, не боится контрастов и неожиданных сочетаний. При этом её работы обладают строгой формой и чётким рисунком. В её картинах и тканевых полотнах очевидна поэтическая основа, романтическое восприятие природы, а через неё – человеческой души с её тёмными и светлыми полосами», – отзываются специалисты о батике художницы, чьи работы именно в этой технике вызывают живой интерес профессионального сообщества, зрителей, пользуются вниманием коллекционеров.

«Сначала создавала узорные платки, потом стала писать картины на шёлке. С детства терпеть не могла химию, а сейчас вдруг осознала, что моя мастерская стала настоящей химической лабораторией! Сама готовлю специальный состав из воска, парафина, канифоли, это что-то вроде клея, который не даёт рисунку расплыться по ткани», – поясняет Екатерина Дмитриевна.

И здесь следует обратиться к истории батика, этому старинному народному декоративно-прикладному искусству, зародившемуся почти одновременно в нескольких странах мира. В тканевую роспись древние мастера вкладывали сакральный смысл, считая, что созданные вручную полотна обладают магической силой. И потому в приданом каждой девушки должна была быть хотя бы одна вещь, выполненная в технике батик.

От горячего воска к холодному

Название техники пришло к нам из Индонезии, с острова Ява, и в буквальном переводе означает рисование воском, который не даёт растечься краскам по ткани. Инструмент для работы с расплавленным воском мастера батика изобрели в ХVII веке. К тому времени Индонезия становится колонией могущественной Голландии, и это способствует широкому распространению батика по всему миру. Шествуют изделия из батика по знаменитому Шёлковому пути на европейскую сторону и из Китая, где была изобретена совершенная основа для ручной росписи – шёлк (на него в определённых местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель, после высыхания воск удаляли, и материя под ним оставалась неокрашенной).

В конце ХIХ века в Голландии открывается первая фабрика по производству батика, а в начале ХХ века в Париже на Всемирной выставке были впервые продемонстрированы работы в этой технике.

Не обошёл стороной батик и Россию. И модным он стал, как ни странно, во времена НЭПа – с появлением состоятельных граждан, которые, естественно, увлеклись изысканными, необычными по яркости предметами быта и гардероба. За роспись ткани взялись художественные артели. Но потом яркие модели одежды были признаны мещанством, которое не соответствует духовному образу советской женщины, и артели переключились на флаги и вымпелы с коммунистической символикой.

И всё-таки батик возвратился! В послевоенное время сочли, что каждая советская женщина достойна носить хотя бы красивые яркие платки. В мастерских маститые художники начали обучать молодую смену искусству батика в создании предметов женского гардероба, а также больших панно для оформления концертных залов и фойе кинотеатров. При этом россияне смогли создать новую технологию – холодную роспись, которая ведётся без специального оборудования, она совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми. С возникновением моды на восточную культуру интерес к батику ещё больше усилился. Не угасает он и по сей день. В стиле батика создаются эксклюзивные ткани. Батик стали использовать не только в дизайне интерьеров – он там, где требуется воплотить полёт фантазии художника, его творческое воображение. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.

Техника одна – фантазия

Большой популярностью изделия, выполненные в этой технике, пользуются и сегодня. Чаще всего расписывают шёлковые полотна, которые могут храниться сотни (!) лет. В современных техниках используются приёмы пастели и акварели, витража, графики, мозаики.

Такой же смешанной техникой владеет и Екатерина Гандурина, создавая свои философские пейзажи и зарисовки на основе впечатлений, которыми она набирается, путешествуя по русским старинным городам, посещая храмы и святыни. В её работах сочетаются как традиции предков художницы, которые работали с тканями, занимались поисками народных орнаментов и рисунков, так и современные переживания русского человека, который думает о дальнейшей судьбе государства Российского («Время», «Осень в Карелии», «Хотьковский монастырь», «Боровск», «Любовь к странствиям», «Идущий», «Экология», «Шёпот Луны», «Остров Буян», «Пафнутьево-Боровский монастырь», «Икона Владимирская», «Чудь Белоглазая» и многие другие). И использует она при их создании совсем уж необычный материал: перья птиц, шёлковые мужские разноцветные галстуки, засушенные серёжки клёна, распушённые шёлковые нити, нарезанные и приклеенные к основе полоски разных тканей. На её расписных полотнах изображены и шаманские узоры, и лица или лики, что различимы у всего, что нас окружает. Их можно увидеть в цветущих ветках яблони, ветре, кореньях, небесах, скалах. А в её диптихе «Рязань-Матушка» на фоне золотых храмовых куполов и разноликих красочных хороводов прописаны и есенинские строки: «Пахнет яблоком и мёдом По церквям твой кроткий Спас. И чудит за хороводом На лугах весёлый пляс. Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую…О, Русь! Покойный уголок… Тебя люблю, в тебя и верую!». В росписи по ткани – архитектура, люди, просторы нашей страны, любовь и уважение к нашим корням, силе духа наших предков. Казалось бы, работы абстрактные, в какой-то степени даже мистические, но как затягивают эти странствия и в русскую старину, и в современность!

Выставка продлится до 27 августа.


Просмотров статьи: 350