В поисках красоты
Известное выражение «красота спасёт мир» в наше время, говорят, стало неактуальным – пацифисты утверждают, что мир спасёт доброта, а реалисты уповают на вооружение. Но среди носителей всех этих разногласий есть когорта людей, которая по-прежнему во главу человеческого существования ставит красоту. И романтично настроенные оптимисты это, конечно же, художники, жизненным принципом которых стали творческие поиски и метания, ведь в них и отражается всё разнообразие окружающего мира.
Фотохудожник Валерий Михмель, дебютная персональная фотовыставка которого под названием «Грани реальности» на днях открылась в Доме творческих союзов, как раз из таких.
В Кабинетном рождаются чиновники
Валерий Владимирович Михмель после окончания Новосибирского инженерно-строительного института в 80-х годах прошлого столетия по распределению попал в Новокузнецк. «Нас в то время одновременно приехало в город 14 молодых архитекторов, выпускников института. Мы в тот год весь город заполонили!» – рассказывает известный в городе архитектор.
Школу Валерий окончил с «четвёркой» по рисованию. Для деревни, говорит, это был неплохой результат. Обрадованный отец Владимир Степанович решил, что после таких успехов в изобразительном искусстве сыну прямая дорога в архитектуру, в инженерно-строительный институт, в который Валерий Михмель с успехом и поступил.
Уроженец села со странным и пророческим для него названием Кабинетное Новосибирской области, архитектор Валерий Михмель после долгих лет работы в «Гражданпроекте» действительно стал чиновником, кабинетным работником. Завершив проектную деятельность, он семь лет проработал архитектором Кузнецкого района, а затем восемь лет в комитете градостроительства и земельных ресурсов администрации города, начальником отдела городского развития. «Работа кабинетная, абсолютно нетворческая, и именно в это время мне захотелось эту свою творческую потерю компенсировать фотохудожеством», – рассказывает автор выставки.
У каждого свой День сурка
В 2000 году он пришёл в фотоклуб «Сибирь» с подачи коллеги-архитектора Виктора Бастрыкина, также увлечённого фотографией.
Камеру он впервые взял в руки в 1979 году для того, чтобы фиксировать архитектурные объекты во время поездок по городам Советского Союза. В тот момент, признаётся, фотография для него была просто «жёстким диском» для хранения информации. Сама мысль по-настоящему заняться фотоснимками пришла значительно позже, когда он работал в архитектурной мастерской. Тогда-то Валерий Михмель и отправился на поиски залежей красоты, при этом наивно полагая, что «Клондайк красоты» должен находиться где-то далеко, в каких-то сказочных местах. Он ездил и снимал, пока однажды не понял, что для него наступил День сурка. Всё идёт по кругу, всё одно и то же, с повторами. И далеко, оказывается, не означает, что сказочно.
«И пока я без устали промывал всевозможные отснятые виды в надежде добыть крупицы красоты, пришло понимание, что красота – это не всё богатство нашего мира, что ценность фотографии заложена в ней самой, в композиции, сюжете, визуальных отношениях изобразительных элементов. Я стал глубже и серьёзней изучать это искусство – искусство останавливать мгновение», – говорит Валерий Михмель.
Так появилось три направления в его фотографии: жанровый портрет, уличная фотография и фотография, которую условно можно назвать метафизической. Основой и содержанием метафизической фотографии является исследование света и цвета в сочетании с композицией.
«Для меня невозможно исключить или принизить ни одно из этих направлений фотографии, потому что они есть грани единой реальности. В уличной фотографии я пытаюсь найти и зафиксировать моменты, которые остаются незамеченными в быстром течении городской жизни. А в жанровом портрете человек, на мой взгляд, не нуждается в приукрашивании, тем более в идеализации. Человек красив таков, каков он есть», – считает фотохудожник.
Предмет исследования – улица
Значительную часть выставки Валерия Михмеля составляет уличная фотография, жанр которой наиболее интересен фотохудожнику. Именно уличная фотография даёт ему возможность почувствовать себя и охотником за тем самым неповторимым мгновением жизни, и путешественником, и исследователем. «Как сказал кто-то из великих, искусство подобно евангельскому чуду превращения воды в вино». Так и в уличной фотографии. Мы видим городской поток – людей, машины, и вдруг, как некая вспышка, появляется мимолётный образ, который надо тотчас поймать, зафиксировать. И задача уличной фотографии – в какой-то момент времени эту каплю воды из общего потока вычленить и превратить в вино», – размышляет Валерий Владимирович.
Уличная фотография даёт ему возможность испытать это самое чудо превращения. А началось всё с самого первого его кадра в этом жанре (он и возглавляет фотоэкспозицию) – с изображения кота на заснеженном заборе. Пока он подбирал и выстраивал композицию, неожиданно вмешался кот. «Поднимаю голову, а он сидит и пристально на меня смотрит. Я едва успел щёлкнуть, как он совершенно непонятным для меня образом исчез. Зато какой кадр оставил мне на прощанье!» – комментирует свои фотоснимки Валерий Владимирович.
Или снимок с понурой, задумчивой лошадью, которую из стойла выводит девушка с такой же, как у лошади, гривой волос на голове. И всё это на фоне другой, с грустью наблюдающей за наездницей из дальнего стойла лошадки. «Чуть-чуть я промедли, и девушка заслонила бы ту, другую коняжку, и кадр тогда не получился бы», – говорит автор выставки.
Игра цвета и света
Валерий Михмель, архитектор по натуре и по призванию, любит играть со светом и линиями. Получается интересно. Вот рабочий носит огромные коробки. На него и на его ношу падает пробивающийся из-за двери солнечный свет, который неожиданно окрашивает всё вокруг в бирюзовый, синий, оранжевый цвета. И Михмель эту внезапность успевает поймать. Сказывается профессия архитектора-проектировщика – умеет он разглядеть игру цвета в такой вот будничной картине.
На другом его снимке – обычная придорожная чебуречная, на крыше которой огромными красными буквами изображено слово «чебуреки». Продаёт эту придорожную снедь улыбающаяся женщина-алтайка в ярко-красном платке, а чуть поодаль стоит столик с красным пластиковым стаканом, в который налит горячий чай. «Видите, какая вдруг проявилась удивительная композиция красного?» – с азартом спрашивает Валерий Михмель.
«С чего тебе меня фотать!..»
А какие у Михмеля портреты! В каждом читается судьба человека. Немало среди изображённых – односельчане Валерия Владимировича. Этот мужичок копал картошку и присел отдохнуть на скамью, что стоит возле скособоченного бревенчатого здания школы. В глазах не привыкшего к вниманию мужчины сквозит недоумение: «Я же в грязном…Чего меня фотать!» А этот, другой «кадр», говорят в деревне, горький пьяница. С хитрецой смотрит он из-за забора. Или сидящие на лавочке ребятишки, один из которых пытается удержать кота, что изо всех своих кошачьих сил, царапаясь и не желая оставлять свой след в вечности, пытается вырваться из рук мальчишки. Или семейный портрет в интерьере. На фоне придорожной лавки с каким-то тряпьём стоит сурового вида муж в футболке с надписью на груди «Рождённый в СССР». К нему прильнула улыбающаяся жена, рядом охранник – неизвестной породы пёс. На деревянной стенке лавчонки пришпилен клочок бумаги с признанием в любви к суровому мужчине от проезжающих мимо туристов «Михалыч, русский хиппи, ты – супер!»
На этой неделе Валерий Владимирович вместе с двумя старинными друзьями (свою дружескую компанию он называет ТриД, что значит Три деда) путешествует по Горному Алтаю, на дорогах которого он опять-таки ищет залежи красоты. «Эти летние ежегодные путешествия по горному краю (особенно нравится Чуйский тракт) для нас – непременный ритуал, который уже вошёл в традицию. На этот раз отправляемся на Мультинские озёра», – поясняет Валерий Михмель, который без фотодобычи домой из таких путешествий не возвращается. Так что после фотодебюта продолжение следует.
Выставка продлится до 6 августа.
Просмотров статьи: 354