«Во имя России и славы Ея для…»
В прошлом номере нашей газеты (№21 от 1 июня 2023 года) мы рассказали о необычном проекте, рассказывающем о маршрутах Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова, корабли которых в ХVIII веке отправились к берегам Северо-Западной Америки. Посвящён проект 340-летию мореплавателя, капитана-командора Витуса Беринга.
Сборники редких документов
Рассказали и об Академическом отряде, необычном подразделении Великой Северной экспедиции, учёные которого провели исследования на Урале, в Сибири и в казахских степях, а иные вместе с Берингом и Чириковым совершали и морские путешествия. Побывали исследователи Академического отряда и в наших краях. Сведения о Кузнецке и Кузнецкой крепости встречаются в многочисленных дневниковых и архивных записях «академиков» Великой Северной.
Проходит проект, презентованный на днях в филиале Новокузнецкого краеведческого музея на ул. Народной, 7, в рамках программы «Лаборатория квеста: дорогами первых», ставшей победительницей в конкурсе, объявленном Фондом президентских грантов. Проект в интерактивной форме знакомит ребят со славной историей России, в которой мореплаватели и исследователи отважно, «не щадя живота своего, а лишь во имя России и славы Ея для», отправлялись в опасный и тяжёлый путь.
И напомнить обо всём этом накануне Дня России, который отмечается в нашей стране 12 июня, сегодня будет не лишне – как говорится, в строку.
Чтобы проследить путь следования Академического отряда учёных, входящих в состав Великой Северной экспедиции, автор проекта Ильдар Маматов, издатель и путешественник из Санкт-Петербурга, влюблённый в Север и Сибирь и очень много делающий для сохранения памяти их первооткрывателей, в пятый раз приезжает в Новокузнецк. В сопровождении новокузнецких историков он побывал в городских музеях, школах и библиотеках. Более того, Ильдар Юнусович подарил на память сотрудникам филиала Новокузнецкого краеведческого музея две книги – сборники статей и редчайших документов, касающихся Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. Эти книжные издания также вошли в проект «Маршрутами Великой Северной экспедиции».
Французы русской национальности
Одна из книг «Делили в России» знакомит читателей с уникальными материалами исследований, возвращая имена учёных из незаслуженного забвения. В частности, приехавших из Франции и обосновавшихся в России братьев-учёных Жозефа и Луи Делиль, с которыми после знакомства Пётр Первый впервые в России поставил задачу освоить градусные измерения. Для этого он поручил генерал-фельдцейхмейстеру Якову Брюсу организовать необходимые измерения на льду Ладожского озера. Однако «вследствие мягкой зимы при раннем наступлении весны» лёд озера оказался ненадёжным и непригодным для такой операции, и всё пришлось отменить.
Жозеф Николь Делиль руки не опустил, он в последующие годы занялся проектом строительства здания Кунсткамеры, намеченной для размещения в ней астрономической обсерватории, чтобы наблюдать за небесными телами и явлениями.
Жозеф Делиль был человеком энциклопедических знаний, первым профессором астрономии Петербургской Академии наук, основателем научных школ астрономии и математической картографии. В 1731–1733 годах, лишь следуя своему научному наитию, он составил карту-задание, которая определила программу исследований Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции в акватории Тихого океана. Благодаря этой подготовительной работе были открыты новые земли и уточнены гипотетические предположения Делиля по землям и островам. Казалось бы, невероятно, но острый научный ум – такая непредсказуемая штука!
Эстафета по-братски
Брат Жозефа Николя Делиля Луи Делиль де ла Кройер входил в состав Академического отряда, особого подразделения Великой Северной экспедиции. Ценой собственной жизни Луи Делиль настоял на выполнении задания, определённого для экспедиции Витуса Беринга (Луи Делиль – тот самый невезучий учёный, который после длительного мореплавания, не успев отпраздновать победу, умер в день прибытия корабля в Авачинскую бухту).
Однако эстафету научных исследований подхватил его оставшийся в Санкт-Петербурге брат. В 1752 году он опубликовал новую карту и брошюру, где впервые рассказал о Витусе Беринге и Алексее Чирикове, чем и побудил Россию сообщить миру о великих географических открытиях, сделанных во время Второй Камчатской экспедиции.
К сожалению, в России в те годы началась эпоха дворцовых переворотов, произошло и падение интереса к научно-техническому прогрессу. Делиль, лишённый обычного для академиков-иностранцев денежного содержания, а вместе с ним и звания академика в Академии наук при управлении ею И.Д. Шумахером, вынужден был возвратиться в Париж, не исполнив своей заветной мечты о применении самых разных измерений и «особо мерянии Земли». После него осталась огромная библиотека редчайших книг и рукописей, собранных страстным учёным-библиофилом, множество неопубликованных трудов, тысячи писем, что хранятся (опять-таки, к сожалению) в Париже.
Биография Жозефа Николя Делиля как учёного, посвятившего России 20 лет кипучей жизни, но «с грустным итогом», до сих пор не написана. И тем не менее современные учёные отдают сегодня дань уважения масштабности замыслов и величию личности «этого русскоподанного француза». Француза русской национальности.
Потомки отважного академика
Но в России остались потомки его брата – Луи Делиля де ла Кройера, участника Академического отряда и Великой Северной экспедиции. Согласно самых различных данных они ещё долго жили в Российской империи (а может быть здравствуют и поныне). Из двух (либо трёх, точно неизвестно) детей Луи Делиля выжил лишь младший Николай, который родился перед самым отъездом отца, ушедшего с экспедицией Витуса Беринга, в которой Луи Делиль и погиб от цинги, до конца выполняя свой научный долг. Сын учёного-мореплавателя Николай Делиль де ла Кройер вырос, окончил Кадетский шляхетный корпус и стал крупным горным инженером, который управлял Змеиногорской конторой на Алтае. Один из его внуков Алексей, правнук Луи Делиля де ла Кройера, занимался поиском руд и в 1834 году работал приставом-смотрителем Салаирского рудника, а затем был назначен помощником управителя при Алтайском Горном правлении.
Все потомки учёного «с французским проносом» и не думали уезжать во Францию. Они все честно, верой и правдой трудились во благо России, ставшей для них Родиной.
Завод Командора
Второе редкое издание, привезённое в Новокузнецк Ильдаром Маматовым, также значится под грифом проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции». Это сборник документов из архивного фонда Уральского горного управления, содержащих историю Тамгинского железоделательного завода 1735–1745 годов. Сборник так и назван «Тамгинский завод и Камчатская экспедиция».
Уникальное металлургическое предприятие было выстроено в районе Якутска по инициативе великого российского мореплавателя Витуса Беринга с целью снабжения железом и железными изделиями Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. История завода приоткрывает малоизвестную сторону деятельности экспедиции Беринга, что возглавил экспедицию, сравнимую по последствиям с открытием Америки Колумбом, а по масштабам и организации не имеющую аналогов в истории России.
Редчайшие документы свидетельствуют также о том, что уже в ХVIII веке, когда в труднодоступных местах на вечной мерзлоте был выстроен горный завод, для российской металлургии, а значит и российской промышленности не было ничего невозможного. Тамгинский завод так и называли – «Завод Командора», то есть завод географической экспедиции, что само по себе весьма примечательный факт.
Уникальная производственная операция была осуществлена горными специалистами и мастерами, привезёнными с Урала по инициативе и при непосредственном организационном участии командора Витуса Беринга, а также мореплавателей его команды. До этого вблизи Якутска местные жители в частном порядке уже освоили рудоплавный промысел. Но прибегли не к опыту якутов-аборигенов, а к опыту уральцев. По распоряжению Берг-коллегии в Охотский порт направили группу крестьян, не забывших древнее искусство клажи «ручных домёнок» и прямой переплавки в них руды в железо так называемым сыродутным способом.
Явление мирового масштаба
Четвёртого июня 1735 года мастер П. Бронских при участии лейтенантов Великой Северной экспедиции Василия Прончищева и Вилима Вальтона выбрал речку Тамгу в 29 вёрстах выше Якутска. Строительство завода началось, и 23 сентября (!) он был уже пущен. «Возведением оного командовал молодой Соловьёв, ибо Столова из-за пьянства пришлось отстранить, а назначенный управителем механик Бахорев был отозван с полпути в Екатеринбурге», – значилось в архивном документе Уральского горного управления. Однако ещё в ходе строительства Соловьёв заболел чахоткой и умер. И во главе завода стал опытный горный офицер А. Метенев. При нём завод превратился в стабильное предприятие, обеспечившее экспедицию металлопродукцией на несколько лет вперёд.
Ковку железа наладил сосланный из Екатеринбурга мастер Йохем Рамфельт, англичанин по происхождению, которого моряки Беринга окрестили Ехом Якимовым. Руда поступала с Ленских Столбов, с разведанного Столбовского железного рудника. Её спускали с горы в сумах из сыромятной кожи. Затем на протяжении 152 вёрст – по Лене до заводской пристани в устье Тамги. Отсюда руду возили к заводским домнам на якутских быках.
Тамгинский завод, впервые построенный в одном из самых суровых районов Российской империи (вечная мерзлота, близость полюса холода Северного полушария) стал явлением мирового масштаба. Преданные российскому Отечеству Витус Беринг и его команда и тут продемонстрировали, что любовь к Родине способна не только придать силы, чтобы моря «исколесить», горы свернуть, но и вечную мерзлоту покорить. Командор и его команда своими героическими усилиями доказали, что в первой половине ХVIII века для страны не было практически ничего невозможного как в промышленном, так и в полномасштабном освоении необжитых территорий.
Просмотров статьи: 335